Регистрация

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе

  • 17 декабря 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Интенсивные преобразования системы дошкольного образования в наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования к квалификации. Сегодня воспитатель должен показывать не только высокий профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми, так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями).

Уровень развития коммуникативных умений педагогов-дошкольников имеет огромное значение в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. От этих умений зависит и результат – воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка.

Работа с воспитателями является одной из важнейших составляющих деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения. Задачей педагога-психолога ДОУ является не только знакомство воспитателей с различного рода психологическими проблемами, но и формирование благоприятного психологического климата в коллективе, развитие у педагогов умения общаться с другими людьми.

Одной из наиболее эффективных форм работы с воспитателями является проведение занятий с элементами тренинга. На таких занятиях происходит обмен опытом взаимодействия, разыгрывание жизненных ситуаций, выбор оптимальных методов общения для каждого из участников.

Занятия по развитию коммуникативных способностей педагогов могут начинаться с ритуала приветствия. Например:

Ведущий: Я рада вас приветствовать! Давайте поздороваемся и пожелаем друг другу доброго дня.

Ведущий: Сейчас мы возьмемся за руки и скажем все вместе: «Добрый день».

Упражнение «Подари другу хорошее настроение»

Ведущий: Как ваше настроение? Теперь вы должны выбрать такой воздушный шар, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Педагоги разбирают шары).

Ведущий: Если у кого-то сейчас не очень хорошее настроение, то мы сейчас его быстро исправим. Давайте нарисуем на наших шариках радостное выражение лица. (Рисуют радость).

Ведущий: Вот теперь мы все в хорошем настроении. Давайте же поделимся им – подарим свой шарик соседу и скажем, почему ты решил поделиться с ним своей радостью. (Педагоги дарят друг другу шарики).

В основную часть необходимо включить психологические игры и упражнения на знакомство с приемами доброжелательного общения, их развитие и совершенствование:

1. Упражнение «Улыбка»

Цель: познакомить педагогов с приемами доброжелательного общения.

Ведущий: Обратите внимание на то, что вы рисовали на шариках, когда хотели передать чувство радости? (Улыбку).

Ведущий: Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к себе. Человек с улыбкой на лице всегда хорошо воспринимается коллективом. Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств против неприятностей. Улыбка способна формировать притяжение. А вы умеете улыбаться?

Возьмите зеркала и улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала. Этот человек заслуживает, чтобы ему улыбнулись. (Педагоги улыбаются). Улыбка уменьшает сопротивление возражения в споре, разговоре. Человек с улыбкой вызывает меньше возражений, чем когда его встречают без приятного выражения лица. Улыбкой вы никогда не ухудшите ваши отношения. А это уже плюс!

Теперь улыбнемся друг другу, поделимся своей улыбкой! (Педагоги улыбаются друг другу). Что мы чувствуем, видя улыбку на лице другого человека (собеседника, соседа)? Да, улыбка создает позитивный внутренний настрой на общение.

2. Упражнение «Диалог»

Цель: практическое использование психологических приемов общения для достижения поставленной цели.

Ведущий: Во время общения люди могут преследовать свои цели, например, соглашаться или не соглашаться с собеседником, высказывая свою точку зрения, или попросту переводить разговор на интересующую его тему. Как вы думаете, с помощью каких приемов можно захватить инициативу в разговоре? (Используя переключение внимания; резкую смену темы разговора; не давать долго говорить партнеру; задавать контрвопросы; сохранять эмоциональную устойчивость и т.д.). Давайте разделимся на пары. Поочередно пары будут вести диалог в заданном режиме:

1.Режим «да»: партнер должен во всем соглашаться, отражая мысль участника разговора. 2. Режим «нет»: вежливо, но настойчиво, партнер не соглашается с идеями и выводами своего собеседника. 3. Захват инициативы в разговоре: один начинает интересную для него тему, другой должен захватить инициативу и перевести разговор в русло интересующей его темы.

Упражнение «Диалог»

Пообщаться должны все пары хотя бы в одном из режимов. По окончании происходит обсуждение того, что удалось выполнить легко, и какие моменты вызвали трудности. 

3. Упражнение «Глухой, слепой, немой»

Цель: обратить внимание педагогов на невербальные способы передачи информации.

Для конструктивного общения немаловажное значение имеет и невербальная информация. Приглашаются три добровольца, которые получают роли «глухого», «слепого», «немого». «Слепому» завязывают глаза или надевают очки, «глухому» – наушники, «немому» – марлевая повязка. Участникам дается задание договориться о встрече в каком-либо месте в определенное время. Варианты для других игроков: договориться о покраске забора в определенный цвет, о покупке чего-либо в магазине, о выборе подарка на день рождения, о том, во что будете одеты вечером.

После выполнения упражнения необходимо провести обсуждение со всеми участниками тех трудностей, которые возникли у добровольцев, и вариантов их преодоления.

4. Упражнение «Через стекло»

Цель: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

В конце занятия проводится релаксационное упражнение «Храм тишины».

Ведущий: От общения тоже иногда хочется отдохнуть. Опуститесь на ковер и закройте глаза. (Звучит спокойная музыка).

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки.

Обратите внимание на витрины магазинов... булочную... цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо… Вы подойдете и поприветствуете этого человека… Или пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице… (Музыка становится тише.)

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки. (Музыка выключается.)

Вы подходите и трогаете деревянные двери, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной… (Некоторое время педагоги находятся в тишине.) Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу…

Откройте глаза. Как вы себя чувствуете теперь? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

 релаксационное упражнение «Храм тишины»

 В заключительную часть обязательно необходимо включить рефлексию и ритуал прощания.

Цель рефлексии: осознание себя и своих действий, обобщение результатов проделанной работы; обратная связь с участниками.

  • Что нового вы узнали на нашем занятии?
  • Что было для вас трудным?
  • Что понравилось и что не понравилось в ходе занятия?

Ведущий: И в заключение я предлагаю вам написать на листочках пожелания и предложения на будущее и расположить листочки на дереве. (Следующее занятие психолог готовит с учетом пожеланий и предложений). Спасибо за активное участие в занятии. Мы все сегодня хорошо поработали. Для этого надо встать в круг, правые руки соединить в центре круга, положив их друг на друга, и дружно произнести «До свидания».

 А теперь нам пора прощаться.

Такие занятия рассчитываются на 50-60 мин. и коллектив не более 16 человек.

Список литературы:

  1. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144 с.
  2. Журнал «Школьный психолог».
  3. Журнал «Ребенок в детском саду».
  4. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
  5. http://www.trepsy.net
  6. http://azps.ru

Автор: Сизонова Светлана Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 6, г. Армавир Краснодарского края.

5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 40)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 18.12.2012 в 18:08

Уважаемая Светлана Николаевна! Благоприятный психологический климат в коллективе обязательно скажется положительно на работе любого учреждения, не только дошкольного. Очень важной работой занимаетесь по своей инициативе! Желаю Вам её успешного продолжения!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 19.12.2012 в 11:33

Уважаемая Светлана Николаевна! Совершенно необходимо заботиться о сотрудниках учреждения, в котором вы работаете. Психологические тренинги сейчас очень популярны, надеюсь, и ваши помогут педагогам не только приобрести новый опыт, но и поделиться своим, и снять напряжение, и сплотиться.
Удачи! + 5

Ирина Владимировна 22.12.2012 в 20:56

Уважаемая Светлана Николаевна!Как важно,что вы помогаете педагогам отвлечься,расслабиться, помогаете наладить диалог. Желаю Вам творческих успехов в наступающем Новом году!

Елена Ивановна 15.01.2013 в 23:10

Отдыхать, действительно, надо! Вам 5!

Светлана Игоревна 08.02.2013 в 22:35

Молодцы!пять

Ануфриева Ирина Викторовна 14.02.2013 в 01:11

Уважаемая Светлана Николаевна! Очень много нашла у Вас нового для своего педагога-психолога. Спасибо за представленный опыт работы. Прямо на этой недели и проведём ваше занятие с педагогами с элементами тренинга. Ещё раз СПАСИБО, Вам - 5!

Повалий Наталья Юрьевна 18.02.2018 в 21:07

Возьму на заметку! +5

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!