Регистрация

Зачем и как нужно участвовать в конкурсах исследовательских работ

  • 15 июля 2016

Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2016»

Номинация «Истории успеха» (Педагогическое портфолио)

В конце учебного года, в майские праздники (с 9 по 15 мая 2016 года) мне как руководителю призера областного конкурса довелось побывать в качестве сопровождающей группы на Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество».  Хочу поделиться своим опытом участия во Всероссийском и областном конкурсах.

В течение учебного года мною был подготовлен призер областного конкурса «Каменный пояс – 2016»: он занял 1 место на II туре и 3 место на III туре конкурса. Он, как и еще 6 школьников, удостоились чести представлять Свердловскую область на Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» (Москва) в номинации «Военная история». Все эти ребята являлись победителями и призерами областного конкурса «Каменный пояс – 2016». По итогам выступления в Москве 1 участница стала призером, остальные дипломантами и участниками, мой подопечный стал призером, заняв 4 место.

Ребята получили огромный опыт выступления и защиты в новых условиях, поучаствовали в обсуждении других защит, познакомились с ребятами из разных городов и населенных пунктов, учились задавать вопросы и участвовать с диалоге, в том числе с преподавателями высшей школы.

На Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» (Москва)

Что дают такие конкурсы детям?

  1. На такие конкурсы попадают, действительно, лучшие дети. Они активные, любознательные, хорошо учатся, позитивно мыслят. Как правило, умеют держаться на публике, не теряются в незнакомой аудитории, вступают в диалог и поддерживают его.
  2. В процессе работы и последующего выступления ребята получают опыт научно-исследовательской деятельности. Они осваивают структуру научной работы, которая поможет им в будущем активно реализовывать себя не только в школе, но и далее в учебной и самостоятельной жизни.
  3. Участие в подобных конкурсах конкурсы положительно влияет на развитие ребенка. Здесь, в атмосфере здоровой конкуренции, ему дают возможность увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками из разных областей России от Калининграда и Севастополя до Горного Алтая и Калмыкии.

На Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» (Москва)

Что такие конкурсы дают учителям?

  1. Наша учительская копилка пополняется новыми знаниями о структуре школьной исследовательской работы.
  2. Видим плюсы и минусы работ и их защиты.
  3. Узнаем новые темы, это может стать «подсказкой» для новых исследовательских работ.
  4. Общаемся с учеными, преподавателями высшей школы, которые передают свой ценный опыт научной работы, актуализированный для средней школы.

Рекомендации педагогам по работе над проектами (из опыта участия во Всероссийском конкурсе)

  1. Первый этап работы на проектом или исследованием – это выбор темы. Вначале нужно определиться с интересами ребенка, которому вы хотите предложить работу. Возможно, у него уже есть какие-то конкретные предложения (недаром, ваш выбор пал на него).
  2. Далее – нужно найти какое-либо противоречие в выбранной теме, другими словами найти проблему, которую вы будете вместе с ребенком решать. Старайтесь найти «узкую» тему, а не обобщайте. Также не стремитесь к красивым литературным общим формулировках тем. Плохо выглядят такие темы: «Никто не забыт, ничто не забыто» или «Военная техника в период такой-то войны». Они слишком общие, большие. Ребенок не может знать все по этой теме, и когда на защите ему начинают задавать вопросы – он с ней не справляется. Ссужайте тему – это первая задача исследователя. 
  3. Внимательно смотрите на название конкурса. Так, сейчас очень популярно краеведение, то ищите тему на материале родного края. Или, каждый год объявляется годом чего-то или кого-то. Это также  полезная подсказка для педагога.
  4. Вернемся к плану работу: выбрали тему, смогли найти противоречие и проблему. Начинайте работать над планом работы. Определите объект и предмет исследования. Объект – это  то, на что направлено будет исследование. Это широкое понятие: явление, социальные группы, проблемные ситуации или процессы. Предмет – это более узкое понятие, на которое направлено ваше конкретное исследование. Предмет выявляется новые отношения, свойства объекта. Например, объект исследования – военные страницы истории. Предмет исследования -биографияконкретного человека в конкретный исторический период.
  5. Необходимо определить одну (!) цель и несколько задач исследования. Цель – это конкретный результат, научный и практический. Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца.
  6. Гипотеза! На конкурсе «Отечество» председатель жюри нам сказал, что гипотезу не нужно определять. Ведь школьник – не ученый, не пишет настоящую научную работу и не может найти научно обоснованного знания. Так что можно обойтись без гипотезы! (Хотя это мнение тоже субъективное: если у вас есть гипотеза – выдвигайте!).
  7. В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.
  8. Проектные и исследовательские работы являются частью внеучебной деятельности для учителя и ученика. Это требует затрат: временных, личностных, но и окупается многократно. Необходимо объяснять учащимся, что занятия исследовательской деятельностью – это путь к собственному  развитию, который очень многое дает ребенку.

На Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» (Москва)

Как правильно оформить исследовательскую работу?

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратно рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы (это может быть «Обзор литературы» или «Исторический обзор»).

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.

В конце каждой главы стоит делать краткие выводы, которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах. А в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории города, края и т.д.

Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.

Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. В алфавитном порядке указываются авторы, названия книг, издательство, количество страниц. (Я бы посоветовала обратиться к коллегам-историкам, именно они мне дали правильный план списка литературы).

В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

В конце своей работы хочу поделиться темами наиболее понравившихся работ, которые мы с детьми почерпнули на конкурсе «Отечество»:

  • «Два лагеря – два детства» (сравнение пионерского лагеря и современного лагеря)
  • История одной ошибки (судьба человека во время Великой Отечественной войны)
  • Первый спецназ в Мытищах
  • История эвакогоспиталя (в конкретном населенном пункте)
  • Работа, посвященная выпечке хлеба в поселке Челябинской области
  • История родной школы (за полвека, в лицах и т.д.)
  • Калмыцкий золотой узор
  • Марийский детский праздник
  • Этнография русского дома: «Старину мы помним, старину мы чтим».

В статье использовались материалы конференции, презентации к.п.н. Н.А.Чеснокова «Методика подготовки работы на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество».

Автор: Карпова Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», г. Екатеринбург.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


15.10.2016 в 12:42

Татьяна Вячеславовна, да исследовательские работы быстро вошли в нашу школьную жизнь. Я учитель начальной школы, но ваши рекомендации по работе над проектами для меня оказались полезными. Все кратко, точно. Помогли темы ваших проектов, наметить свою тему. Спасибо!

Тарасова Ольга Анатольевна 08.02.2017 в 17:20

Спасибо за статью. Все разложено по полочкам. Много полезных сведений и мало воды))) Понравились рекомендации педагогам по работе над проектом и описание оформления исследовательской работы.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!