Регистрация

«Живая повседневность, в которой нет мелочей»

  • 29 июня 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Светлана Анатольевна Лисейцева с дочерью ПолинойДуховно-нравственное совершенствование учащихся является одной из главных целей учебно-воспитательного процесса в Колычёвской специальной (коррекционной) школе-интернате, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с отклонениями в интеллектуальном развитии. Важно понимать, что у этих детей страдает не только интеллект. Особой коррекционной работы требует эмоционально-волевая сфера воспитанников. При этом не стоит забывать о проблемах поведенческих реакций, патологических свойствах личности учеников. Негативный жизненный опыт до поступления в интернат, извращённое представление о Боге, о добре и зле, о правде и справедливости, о любви, о красоте, о семье и других ценностях затрудняет в будущем решение задачи социализации выпускников школы-интерната.

Понятно, что воспитание добродетелей в этой связи — дело непростое (результат подчас не виден сразу), но чрезвычайно важное и необходимое, требующее мудрого отеческого руководства и материнской заботы со стороны педагогов.

Решение данной проблемы нам представляется в организации тесной и многогранной связи школы с Церковью, формировании нравственных ориентиров с позиции православного мировоззрения.

В.П. Кащенко отмечал: «Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а всё общество в целом, вся атмосфера нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности».

Мы стремимся, чтобы «капельки» православного мировоззрения, мироощущения, попадая на иссушенное людским равнодушием, обожжённое грехом сердце ребёнка, смягчили его, устремили все его порывы к Свету, Добру, Истине. Конечно, не всё получается. Однако начало положено, а дорогу, как известно, осилит идущий.

Уроки русского языка и литературного чтения, классные часы предоставляют широкие возможности учителю для бесед с детьми об Иисусе Христе, Божьей Матери, о жизни по христианским заповедям, назначении человека в мире, о совести и чести.

На уроках русского языка с этой целью мы используем строчки из Библии, высказывания святых отцов, русские народные поговорки, пословицы для обсуждения и последующего грамматического разбора. Даём духовно-нравственную оценку поступкам литературных героев на уроках чтения. Большое значение уделяем развитию способности к сопереживанию, не спешим осудить персонаж, но стремимся понять причину его действий, пытаемся прогнозировать его дальнейшую жизнь в зависимости от выбранного героем пути.

На уроках внеклассного чтения мы знакомим детей с произведениями, не вошедшими в программу для коррекционных школ, но являющимися, на наш взгляд, полезными для ума и души: стихотворениями Э.Асадова, рассказами Б.Ганаго с соавторами, Н.Лескова, В.Никифорова-Волгина, И.Шмелёва, сказками и притчами Г.Юдина и др. Это небольшие по объёму, но очень проникновенные, понятные детскому сердцу произведения. В них отчётливо проступает светлый образ Иисуса Христа, Матери Божьей. Это воспоминания о житии святых подвижников благочестия, это описание жизни обычных людей, ищущих Истины, Добра и Красоты. Это нравственный ориентир, достойный подражания.

Многие наши воспитанники являются постоянными прихожанами храма Святого великомученика Феодора Стратилата в селе Большое Колычёво Коломенского района. Систематически исповедуясь, дети обучаются самоанализу, учатся видеть свои грехи, прощатьчужие, предвидеть возможные последствия своих действий, а значит, ответственно относиться к своим поступкам. Оставшись без родительской ласки и заботы, ребята видят в лице священника отца Александра (Беляева) доброго наставника, мудрого советчика и просто человека, которому небезразлична судьба каждого из них. Божественное Причащение даёт возможность детям освободиться от грехов, стать лучше и постараться никогда впредь не совершать прежних ошибок.

Во внеурочное время воспитанники посещают кружки по интересам при Воскресной школе, совершают паломничества по святым местам. Регулярно оказывается помощь ветеранам. Действует кружок сестёр милосердия. В интернате факультативно преподаются основы православной культуры. На Рождество и Пасху ребята с удовольствием ставят спектакли, не оставляющие никого равнодушными.

Несомненно, содружество школы и Церкви способствует положительному воздействию на духовное и нравственное состояние школьников. В основной своей массе ребята занимают активную жизненную позицию, выбирают Добро, отвергают Зло. Но проблемы, конечно, остались, не все задачи решены. И главное здесь, пожалуй, то, что мы, педагоги, сами далеки от совершенства, не все мы понимаем необходимость жить по заповедям Божиим. Ведь только организованная взрослыми «живая повседневность», наполненная любовью, разумной требовательностью, терпимостью, понуждением себя следовать заповедям Христа, способствует нравственному развитию не только учащихся, но и учащих, духовно оздоравливает коллектив.

Автор: Лисейцева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Коломенского района Московской области. Стаж - 13 лет.

4.6 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 46)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Борисова Марина 01.07.2011 в 19:51

Уважаемая Светлана Анатольевна! Низкий поклон Вам за личный вклад в духовно-нравственное воспитание детей. Вы затронули актуальную тему, показали способы формирования личности ребенка, роль педагога и социума в нравственном воспитании. Ваша работа имеет практическую значимость.

Мария Сергеевна 01.08.2011 в 15:29

Спасибо Вам, Светлана Анатольевна, за Ваш труд! Тема, которую Вы затронули, действительно актуальна. Успехов и "педагогического вдохновения" Вам!

Лариса Николаевна 05.01.2012 в 21:40

Как близко и понятно для меня все, что вы написали! Ваша работа заслуживает оценки 5, ведь нет ничего важнее воспитания! А воспитание детей с ОВЗ вдвойне...желаю Вам успехов, творческой активности и вдохновения! С Наступающим Рождеством Христовым, Вас!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!