Регистрация

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Знатоки природы»

  • 14 мая 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Цель мастер-класса – знакомство педагогов с методами и приемами формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников.

Уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю Вас с методами и приемами формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников. В ходе мастер – класса при выполнении заданий мы будем формировать предпосылки следующих универсальных учебных действий: регулятивных (умение ставить цель, планировать, получать и оценивать результат), познавательных (умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации), личностных (умение оценивать свои и чужие поступки), коммуникативные (умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща).

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, тема «Знатоки природы» с интеграцией образовательных областей «Познавательное» и «Речевое развитие». Речь пойдёт о весне и её признаках. В занятии используем деятельный подход в овладении знаниями и групповые формы работы с воспитанниками.

ФГОС ДО предполагает новую организацию образовательного пространства. В данном случае пространство уже разделено на 3 сектора. Отдельно вынесено место для экспериментальной деятельности.

Вы уже сами разделились на команды. Детям можно также предложить разделиться на команды по желанию. Теперь вы – команды знатоков. А кто такие знатоки? (Те, кто много знает, читает, всем интересуется). У каждой команды должно быть свое название. Для этого назовите по одному весеннему признаку и выделить главное слово. (Сосульки капают – «Капель», солнышко ярче светит – «Солнышко», появляются подснежники – «Подснежник»). Названия команд детям можно предложить изобразить в виде рисунка. Это и будет эмблемой команды. (Предлагается маркером изобразить название схематично на заранее заготовленных листах, сложенных треугольником)

Работа в командах предполагает распределение обязанностей (ролей). Педагог может помочь распределить роли. Каждая команда выбирает себе руководителя группы (капитана), – обычно это лидер группы; экспериментатора и наблюдателей. Всем членам команды для удобства прикрепляются бейджики. Хочу обратить ваше внимание на то, кто может быть экспериментаторами – обычно это дети, имеющие повышенные образовательные потребности. Они умеют действовать по инструкции. Также мы не запрещаем детям советоваться, общаться, мы призываем их к смелым действиям.

Для введения детей в тему занятия мы отходим от традиционного, уже устаревшего и неинтересного подхода (письмо в конверте, посылка, появление сказочного героя), а исходим от потребностей современного ребенка. Сюрпризным моментом может быть SMS – письмо или сообщение на электронную почту, как возможность получения какой-либо информации. Сегодня, например, пришло электронное письмо, текст которого перед вами. Сейчас я его прочитаю. (Письмо заранее посылается на электронный адрес и открывается детьми, или уже размещено на рабочем столе ноутбука).

«Жили-были четыре времени года. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца одно, три месяца – другое, три месяца – третье и три месяца – четвертое. Но однажды самое холодное время года решило, что оно самое главное и не захотело уступать место. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Но время года, которое должно сменять холода и вьюги сказало: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? 

Уважаемые Знатоки природы! Для вас я приготовила вопросы. Как только будет готов ответ, подайте сигнал. В случае, если вы нажали на кнопку, а ответ не готов, ход переходит другой команде. (Командная работа организует детей, которые редко проявляют самостоятельность, мы подталкиваем их к диалогу и сотрудничеству. Это могут быть застенчивые дети или с заниженной самооценкой).

Вопрос первый. Как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить холод? (По сигналу отвечают по очереди все члены команды. Свой ответ докажите, почему вы так считаете? (слайд с изображением лампочки, костра, солнца)? – (Лампочка и костер не дают столько много тепла, как солнце. Солнце и есть то самое чудо). (На слайде появляется улыбающееся солнце). Молодцы!

Вопрос второй. Опишите наше весеннее солнышко, какое оно? Посоветуйтесь и дайте ответ (По сигналу отвечают все члены команды по очереди. Таким образом, активизируются все.)

А теперь, внимание, черные ящики. Для каждой команды готово задание: провести эксперимент со снегом и льдом. Команде «Солнышко»: выяснить, что быстрее растает: лед или снег? Команде «Капель» проверить снег на чистоту. Команде «Подснежник» узнать: как ведут себя в воде снег и лёд? Помогут вам в этом инструкции. Экспериментаторы приглашаются в лабораторию. Как только вы справитесь с заданиями, можете присоединиться к своим командам.

В процессе экспериментирования у детей появляется возможность сотрудничать (задавать друг другу вопросы, рассуждать, спорить, доказывать своё мнение.)

Итак, пока проводятся эксперименты, мы перейдем к следующему методу изучения природы – наблюдение. Уважаемые наблюдатели, вы готовы? Посмотрите внимательно на картинку. В чем ошибся художник? Каждому наблюдателю из команды назвать по одному признаку. Если затрудняетесь, можно попросить помощи у команды. Не забываем про сигнальную кнопку.

На слайде весенний пейзаж, в котором «спрятались» ошибки (характерные черты других времен года. А некоторые, характерные и для весны, и для зимы, например, сосулька. Кто-то назовет его лишним, а кто-то оставит, но свой выбор обоснует. Лучше использовать картину ранней весны, еще непохожей на лето. Ошибки: кленовый оранжевый лист, яблоко на дереве, снеговик, сосулька (хитрая ошибка), синичка, и т.д.). Педагог просит прокомментировать и обосновать ответы, убирает лишнее и просит по два предложения озвучить то, что осталось на картинке.

Задание для капитанов. Капитаны выходят к доске, к ним спускается волшебное солнышко (игрушка). Они его передают друг другу и проговаривают предложения.

Например:

  1. Светит ярко солнце.
  2. Тает снег.
  3. Текут ручьи и т. п.

А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Звучит песня. Вы двигаетесь под музыку, внимательно слушая текст песни. Как только музыка закончится, вам нужно остановиться возле той картинки, которая соответствует, по вашему мнению, времени года в песне. (Одновременно я решаю несколько задач: смена вида деятельности, развитие внимания и ассоциативного мышления.)

(На ковре раскладываются различные изображения предметов (снежинка, ягодка, подснежник, кленовый лист, снеговик, ромашка - по несколько штук).

Звучат детские песенки: о зиме, о весне, о лете, об осени. Воспитатель обязательно спрашивает: «Саша, на какой картинке ты остановился? Почему?»

Молодцы! А теперь, мы должны с вами зарисовать (зафиксировать все то, что мы узнали, только мы ни о чем не забыли? Все задания выполнили? (Экспериментаторы вспоминают о своём задании.) Я приглашаю всех пройти в лабораторию для подведения итогов. Расскажите, какой эксперимент вы провели, и к какому выводу пришли. (Экспериментаторы по очереди рассказывают о проведенных опытах). По ходу их рассказа педагог, в случае затруднения, задает наводящие вопросы. Выступление экспериментаторов повышает их статус в глазах наблюдателей и вызывает познавательный интерес, тем самым побуждая к самостоятельному экспериментированию.

Ну вот, теперь самое время зафиксировать все результаты нашей работы. Только зафиксируем их в виде зарисовки путем составления своей авторской картины.

Каждая команда получает по набору весенних картинок. На магнитной доске (фланелеграфе) выложите картинки так, чтобы получилась картина весны, и составьте описательный рассказ по этой картине. Как только задание будет выполнено, вы нажимаете сигнальную кнопку. Дети выполняют задание. По сигналу кнопки, я подхожу к команде и выслушиваю их рассказ. Тем самым даю возможность завершить работу командам, работающим в более медленном темпе.

Молодцы! Посмотрите, какие у всех замечательные картины получились. Как много интересного вы узнали! Вы были настоящими Знатоками природы. Особенно хорошо и в быстром темпе работала команда «…..».

Включите планшеты и расскажите, что нового вы узнали. (Этот прием можно использовать как элемент повторения материала и как начало следующего занятия. Мы можем раздать каждому ребенку его планшет или в случайном порядке, тем самым активизировать знания детей, полученные на предыдущем занятии).

Таким образом, при выполнении заданий происходит формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие связной речи, создаются условия для общения детей, их совместной деятельности и принятия самостоятельных решений.

Презентация к мастер-классу для педагогов ДОУ «Знатоки природы»

Автор: Наталья Николаевна Думанская, воспитатель МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево, Мурманская область. Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 16 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна 16.05.2016 в 21:31

Наталья Николаевна, спасибо за мастер класс. С большим интересом познакомилась с методами и приемами формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников.В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. Следуя Вашим методическим подсказкам, легко грамотно организовать образовательный процесс.

Наталия Валерьевна 04.06.2016 в 14:32

Наталья Николаевна, поздравляю Вас с высоким результатом в конкурсе! Замечательный мастер-класс и заслуженная победа! Подскажите, пожалуйста, в каком документе (и каком пункте этого документа) указывается на необходимость формировать предпосылки универсальных учебных действий у старших дошкольников?

Татьяна 04.06.2016 в 20:00

Наталья Николаевна! Поздравляю с победой! Новых достижений!

Шахова Ольга Вячеславовна 22.06.2016 в 21:26

Наталья Николаевна, поздравляю с Победой!
Ваша работа, действительно, заслуживает внимания коллег.
У меня возникли некоторые организационные вопросы (например, сигнальная кнопка, планшеты у детей), может потому что Вы не указали используемое оборудование. Но это ни в коем случае не замечание, а именно вопрос организации процесса.
Очень рада, если в Вашем ДОУ есть возможность использования такого оборудования.
МК интересный, по-настоящему познавательный. В ходе такой разнообразной деятельности предпосылки УУД дошкольников формируются гораздо быстрее.
Спасибо за интересные находки (например, sms-сообщение). Удачи и творческого вдохновения!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!