Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
«Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»
Процесс реализации Федеральных государственных требований сопровождается определёнными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приёмов педагогической деятельности и современными требованиями к ним. Инновационным считается и гендерный подход в дошкольном образовании. Однако теоретическая база педагогов в вопросах гендерного воспитания требует дополнительной подготовленности. Это подтверждается результатами анкетирования воспитателей ДОУ. 70% опрошенных ответили, что гендерное воспитание является современным аналогом полового воспитания, и только 30% педагогов разделяют данные понятия. Это является сигналом недостаточной компетенции в вопросе дифференциации полового и гендерного воспитаний.
Педагоги так же недооценивают значимость раздельного проведения определённых видов детской деятельности. Анкетирование установило, что 12% опрошенных видят необходимость раздельного взаимодействия только в кружковой деятельности, 24% ответили, что все вопросы и любая деятельность должны вестись совместно с мальчиками и девочками, 64% воспитателей утверждают, что определённые виды деятельности с дошкольниками, лучше проводить раздельно. К таким видам анкетируемые отнесли: моделирование, силовые виды спорта, занятие рукоделием, хозяйственную деятельность, ролевые игры, индивидуальные беседы, знакомство с этикетом, беседы о поведении в обществе и гигиене, различные виды соревнований.
Данные факты указывают на актуальность проведения цикла обучающих семинаров, практикумов, педсоветов для педагогов дошкольного учреждения. (Приложение 1, Приложение 2).
Параллельно с педагогической образовательной деятельностью велась просветительская работа с родителями. Оформлялась наглядная агитация, организовывались встречи со специалистами, врачами, проводились тематические досуги, организовывались клубы мам – девочек и пап – мальчиков, выпущен цикл статей в газете «Капельки солнца» посвящённых гендерному воспитанию. В итоге уровень сформированности педагогической и психологической просвещённости родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков повысился с 23% до 87%.
Результативностью аналитико-просветительской работы с педагогическим составом стало:
Анкетирование проводилось среди педагогов одного из дошкольных учреждений.
Тема: «Гендерный подход в ДОУ»
Форма проведения: дискуссионные качели.
Цель: определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ
Задачи:
Ход педсовета
– Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения? В детском саду с 21 по 25 января проходило анкетирование. Педагогам предлагалось ответить на вопрос «Является ли гендерное воспитание современным аналогом полового воспитания?». Зачитываются результаты анкетирования.
1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».
– Давайте разбираться в терминах. Работа в группах. Определения на столах у педагогов.
Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический (биологические особенности, фундамент).
В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender). «Гендер» по одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
«Гендер» и «пол» – понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» – на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.
Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.
В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание».
Исходное понятие – «половая роль». По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.
Поло-ролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
– В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)
– Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
РАБОТА В ГРУППАХ с программами дополнительным материалом.
Итог. У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.
2. Типология женской и мужской силы
- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.
В восточной философии существует пара Инь и Янь. Инь – его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало, направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.
Дискуссионная прогулка. Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины. Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.
Ситуация 1. Ужин. Возвращение с работы.
Ж. – спросит «Вы кушали?»
М. – скажет «Я хочу есть!»
Ситуация 2. Уборка квартиры.
Ж. – Во-первых, приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.
Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.
М. – Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Инсценировка «Домашний случай».
Ситуация 3. Ребёнка нет поздно дома.
Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.
М. – быстро сделает ребёнку внушение или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Ситуация 4. Муж задержался на работе.
Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п, пошёл к друзьям и т.д.
М. – Много работы, вот и задержался.
Вывод: качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.
ИГРА «Лучшие качества»
Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.
Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.
Мужские качества: Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.
– Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской стили поведения)
3. Формирование качеств личности.
- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?
В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:
– А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду?
РАБОТА В ГРУППАХ. Педагогам предлагается соотнести, какие игрушки, какое качество воспитывает.
Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
1. По возрастному составу
2. По полу
3. По области интересов
4. По уровню развития детей
5. По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления)
6. По уровню здоровья детей.
Зачитывается аналитическая справка по результатам анкетирования
Практическое задание «Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
|
ДЕВОЧКИ |
МАЛЬЧИКИ |
|
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели |
Начинают ходить на 2-3 месяца позже |
|
Чувствительны к шуму |
Начинают говорить на 4-6 месяцев позже |
|
Больше развита чувствительность кожи |
Более подвижны |
|
Опираются на ближнее зрение |
Трудновоспитуемы |
|
Раскладывают игрушки возле себя |
До 8 лет острота слуха выше |
|
Смотрит при ответе на вопрос в глаза |
Игры опираются на дальнее зрение |
|
Вопросы задаются для установления контактов |
При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает |
|
Всё надо объяснять конкретно |
Вопросы задаются конкретно, для получения информации |
|
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения |
Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний |
|
Мозг готов к ответу на любую неприятность |
Лучше решают задачи |
|
|
Лучше отгадывают кроссворды |
|
|
Более раздражительны |
|
|
Более возбудимы |
|
|
Более нетерпимы |
Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»
4. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Формы работы с родителями.
Зачитывается аналитическая справка по результатам анкетирования родителей.
6. Решение педагогического совета:
Модель образовательного пространства выстраивать в 4 направлениях:
Литература:
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г
Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г
Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г
Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
Автор: Криворотова Анжела Васильевна, зам. заведующей по ВМР, ТМБ ДОУ Детский сад комбинированного вида «Сказка», г. Дудинка Красноярского края. Стаж 20 лет. В должности 1 год. Победитель всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» (серебряная медаль), муниципальной педагогической конференции «Новый взгляд».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Анжела Васильевна, спасибо Вам за представленный опыт работы. Мне понравился педсовет: нетрадиционная форма, столько нового интересного материала, отличная презентация! В конспекте кое что мне было непонятно, но - с этим разберёмся... Беру в свою копилку. Хороший конкурсный дебют! (Только неправильно Вы указали номинацию почему-то).
Очень хороший педсовет. Я думаю педагогам будет интересно познакомиться новыми формами работы. От меня 5. Приглашаю к себе на страничку, познакомиться с моим опытом.
Интересный и актуальный в наше время педсовет. Вам 5. Приглашаю на мою страничку!
Уважаемая Анжела Васильевна! Я тоже взяла ваш педсовет в методическую копилку. Интересно, актуально,презентация отличная.Только в решении педсовета я не увидела сроков исполнения. Творческих успехов!
Хороший методический материал! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.
Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!