Регистрация

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

  • 15 сентября 2016

«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. С у х о м л и н с к и й

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.

Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Однако обозначилось проблемное поле:

1. Необходимость приведения познавательных занятий в систему.

2. Необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую.

3. Поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни.

4. Поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей.

5. Расширение объема содержания занятий.

В результате исследовательской деятельности по проблемному полю была определена цель работы – разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется  характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Педагогическая идея

Разработать комплексный перспективный план по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста, мотивации к здоровому образу жизни, через физическое и нравственное совершенствование, укрепление здоровья и формирование ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Именно детский сад должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Все необходимое оборудование для детского сада, детстких площадок, которое будет способствовать формированию привычек к здоровому образу жизни, можно приобрести на сайте dobrina-shop.ru 

Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

В федеральных требованиях отмечены и планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленные в социальном портрете ребенка 7 лет: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.

Сегодня под здоровым образом жизни (далее ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры должно стать основополагающим принципом ее формирования.

Компоненты здорового образа жизни:

  • правильное питание;
  • рациональная двигательная активность;
  • закаливание организма;
  • сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни.

В результате научного исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников нами были уточнены цели, задачи и содержание работы, а адаптированная программа внедрена в практику дошкольных групп.

Формирование представлений детей о здоровом образе жизни невозможно начинать без исследования уровня представлений детей о ЗОЖ. С этой целью была проведена диагностика уровня представлений детей о здоровом образе жизни, в которой приняло участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.

Результаты диагностики показали, что в среднем 32% воспитанников нашей группы имеют высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, т.е. у них сформированы некоторые правильные представления о ЗОЖ,  как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Их представления носят элементарный, но целостный характер, дети проявляют инициативу и самостоятельность при проведении оздоровительных и закаливающих мероприятий, присваивают переданный взрослыми опыт и переносят его в самостоятельную деятельность.

Большую группу (56%) составляют воспитанники со средним уровнем представлений о здоровом образе жизни: они имеют элементарные представления о ЗОЖ, они могут проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных и закаливающих мероприятий, но она связана с их положительным эмоционально-чувственным переживанием. Дошкольники могут частично присваивать переданный взрослыми опыт и переносить его в самостоятельную деятельность.

Дети, показавшие низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ, а таких по результатам диагностики 12%, как правило, имеют отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. Самостоятельность и инициативу в ходе оздоровительных и закаливающих мероприятий они проявляют на основе подражания другим детям, частично присваивают переданный опыт, но затрудняются переносить его в собственную самостоятельную деятельность.

Таким образом, результаты диагностики показали, что есть потребность в организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни  у детей дошкольного возраста, т.к. большинство детей (68%) показали средний и низкий уровни сформированности  представлений о ЗОЖ.

Основная цель  работы по  данному  направлению – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния. В связи с этим выделяются следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе:

  • обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
  • обучение рефлексивным умениям;
  • формирование потребности в саморазвитии.

Так, в группе для  для детей старшего возраста мной проводились:

  • игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение» и др.,
  • игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения : «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло» и др.,
  • игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: « Свободный танец», «Изображаем животного» и др.

Для накопления знаний о здоровье, обретения умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, мною разработан цикл познавательных занятий для детей «Наша традиция – быть здоровыми», направленных на подготовку ребенка самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Составила картотеку дидактических игр, которые помогали детям лучше усваивать учебный материал. Разработала методические материалы направленные на формирование  здорового образа жизни и осознанного отношения к укреплению своего здоровья: минутки здоровья, минутки психологической разгрузки, минутки дыхательной и зрительной гимнастики.

В целях формирования здорового образа жизни в семье активно использую такие формы как родительский тренинг, обмен семейным опытом, круглые столы по обмену опытом, презентации с обсуждением.

Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группах, альбомы индивидуальной работы с детьми. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ.

Мне удалось в работе по формированию здорового образа жизни детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогли в оформлении зоны здоровья в группе и в оснащении физкультурного уголка.

Проделанная работа была направлена на формирование основ здоровой жизнедеятельности детей в системе семья – ДОУ, на повышение психолого педагогической компетенции родителей , выявление положительного опыта семейного воспитания и укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей сформировалась ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
  • Учебно-воспитательный процесс: занятия  (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников дошкольных групп.

Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков:

1. Знай свое тело. На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

2. Соблюдай правила гигиены. Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

3. Скажи «НЕТ!» вредным привычкам. В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

4. Занимайся физкультурой. Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

5. Соблюдай режим дня. Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

6. Следи за датчиком настроения. Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости.  В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.

Диагностика, проведенная в конце года показала, что в результате работы у детей старшей группы значительно повысился уровень знаний в формировании культуры здоровья. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию здорового образа жизни и физической культуры в своей семье. Высокий уровень составил 65%, средний – 35%.

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей мы несем большую  чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Автор: Бурдина Марина Андреевна, воспитатель Муниципального казенного образовательного учреждения «Канашская средняя общеобразовательная школа» Шадринского района Курганской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталья Петровна 22.09.2016 в 12:21

Марина Андреевна, мне очень понравилась ваша работа, ценный материал. Я думаю педагогам не только детского сада, но и учителям начальных классов будет интересно познакомиться новыми формами работы. От меня 5!

Муратова Наталья Владимировна 15.03.2017 в 19:55

Спасибо. Вами проделана большая работа на 5!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!