Регистрация

Рассказ «Преодоление»

  • 12 июля 2016

Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2016»

Номинация «Художественная проза о детях, о семье, о школе»

Юрченко Лариса ТимирхановнаВот она, – финишная прямая. Вторая дверь справа по коридору. Заветная дверь, за которой начинается моя новая жизнь. Всего несколько шагов до осуществления мечты, которой, казалось, не суждено было сбыться. Я должна лететь на крыльях, и в мыслях так оно и есть, я представляла себе этот момент тысячи раз, но ноги вдруг становятся ватными, я не могу сделать ни шагу, как будто на меня надели колодки, во рту пересохло, предательская струйка пота потекла по спине.

Боже, за что? Чего я так боюсь? За этой дверью всего лишь маленькие дети, для которых я буду богиней, которые будут меня слушаться и любить долгие-долгие годы, даже после того, как закончат школу …

Я наблюдала эту картину каждое лето, когда еще девчонкой ездила к бабушке на каникулы. Каждую неделю к бабушке приходили ее бывшие ученики, уже со своими детьми и даже внуками, приходили пачки писем со всей страны, ей писали многие годы, и она даже сделала удивительно красивую коллекцию картинок, вырезанных из конвертов, по которой можно было изучать географию страны, ее флору и фауну, узнавать известных ученых и артистов. Коллекция этих картинок состояла из десятков фотоальбомов.

Я до сих пор помню запах сирени, букет которой непременно приносил кто-нибудь из гостей, скромное угощение и бесконечные разговоры. Меня всегда поражало, как бабушка помнила все имена, кто, в каком году у нее учился, всякие любопытные детали из их школьной жизни. Она помнила ВСЕХ, хотя давным-давно была на пенсии. Ученики продолжали приходить к ней до самой ее смерти в 2002 году.

Я всегда задавала себе вопрос: что надо было делать, чтобы столько людей столько лет продолжали о тебе помнить, причем помнить активно, то есть писать, заезжать, даже из других городов и стран.

Не могу сказать, что именно тогда я решила стать учительницей. Идиллические вечера с участием бабушкиных учеников не могли обмануть меня, от маминой средней сестры, тети Милы, я знала и то, что картинка могла быть и не такой благостной. Когда тетя Мила закончила университет, ее как дочь «врага народа» отправили преподавать в Богом забытую деревушку в Приморский край, в двадцати километрах от Владивостока. Школа отапливалась углем, сопки, дикая влажность, вечные ветра, неустроенный быт. Да и дети шахтеров представляли собой особый контингент.

Мысли и воспоминания продолжают вихрем крутиться в моей голове. Я пытаюсь себя успокоить, что на мою счастливую долю не выпало всех этих лишений и трудностей. Мне нужно только подойти к этой двери, открыть ее и сказать: «Здравствуйте, дети!» Как только я говорю себе это, в глазах темнеет, я начинаю снова ругать себя за слабость, мне хочется повернуться и убежать. Ну кто бы мог подумать, что я такая трусиха???

Диалог меня со мной продолжается: «Чего ты боишься? Ведь тебя учили возрастной психологии и другим разным премудростям, ты же не просто так идешь к этим детям, у тебя с собой солидный багаж знаний, да в конце концов и опыта! У тебя же у самой двое детей!

– Ах, да, чуть не забыла! Чувствую себя просто девчонкой. Интересно, тете Миле также страшно было заходить в класс первый раз? А тете Наде, маминой старшей сестре – ей, наверное, было еще страшнее, ведь она работала в вечерней школе, где учились совсем взрослые люди, уже со сложившимся характером, со своим норовом, амбициями. Попробуй стать для таких авторитетом!»

Почему вся теория вылетела из головы со скоростью ракеты? Куда улетучились все наставления столпов педагогического мироздания –  Макаренко, Сухомлинского, Спока и Карнеги? Как же вы все далеки сейчас от меня! Странно, что я еще помню эти имена. Значит, не так все и плохо!

Делаю еще один шаг по направлению к двери. В голове всплывают страшные картины из «Ералаша»: ­клей на стуле, прибитые к полу туфли, выпущенные на мой стол мыши, намазанная воском доска, и другие кошмары учительского быта. Боже, только не это, нет, назад! И прерывая мои дезертирские поползновения, откуда-то из глубины души маленький бесенок-провокатор уже кричит:« А что, давай-давай, назад! В твое офисное прошлое, тебе ведь было там так хорошо, так спокойно!»

Да уж, что правда, то правда – после окончания механико-математического факультета университета (куда я поступила по настоянию родителей) я попала в НИИ, где благополучно прокоптила небо до тридцати семи лет. Вышла замуж, родила двоих детей. Все было так благополучно, спокойно, предсказуемо ....

Но что-то меня всегда изнутри подтачивало, мне все время казалось, что я живу чужой жизнью, будучи всегда послушной дочерью, а потом и женой. Мне хотелось чего-то другого, моя жизнь казалась мне пустой, хотя в ней было все хорошо и грех было бы жаловаться, но вот эта внутренняя неудовлетворенность год за годом сводила меня с ума.

Я не знаю, как называется то, что я чувствовала ­зов крови, или генетическая предрасположенность, – но меня всегда тянуло к детям, я всегда находила с ними контакт, и мне очень не хватало общения с ними, несмотря на то, что у меня уже было двое своих. Что это было? Временное помутнение рассудка? – когда я решила в тридцать семь лет резко поменять свою налаженную жизнь и поступить в педагогический институт – Я РЕШИЛА СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!

Я решила больше не противиться этой внутренней необходимости. Я продолжала работать в НИИ, все так же занималась семьей, то есть большая часть моей жизни оставалась неизменной, но вечерами, уложив детей спать , постирав и приготовив обед на завтра, – я погружалась В МОЙ мир, каждый вечер я делала маленький шаг к осуществлению МОЕЙ МЕЧТЫ, которую я наконец, осознала.

Не то, чтобы моя семья умилилась и меня всецело поддерживала. Не все. Некоторые откровенно крутили у виска – мол, кто же в наше время идет в учителя начальных классов? Заработать нельзя, головной боли – миллион, нервы потреплют опять же. Отговаривали. А я вспоминала бабушку, разговаривала с моими тетушками, с моими двоюродными братьями и сестрами, – ведь все они преподавали и преподают – и думала – но ведь если они смогли – значит и я смогу?

И еще я заметила, что когда они рассказывают о своей работе – они меняются, как менялась, светлела лицом бабушка, вспоминая о своих учениках. У кого в школе нет противных администраторов? У кого нет проблем? У всех. Но говорят все – когда ты видишь детей, видишь эти глаза, широко распахнутые на мир – ты забываешь обо всем...

Сейчас мне сорок, а я только начинаю. Мне очень страшно, но я открою эту дверь, я войду и скажу «Здравствуйте, дети». А бабушка моя улыбнется мне с небес...

Автор: Юрченко Лариса Тимирхановна, учитель математики высшей категории, МАОУ СОШ №16, г. Пермь. Почетный работник образования РФ, педагогический стаж 27 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ластаева Наталья Николаевна 13.07.2016 в 10:42

Лариса Тимирхановна, какой чудесный рассказ, проникновенный. Я сама из педагогической династии, поэтому знаю, что такое родственные души педагогов! Успехов Вам!

Карпова Татьяна Вячеславовна 18.07.2016 в 10:53

Лариса Тимирхановна, интересный рассказ. Только я не поняла: он не автобиографический? Редкая история, обычно в профессию учителя уходят раньше, университетское образование дает такую возможность, хотя, конечно, возрастной педагогике там почти не учат.

Аманжулова Ирина Юрьевна 09.12.2016 в 20:30

Лариса Тимирхановна, спасибо за ваш рассказ. Читаешь прекрасные строки о профессии учителя и понимаешь, и соглашаешься, что придя к детям, ты забываешь обо всем, только ОНИ.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!