Регистрация

Невыдуманные истории о «трудных» детях

  • 13 января 2011

Яковлева Мария ПетровнаКонкурс «Педагогическое вдохновение»

Об авторе

Яковлева Мария Петровна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 с.Шаран Республики Башкортостан». Ее стаж работы по специальности 19 лет.

В 2008 году Мария Петровна стала финалистом Всероссийского фестиваля русской речи «Русское слово», в 2010 году – победителем Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности». Отличник образования, заслуженный учитель РБ, победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНП «Образование». Ее увлечения: спорт, книги, путешествия.

Невыдуманные истории о «трудных» детях

Любому учителю, наверное, дороги те моменты из школьной жизни, которые были сопряжены с борьбой, преодолением препятствий, внутренними переживаниями, радостью взаимопонимания. Особенно памятны воспоминания, связанные с «трудными» учениками, так как в сердце они оставляют незабываемые следы.

В моей практике был случай, когда мальчишка из неблагополучной семьи украл из кабинета секретаря энную сумму денег, и директор школы, особо не задумываясь о последствиях, «сдал» его милиции.

Незамысловатый воришка в тот же день был найден у себя дома; он не успел даже растратить сворованные деньги: купил пару килограммов конфет для своих многочисленных братишек и сестренок, чтоб порадовать их лакомством, и был искренне удивлен, когда все это у них отняли. Несколько лет колонии сломали жизнь мальчишке навсегда. Вскоре после освобождения его нашли повешенным на фонарном  столбе…

Почувствовал ли тот директор свою вину за случившееся? Не знаю. Вряд ли. Но в моей душе эта нелепая смерть оставила незаживающую рану и стала своего рода предостережением от ошибок сердца.

С «трудным» учеником мне пришлось встретиться в первый же год моей педагогической деятельности. Звали его Николай. Высокий, красивый, спортивного телосложения, он был вожаком в 9 «А» классе и настоящей грозой для учителей. Что только он не вытворял!  Когда я заходила в класс, он устремлял на меня свои голубые глаза и начинал испытывать мое терпение. Он упивался своей силой и моей беспомощностью. Он командовал всеми и пытался навязывать мне свою волю. Кто кого?

Однажды мое терпение лопнуло, и после очередной словесной перепалки, еле сдерживая себя, чтобы не расплакаться, я побежала к завучу. В отчаянии я заявила, что ухожу из  школы. Завуч, пожилой учитель (он меня еще учил!), как мог  успокаивал меня и просил не спешить с выводами. Посовещавшись, решили созвать совместное ученически-родительское собрание, где обрисовали всю картину без прикрас. Один из родителей, очень опытный руководитель хозяйства, не только пристыдил зарвавшихся мальчишек, но и потребовал уважать молодого учителя. Разговор оказался полезным для обеих сторон: Николай немножко притих.

А я, воспользовавшись тайм-аутом, кардинально переменила свою тактику. И вместо борьбы, противостояния,  предложила сотрудничество: организовать литературный вечер.  Это было началом нашей бурной внеклассной деятельности. А потом родилось много других совместных мероприятий: лыжные соревнования, шахматно-шашечные турниры, походы в лес, и все лето – в  лагере труда и отдыха! Я была руководителем объединения старшеклассников, и все свое время отдавала им.

Конечно, ребята не могли не видеть мои старания и поддерживали все мои начинания. А Николай постепенно из категории «трудных» стал для меня одним из самых надежных помощников. После окончания школы он работал комбайнером, женился и как-то на вечере встречи с выпускниками признался: «Вы были лучшим учителем в моей жизни». Я была смущена, но в глубине души осознавала: это достойная награда за мою веру в ученика, любовь и надежду.

Затем меня судьба привела в комсомол, но я скучала  по детям, и через 9 лет вернулась в школу. И не ошиблась. Меня здесь ждали, и на моем пути снова «трудный» ученик. «Вручая» этого ребенка мне, классный руководитель сказала: «Намаешься. О-о-чень трудный ученик».

Передо мной стоял маленький, щупленький ребенок, весь в веснушках. Бегающие маленькие глазки смотрели  исподлобья,  настороженно, ожидая в любой момент подвох в свой адрес. Заметила: класс на него также смотрел как на прокаженного и будто вторил вслед за учителем: намучились мы с ним.

Мальчик был из неблагополучной семьи. Мать пьет, живут с отчимом, который нигде не работает и тоже не прочь выпить. У Илюши есть еще сестренка и совсем маленький братик. А жили они в небольшом старом домике без всяких удобств и излишеств. Сердце мое сжалось при виде этой нищеты, я не знала чем помочь Илюше и его семье.

Первое, что я сделала, – окружила заботой этого маленького человечка. Не позволяла одноклассникам смеяться над его бедной одеждой, пресекала попытки отделить его от других. Конечно, он не отличался примерным поведением: кидался камнями, матерился и как-то держался волчком. Несколько раз я вела с ним  беседы о том, что не надо чуждаться людей, тем более – ненавидеть. Надо спокойно, без зависти относиться к чужому богатству, к чужим успехам, а довольствоваться тем, что имеешь. Поощряла любые успехи на уроке. Хвалила при всех его за хороший почерк, удачные сочинения, старательно выполненные упражнения, выразительно прочитанное стихотворение – да мало ли за что!

Мои усилия не прошли даром,  вскоре он стал равноправным членом нашего коллектива. Дети научились жалеть его, помогать ему. Илья доверился мне и  по моей просьбе часто рассказывал о себе, своих увлечениях, о бабушке, дедушке. Я узнала, как он любит лошадей, помогает ухаживать за ними, мечтает стать ветеринаром. Об этом он написал сочинение и был поощрен.

Все больше и больше он мне и одноклассникам нравился своей открытостью, трудолюбием, а однажды мы были приятно удивлены, когда увидели, как он ухаживал за пятилетней сестренкой. Он привез ее на саночках на школьную елку и делал все, чтобы ей было весело и комфортно. Она веселилась, пела, танцевала и чувствовала себя с ним как за каменной стеной! Но после очередного скандала в семье и пьянства родителей Илюшу увезли от нас и определили в социальный приют. Потом он часто мне звонил, расспрашивал о школьных делах, одноклассниках.  «У меня все хорошо», – неизменно бодро заканчивал он разговор. Думаю, что он не обманывал.

У каждого педагога свой путь к сердцу «трудного» ученика. Главное в этой работе – не быть равнодушным, любить детей и стараться увидеть все движения души ребенка. Ведь как писал Сухомлинский, «от педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засушенной корой».

Фото автора

Мария Петровна

4.6 из 5 звезд
(голосов: 24, сумма баллов: 110)
  • 13 января 2011
  • 8404
  • 18

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (18)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна Геннадьевна 13.01.2011 в 22:08

Очень понравилась статья. Истории жизненные, правдивые. Самое главное - сколько еще не рассказанных подобных историй, за каждой из которых - чуткое сердце мудрого учителя. Думаю, что именно такие учителя и есть лицо российского учительства. Я горжусь такими учителями, и совершенно спокойна за будущее наших детей. Низкий поклон вам, Учитель!

Назира 14.01.2011 в 12:56

Статья интересная. Я знаю автора- Учителя с большой буквы. Это человек творческий, отдающий всего себя целиком детям. О таких говорят: учитель от Бога.

Надежда 14.01.2011 в 14:22

Хотелось бы поблагодарить, за очень интересную статью!Чувствуется,что Автор очень любит свое дело.Далеко не легкую профессию,профессию учителя)) И самое главное,любит детей, с понимаем и добротой относится к ним. На таких учителей нужно равняться.

Мария Петровна 14.01.2011 в 16:26

Спасибо, МиНа, за такие хорошие слова. Но все же мне хочется пожелать всем учителям как можно реже встречать "трудных" учеников, так как не всегда учителя ждет понимание со стороны родителей, которые сами зачастую "трудные".

Ирина Степанова 14.01.2011 в 15:21

Мария, Вы - Учитель с большой буквы!!! Побольше бы таких внимательных и добрых учителей на Земле!!!

Мария Петровна 14.01.2011 в 16:27

Спасибо за добрые слова

Адеева Зиля 14.01.2011 в 15:49

Да.,очень глубоко меня затронули ваши истории. Вы не только учитель, а еще тонкий психолог. Желаю дальнейших творческих успехов!!!!!!!!!!!!

Мария Петровна 14.01.2011 в 16:33

Вы правы: без знания психологии трудно подобрать нужный ключ к сердцу ребенка. Значит, судьба ребенка часто находится в наших руках. Спасибо.

Адеева Зиля 14.01.2011 в 15:49

Да.,очень глубоко меня затронули ваши истории. Вы не только учитель, а еще тонкий психолог. Желаю дальнейших творческих успехов!!!!!!!!!!!!

Диля Тимерхановна 14.01.2011 в 17:26

Статья очень актуальная. В наше время все больше и больше таких "трудных" детей и задача учителя сделать из них равноправных членов общества. Это очень сложная задача. Автор статьи - настоящий учитель, любящий своих детей, не делящий их на "хороших" и "плохих", открывающий в них то прекрасное, что есть в каждом человеке, а особенно в ребенке. Мария Петровна, желаю Вам, чтобы Вы всегда также талантливо справлялись со всеми педагогическими трудностями. Успехов Вам!

Мария Петровна 14.01.2011 в 18:34

Дорогая Диля! Я очень тронута Вашим искренним отзывом на мою статью и, конечно же, глубоким пониманием сложностей педагогического труда. Но в этой профессии, как в никакой,есть столько светлого, очаровательного! Бывает, достаточно одного доброго взгляда, одного доброго слова - и сердце учителя расцвело. Это дорогого стоит. Спасибо за комментарий.

Фарида Ульданова 14.01.2011 в 19:36

Мария! Прочитала статью и еще раз задумалась над тем, как сами, того нехотя, мы бываем черствыми по отношению к детям. А Ваша душа открыта их чувствам! Спасибо за то, что рядом с нашими детьми есть такие Учителя! Удачи Вам в Вашем нелегком труде воспитания человеческих душ.

Мария Петровна 14.01.2011 в 21:07

Дорогая Farida!
Я согласна с Вашей мыслью о том,что мои "Невыдуманные истории" заставляют нас всех критически посмотреть на свои поступки, действия, да и на каждый свой шаг! Мы, учителя, занимаем особое место в жизни детей. Поэтому на нас нацелено все внимание общества. Порою нас сильно обижают, выставляя в неприглядном свете, порою пытаются унизить, скомпрометировать. Но мы не дрогнем, так как мы сильны любовью к детям. Спасибо!

Римма Хатифовна 14.01.2011 в 23:12

Мария Петровна!Ваши "Невыдуманные истории" отражают и сегодняшнюю нашу жизнь.Таких мальчишек,к сожалению, в наше сложное время,когда мы не живём,а выживаем, меньше не становится .Но я верю,пока есть такие УЧИТЕЛЯ с большой буквы как Вы,а Вы не просто учитель,а Учитель-Филолог с большой буквы,то мы выживем и наш русский язык не пропадёт. Я знаю Вас давно,и меня всегда привлекала Ваша энергичность,жизнерадостность,то с каким задором,всплеском эмоций Вы проводите любое мероприятие,в котором уже из-за этого хочется принять участие.Спасибо Вам,что Вы есть у нас такая!!! Крепкого здоровья,удачи и творческих успехов!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Мария Петровна 15.01.2011 в 20:41

Уважаемая коллега!
Спасибо большое за поддержку и такие искренние слова! Думаю, если мы с вами и дальше будем работать вместе, у нас всё получится!

Эльмира 15.01.2011 в 23:31

Превосходная статья! Написанная от всей души, искренняя, она не вызывает сомнений в том, что всё написанное - реально. Как ни печально, но таких детей достаточно по всей России. Как хорошо, что есть такие люди, как Вы, которые не остаются равнодушными к проблемам не только "трудных" детей, но и всех своих учеников.
Спасибо Вам!

Мария Петровна 17.01.2011 в 20:00

Дорогая Elmira!
Я глубоко тронута твоим откликом на мою статью. Приятно слышать от своих бывших учеников теплые слова в адрес учителя. Именно это вдохновляет нас и придает нам силы в нашей нелегкой работе. Спасибо тебе за комментарий! Желаю успехов в учебе, блистательного завершения предпоследнего семестра и всех земных благ!

Светлана Николаевна 29.01.2011 в 20:00

Здравствуйте, Мария Петровна! Проблема, которая представлена в Вашей статье актуальна на сегодня. От профессионализма учителя, действительно, зависят судьбы многих учеников. Хорошо, когда в школе работает коллектив единомышленников, тогда и проблемных детей не бывает. С этой статьей важно ознакомиться, как начинающим педагогам, так и тем, кто работает в школе давно. Спасибо не только за саму проблему трудных детей в школе, поднятую в статье, но и за то как она написана. Благодарю за предоставленную с Вашей стороны, возможность и дальше заниматься своим личностным и профессиональным развитием. С искренним уважением, Чалая Светлана Николаевна.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!