Регистрация

Программа в ДОУ «В гостях у бабушки Варварушки»

  • 20 января 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства в ДОУ»

Тема: Программа кружка «В гостях у бабушки Варварушки»

Всестороннее развитие ребёнка осуществляется на основе освоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребёнка со взрослым.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевое общение – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач, среди которых большое значение имеет воспитание интереса, любви к устному народному творчеству. Более подробнее прочитать об этом вы можете на сайте www.poznaysebia.com

Работая с детьми, я всегда придавала особое значение  малому фольклору, как одной из составной части народного творчества. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка.

Мною была разработана программа, в основу которой положены соответствующая образовательная область обновлённого варианта программы «Детство»Т.И.Бабаевой и методические рекомендации Фесюковой «Воспитание сказкой», Т.С.Большевой.

Концептуальную основу моей работы составляет авторская программа О.Д.Князевой и М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Именно эта программа помогла мне в организации предметно – пространственной среды, необходимой для реализации поставленной цели и задач.

Основная форма реализации данной программы – кружковая работа – от15 до 30 минут в зависимости от возраста, 1 раз в неделю.

Цели:

  • способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе;
  • речевое развитие детей средствами малых форм фольклора.

Задачи воспитания и развития речи детей:

  • воспитание у детей интереса к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать;
  • обогащать читательский опыт за счёт разных форм фольклора, простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных;
  • обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания текста;
  • поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Место программы в образовательном процессе:

Содержание программы интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций; на основе представления об окружающей деятельности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке; навыки взаимоотношений со сверстниками; развитие речевых способностей.

Объем программы включает три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Наименование разделов программы:

  • малые фольклорные формы;
  • русские народные сказки;
  • русское народное искусство;
  • праздники и традиции русского народа;
  • мониторинг развития детей.

Каждый раздел содержит соответствующие темы.

Для решения задач были использованы следующие формы работы с детьми:

Развлечения: «Игры – путешествия», «Делу время – потехе час», «Вечер шуток , небылиц и докучных сказок», «Вечер загадок и отгадок».

Праздники: «Осенины», «Здравствуй гостья зима», «Пришла коляда – открывай ворота», «Масленица», «Весёлая ярмарка», «Светлая Пасха» и другие.

Театрализованная деятельность: «В гостях у сказки», «Игры с бабушкой Варварушкой», «Ах, красивый теремок» и другие.

Игровая деятельность: «Русские народные игры», «Игры – путешествия», «Игры – импровизации», «Игры на развитие словотворчества».

Приёмы , используемые для создания интереса у детей: сюрпризные моменты; художественное слово; аудио и видеокассеты; репродукции; слайд – шоу.

Методы и приёмы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности: проблемно – поисковые вопросы; разбор пословиц и поговорок; введение нового персонажа; творческие задания; метод аналогий; работа с моделями, схемами, чертежами.

Здоровьесберегающие технологии: мудры; шары здоровья; Су – Джок терапия; игровые гимнастики.

Для реализации программы в группе создана специальная среда:

  • Мини- музей «Русская изба»;
  • уголок ряженья;
  • уголок «Народное творчество;
  • уголок книги;
  • «Театральный салон».

В итоге реализации данной программы получены следующие результаты:

  • дети активно и с желанием участвуют в разных видах творческой деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисуют иллюстрации, лепят и конструируют фигурки для театрализованных игр, участвуют в театрализованных играх, создавая интересные образы героев;
  • дети легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведения, выражают своё отношение к событиям и героям.

А главное дети стали относиться доброжелательнее  друг к  другу и взрослым, стали замечать красоту окружающей природы. У них возник интерес к произведениям народного творчества. И я всё больше убеждаюсь, что произведения фольклора любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Список литературы:

  1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2014.
  2. Г.А.Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н.Николаева. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
  3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб: Детство – Пресс, 1998.
  4. И.Г.Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду.- СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010.
  5. Т.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Театрализованные игры в детском саду. – Москва «Школьная Пресса», 2000.

Автор: Шишенина Аурика Анатольевна, воспитатель высшей категории, педстаж 25 лет, МАДОУ ЦРР д/с №131, г. Калининград, РФ.

4.1 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 29)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 22.01.2015 в 04:16

Здравствуйте,Аурика Анатольевна.Было бы логичней и интересней,если бы Вы представили практическую или хотя бы
диагностическую часть работы.А анализировать авторскую программу О.Д.Князевой и М.Д.Маханевой (которая в разных интерпретециях и под разными названиями используется большим количеством ваших коллег)в свете данного конкурса - нет смысла;равно как и бессмысленными выглядят итоговые утверждения о том,что "дети стали относиться доброжелательнее друг к другу и взрослым, стали замечать красоту окружающей природы. У них возник интерес к произведениям народного творчества".

Татьяна Николаевна 23.01.2015 в 08:11

Уважаемая Аурика Анатольевна! Читая вашу работу очень хотелось её продолжения - результата использования созданной программы (даже если в основе программа О.Д.Князевой. Ведь использование идей лучших разработок никто не запрещает. А в переработке и дополнении можно получить отличные результаты) Вот только ваши результаты меня не впечатлили, 2-3 фотографии и отчёт- это не убедительно. Мне было бы интересно узнать, как используются здоровьесберегающие технологии-терапия Су-Джок, шары здоровья? какие творческие задания и чертежи вы разработали?

31.01.2015 в 15:09

Мне тоже любопытно было бы почитать о том, каким образом вы используете здоровьесберегающие технологии в целях привития интереса к фольклору. Вы вели кружок во всех возрастных группах? На фотографиях дети не старше второй возрастной группы, для них схемы и чертежи (!) непонятны. Да и простых мудр не очень много. Вот сейчас сама их разучиваю - это довольно сложная "пальчиковая гимнастика".

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 15:13

Предыдущий комментарий принадлежит мне. Как-то незаметно вышла из своего профиля.

Галина Викторовна 25.01.2015 в 13:16

Уважаемая Аурика Анатольевна! Вашу работу нельзя назвать программой. Вы представили пояснительную записку к программе.Основной формой реализации данной программы – кружковая работа – от15 до 30 минут в зависимости от возраста, 1 раз в неделю, не понятно, для какого возраста составлена программа. Если кружок ведется 1 раз в неделю, значит Вам нужно было приложить к Вашей работе перспективный план 36 занятий, и несколько конспектов: «Игры – путешествия», «Делу время – потехе час», «Игры с бабушкой Варварушкой». Также интересно было бы познакомиться с планируемыми результатами программы ( с диагностическими разработками).
В итоге реализации данной программы получены следующие результаты:

дети активно и с желанием участвуют в разных видах творческой деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисуют иллюстрации, лепят и конструируют фигурки для театрализованных игр, участвуют в театрализованных играх, создавая интересные образы героев;
дети легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведения, выражают своё отношение к событиям и героям. Откуда получены результаты? Спасибо, удачи!

Любовь Николаевна 25.01.2015 в 13:16

Уважаемая Аурика Анатольевна!Спасибо за участие в конкурсе! Идея, довольно, интересная, но хочется поподробнее узнать о том, как проходят Ваши праздники, развлечения, хотя бы один конспект.Очень интересно, как Вы используете в фольклорной форме мудры, Су-Джок? А результаты подобных занятий приносят куда больший эффект, чем, те что Вы отметили в своей работе! Всего Вам наилучшего!

Олеся Викторовна 27.01.2015 в 20:10

Уважаемая Аурика Анатольевна!Спасибо за работу. Однако представленный материал нуждается в доработке. Вы называете много приемов, форм работы, но не мешало бы представить , как приложение, практическую часть. Что собственно, уже сказали коллеги. Удачи!

Оксана Андреевна 01.02.2015 в 09:36

Уважаемая Аурика Анатольевна! мне понравилась ваша идея в целом, но хотелось бы более подробного контекста, удачи вам, и творческих успехов!

Ануфриева Ирина Викторовна 06.02.2015 в 23:46

Полностью присоединяюсь к мнению коллег, всё сказано, добавить нечего, кроме - удачи и творческих успехов!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!