Регистрация

Сценарий Совета педагогов ДОУ «Поможем ребёнку быть здоровым»

  • 9 марта 2016

Данный Совет педагогов проходил в рамках реализации завершения перехода  на ФГОС ДО и посвящён теме формирования ЗОЖ у дошкольников и родителей.

Выступление старшего воспитателя

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).
  • Формирование понятия «Не вреди себе сам».

На сегодняшний день существуют определённые трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

  • Формирование ЗОЖ в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся эпизодически и бессистемно.
  • При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод.
  • Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ.
  • В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей.

Цель Совета: повышение результативности воспитательно-образовательного процесса, и формирование у педагогов ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Задачи:

1. Формировать и закреплять профессиональную компетентность педагогов в области валеологии.

2. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников 

3. Формировать положительную мотивацию у педагогов ДОУ на осуществление здоровьесберегающей деятельности.

Совет педагогов предлагаю провести в форме деловой игры «Брейн-ринг». Для этого я нужно разделиться на две команды и занять места за столами. Оценивать нашу игру будет экспертная комиссия, в состав которой входят: заведующий ДОУ, музыкальный руководитель,инструктор по физической культуре.

Правила и ход деловой игры «Брейн-ринг»

Для начала игры каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Название должно соответствовать теме нашего семинара – 1 минута на размышление. Время пошло (представление команд и капитана).

Все вопросы будут появляться на экране. После озвучивания вопроса, командам даётся время на обдумывание ответа – 1 минута. Капитан команды, готовая озвучить ответ поднимает руку и команда отвечает. Команда соперников не перебивает и не подсказывает. Каждый ответ оценивает экспертная комиссия, в заключении комиссия подведёт итог игры.

1 вопрос. Назовите виды двигательной активности в воспитательно-образовательном процессе (образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки, бодрящая гимнастика, физические упражнения на прогулке, физкульминутки и динамические паузы, физкультурные досуги, праздники и развлечения, самостоятельная двигательная активность).

2 вопрос. Перечислите основные оздоровительно-профилактические мероприятия в детском саду (чай с мёдом, соки, витаминотерапия, образовательная деятельность на свежем воздухе, прогулки, закаливание, гимнастики, бассейн, босохождение летом, и т.д.)

3 вопрос. Перечислите виды и способы закаливающих процедур детей дошкольного возраста (утреннее умывание, мытьё рук перед едой, мытьё ног перед сном; игры с водой; систематическое полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры; отваром трав шалфея и ромашки, минеральной водой; обливание ног водой с постепенным понижением температуры).

4 вопрос. Какова структура утренней гимнастики? (Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную.

1. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. Продолжительность вводной части в среднем длится от 1 до 2 минут.

  • построения (в колону, в шеренгу);
  • строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
  • перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону;
  • непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом);
  • бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

2. Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности:

  • упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц.
  • упражнения для мышц туловища.
  • упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.
  • следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание).

5 вопрос. Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения утренней гимнастики?

1. Разбудить организм ребёнка и настроить его на предстоящий день.

2. Разносторонне, но умеренно влиять на укрепление костно-мышечного аппарата.

3. Активизировать деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем.

4. Способствовать формированию правильной осанки. Профилактика плоскостопия.

6 вопрос. Назовите количество ОРУ в ходе НОД по физическому развитию в каждой возрастной группе (во второй младшей группе –5-6 , в средней группе – 6-7 , в старшей группе – 7-8 , в подготовительной группе – 8-10).

7 вопрос. Какие виды или варианты проведения утренней гимнастики вы знаете? (Обычная – строевые упражнения, перестроения, ОРУ; Из набора подвижных игр по 2-3 игры; музыкально-ритмическая гимнастика; игрового характера; комплекс упражнений с тренажёрами; с предметами и без предметов; сюжетная гимнастика; по показу ребёнка; схемы).

8 вопрос. Насколько сообразительны и смекалисты наши игроки, посмотрим в конкурсе «ЭРУДИТ». Внимательно слушайте наши вопросы и давайте правильные ответы на них.

1. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет).

2. Правда ли, что ежедневно нужно выпивать два стакана молока? (Да).

3. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет, нужно 9-10).

4. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да).

5. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).

6. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет).

7. Какая страна является родиной чая? (Китай).

8. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).

9. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет).

9 вопрос. Соревноваться командой легко, хорошо и надёжно. Ведь не зря говорят в народе: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Но пришло время пригласить посоревноваться наших капитанов. Капитаны - вперёд! Предлагаю вашему вниманию задание «Найди правильный ответ», выполнив которое вы выделите компоненты здорового образа жизни. У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот «Дуб» листочками, на которых вы напишите компоненты здорового образа жизни.

1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, полное физическое, психическое и социальное благополучие:

  • Здоровье.
  • Сон.
  • Питание.

2. Закаливание это -

  • Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов.
  • Физические упражнения.
  • Прогулки.

3. Система методов и приёмов, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья:

  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Компьютерные технологии.

4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья:

  • Красота.
  • Чистота.
  • Доброта.

5. Как называется наука о здоровье:

  • Физиология.
  • Геронтология.
  • Валеология.

6. Состояние, при котором замедляется большинство

 физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма

  • Сон.
  • Игра.
  • Отпуск.

7. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу:«Двигаюсь, значит, живу»...

  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Физическое развитие.

8. Рациональное распреде­ление времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –

  • Игра.
  • Занятие.
  • Режим дня.

Звучит музыка.

Старший воспитатель: Пока капитаны работают, приглашаю всех педагогов на физминутку.

Игра «Веревочка»

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить. Правила. 1. Играющие должны веревку держать двумя руками. 2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Старший воспитатель: Капитаны, займите свои места, а жюри подведёт итог конкурса капитанов. Результаты будут озвучены в конце игры. А мы продолжаем.

9 вопрос. Замените выражение пословицей.

  • Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись).
  • Ешь лук. (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
  • Будь бодрым, занимайся физкультурой. (В здоровом теле, здоровый дух).
  • Умывайся, принимай душ каждый день. (Чистота – залог здоровья)
  • Здоровье бесценно. (Здоровье за деньги не купишь)
  • Закаляйся с детства. (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).

10 вопрос. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ (коллективная деятельность – заполнение таблицы). 

Формы партнёрства с родителями воспитанников

Формы

Традиционные

Нетрадиционные

Наглядно- информационные

Информационные стенды

Видеоролики

Папки-передвижки

Информация на сайте

Тематические выставки

Газета (журнал)

Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме;

Личный блокнот

Фотовыставки;

Презентации

Аналитические

Анкетирование

«Шкатулка вопросов»

Посещение семьи

Тестирование

Образовательные

Беседы

Круглый стол

Практикумы, семинары

Семейная гостиная

Различные формы родительских собраний, лекториев;

Родительские конференции

Консультации

Групповая дискуссия

Физкультурные досуги

Занятия в родительских клубах

Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников;

Акция

Выставки детских работ по теме;

Вечера вопросов и ответов

Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ;

Совместные выходы на природу

Эпизодические посещения родителями д/сада;

Совместные физкультурные занятия с детьми

Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей.

Творческие конкурсы

Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей.

Организация дополнительных услуг родителями в группе по физической культуре

Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника. Обосновать свой выбор и актуальность предложенных тем. 

ТЕМА

ФОРМА

СПЕЦИАЛИСТЫ 

«Береги зубы смолоду» 

 

 

«Оказание первой помощи при отравлении, травме» 

 

 

«Влияние ТВ на здоровье дошкольников» 

 

 

 «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» 

 

 

 «Режим дня» 

 

 

«Личная гигиена дома» 

 

 

 «Полезная кухня» 

 

 

«Выходные с пользой для здоровья» 

 

 

«Вредные привычки» 

 

 

11 вопрос. «Вопрос – ответ». Часто педагог оказывается в ситуации, когда необходимо ответить на неожиданный вопрос ребёнка. Как себя повести?

  • Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (Чистота).
  • Как называется наука о здоровье? (Валеология).
  • Какие фрукты, овощи, растения используются для понижения температуры? (Малина, чеснок, липа, лимон и т. д.).
  • В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
  • Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
  • Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво, под ногтями – микробы, можно заболеть).
  • Назовите зимние виды спорта? Летние?
  • Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
  • Листья, какого растения используются при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
  • Сок, какого растения используется вместо йода? (Чистотел).

12 вопрос. Полезные советы дайте нам своим ответом:

 

  • Если хочешь долго жить – сигареты брось… (курить).
  • Напомним каждому с любовью – курение вредит…. (здоровью).
  • Солнце, воздух и вода – наши лучшие… (друзья).
  • Если хочешь похудеть, стройную талию иметь, со свининой не ешь суп – покрути – ка… (хула – хуп).
  • Очень важно спозаранку есть за завтраком… (овсянку) .

 

Старший воспитатель: Наша игра подошла к концу. Пока жюри подсчитывают баллы, у нас рекламная пауза.

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

  • Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?
  • Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
  • Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
  • Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
  • Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
  • Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
  • Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
  • Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку.

Голос : Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

Старший воспитатель: Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо: 

  1. Развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи.
  2. Формировать у дошкольников элементарные представления: о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определённой группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о её влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.); о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.).
  3. Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости».
  4. Привлекать родителей к формированию у ребёнка ценностей здорового образа жизни.

Важнейшая задача дошкольного воспитания – это сохранение и укрепление здоровья ребёнка. В идеале это воспитание здорового ребёнка.

Команды представляют домашнее заданиеМодель здорового ребёнка.

Старший воспитатель: Во 2 части нашего семинара мы заслушаем результаты контроля и мониторинга физического развития детей в ДОУ. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

2. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения .

3. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма , основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

1. Справка по результатам тематического контроля осуществления деятельности по физическому развитию в ДОУ.

2. Справка по состоянию здоровья и заболеваемости детей во всех возрастных группах.

Старший воспитатель: К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Вот некоторые из них:

1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

5. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

6. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья своего здоровья – одна из главных стратегических задач развития страны. Давайте будем к решению этой задачи причастны.

Результаты анкетирования педагогов.

Рефлексия «Три замка»

На магнитной доске помещаются три замка: красный, зелёный и коричневый. Участниками семинара раздаются плоскостные изображения красного, зелёного и коричневого ключей. Предлагается разместить ключи по соответствующим замкам. Красный замок – эта тема актуальна. Зелёный замок – мне было интересно. Коричневый – пополнила опыт.

Старший воспитатель: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» – так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Слово жюри по итогам игры.

Решение Совета педагогов:

1. Разработать профилактические меры для снижения заболеваемости детей в группахОтветственные: медсестра, инструктор по ФИЗО, воспитатели.

2. Усилить методическую работу по закреплению методики физического развития дошкольников. Ответственные: старший воспитатель, руководитель МО, в течение года.

3. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей. Ответственные: воспитатели, инструктор по ФИЗО. Дата: в течение года

4. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп. Ответственные: воспитатели, инструктор по ФИЗО, муз. руководители. Дата: до конца учебного года

5. Пополнить спортивный зал спортивным оборудованием. Ответственные: администрация, в течение учебного года.

Литература:

1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка.

2. Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей.

3. Васильева И. Развивающие игры для дошкольников.

4. Иванов Ю. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье.

5. Кузьмин В. Дыхательная гимнастика.

6. Маханева М. Воспитание здорового ребенка.

7. Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников.

8. Празников В. Закаливание детей дошкольного возраста.

Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования МБДОУ ДС № 15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Евгения 22.08.2016 в 10:50

Спасибо Татьяна Григорьевна, очень интересный материал, живой. С вашего разрешения воспользуюсь вашими идеями.

Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:47

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:03

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!