Регистрация

Заметки на полях педагогического романа

  • 10 июня 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

Номинация «О педагогике – с любовью» 

Ременникова Галина МихайловнаГалина Михайловна Ременникова – победитель ПНПО «Образование», «Лучший учитель Российской Федерации», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

В предложенной работе рассматривается тезис великого педагога-новатора С.Т. Шацкого: «Когда я учился, то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе».

Пытаюсь доказать, что данный тезис подходит и к осознанному выбору профессии. Так появилась творческая работа «Заметки на полях педагогического романа».

Заметки на полях педагогического романа

Своему Учителю математики посвящаю
Живая проза живого человеческого сердца,
Неповторимая, интересная, индивидуальная,
Яростная – это проза моей и только моейжизни.

Прикоснувшись в очередной раз к трудам великого педагога С.Т. Шацкого, понимаешь всю силу его таланта, весь огромный педагогический опыт, который он целиком отдал делу создания новой школы.Ясные мысли Шацкого отличаются простотой изложения и постоянной опорой на живой опыт.Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работе педагогов.

Я зачитываюсь произведениями блестящего педагога-экспериментатора и понимаю, как они начинают будоражить моё педагогическое сознание, и я невольно ищу точки соприкосновения его взглядов со своей собственной жизнью, а если быть точнее, своего вхождения в профессию. И вот они передо мной строчки, пройти мимо которых педагогу с 28-летним стажем просто нельзя. «Когда я учился, то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе».

Случайность это или совпадение, но в моей школьной жизни были моменты, когда именно неправильное педагогическое поведение моих учителей стало одним из мотивов выбора моей будущей профессии. Особенно чётко я это осознаю сегодня, когда за спиной серьёзный отрезок времени, и он уже гораздо больше, чем тот, когда я пришла в профессию.

Почему, проработав столько лет учителем, захотелось вдруг оглянуться назад? Может быть, так сильно подействовал на меня приведённый тезис Шацкого С.Т? А может быть, положение современного образования и роль педагога не дают мне покоя? Или мысли о том, что не всегда твой личный вклад даёт такие результаты, которые устроили бы всех? Как много «почему?» И где ответ на такой непростой вопрос?

«Играть» в школу любили многие сегодняшние учителя, и я – не исключение. В нашей семье с уважением говорили о профессии учителя, это было связано со многими причинами. Но одна из них – это боль, прошедшая через всю жизнь моих родителей. Они – дети войны. Им пришлось прожить не детскую жизнь на оккупированной территории Западной Белоруссии. Не получив полноценного образования, тем не менее мои родители воспитывали в нас, их дочерях, высокие гражданские начала. Родители были для нас примером высокой нравственности и трудолюбия. Их желание отдать всё для нашего будущего образования оправдалось. Сестра стала учителем русского языка и литературы, а мой путь – учить детей математике. Но это будет позже.

А пока… 

Во дворе я учила всех друзей «всем предметам». Нравились скорее не предметы, а сам процесс преподавания нового и необычного…

И вот в школьном расписании появился новый предмет – природоведение – замечательная наука! На короткое время эта наука стала для меня более значимой. Когда в школе стали изучать биологию, то я зачитывалась книгами о растениях, изготавливала гербарии и т.д. В 7 классе появился новый предмет – химия, и я увлеклась ею надолго. Опыты, задачи, эксперименты! Помню: во время практических работ, пока учитель объяснял технику безопасности, я уже все опыты проведу. Тихонечко не получалось: запах выделяемых веществ, дым от горящей горелки выдавали меня. Вот, казалось, выбор сделан! Но не спешите, мои читатели, делать выводы. Это были лишь очередные увлечения. А ведь мечта у меня уже была. Но об этом чуть позже! А вот каким учителем не надо быть… Помог мне в этом разобраться именно случай с преподаванием химии. Здесь действительно всё, как у Шацкого.

Годы учёбы в старших классах совпали с расцветом социализма в СССР.

Преклонение учителей перед детьми, у которых родители – районные начальники, было настолько явным, что это вызывало у всех «обычных» людей, а таких большинство, не просто возмущение, но и негодование. Но детям свойственно всё оценивать по–другому, я даже и не прислушивалась к разговорам своих родителей «на кухне». Мне до взрослых разговоров не было никакого дела, я хотела быть учителем. А для этого, как я полагала, надо просто отлично учиться. И я училась! 

Ежегодно вместе с одним учеником (он был из параллельного класса) я занимала на районных олимпиадах по химии первые места. Мне вручали награды, подарки, грамоты. А на областной тур в Целиноград (сегодня это столица Республики Казахстан – Астана) учитель направлял его, сына высокопоставленного начальника. Впрочем, Александр не был виновен в таких педагогических действиях учителя. С моей стороны к «сопернику» никаких претензий не было. На областных олимпиадах результаты Александра не были столь успешны. И продолжалось это так три года. Но как всегда: помог «его величество случай».

Десятый выпускной класс. Снова у меня победа! И, удивительно, у Александра тоже! Но вот удача. Мой успешный «соперник» уезжает на зимних каникулах по туристической путёвке в Республику Беларусь. Меня родители не отпустили. Причин было несколько. Одна из них – я практически каждый год гостила у родственников в Бресте. Но и это не главное. В раннем детстве я получила травму (ожог). И меня уже несколько раз, когда я стала старшеклассницей, возили в Москву, в институт косметологии Академии наук СССР. Пластические операции были платными, удовольствие по тем временам дорогое. Я – девчонка из рабочей семьи. (Эта информация ещё сыграет своё доброе дело). Потратив в очередной раз на меня семейные деньги, родители турпоездку отменили. Я плакала, ведь поездка с одноклассниками – это так здорово!

Но это имело и свой положительный результат: теперь меня включили в состав делегации от района на областную олимпиаду. 

Мои друзья по «цеху» отстрелялись быстро. Только ждали одну меня. Я прошла первый (теоретический) тур, успешно решила все задачи по химии. И, наконец, практический тур – эксперимент. Для меня это был уже успех, ведь я одна из делегации прошла два тура!

Итоговые результаты меня уже не волновали. На заключительное собрание все шли в приподнятом настроении. Награждали победителей и призеров по всем академическим наукам. Процедура долгая, но реакция у зала была добрая. Шквал аплодисментов сопровождал каждого выходящего на сцену. Среди детей, на мой взгляд, я не ощущала никакой конкуренции. А может, просто мне так казалось? А вот и результаты олимпиады по химии. 8, 9, и, наконец, 10 класс… Мою фамилию называли несколько раз, так как я даже и не поверила, что стала призёром. Мне трудно было поверить, что впереди меня были лишь только две выпускницы специализированных школ (с углублённым изучением химии). Оказывается, в те далёкие советские годы были тоже профильные классы! Но назывались они по-другому. Впрочем, и это меня не волновало! Я ехала домой с победой! Удивительное дело, как преображает победа ученика его учителя! Есть ли обида на учителя (её не было и тогда!). Нет! Ты уже перестаешь зацикливаться на мелочах, не позволяешь злости занимать твои мысли и твое личное пространство. Вот так, начиная с малого, мы учимся делать серьезные шаги в нашей жизни, а не топтаться на месте. Помните, кто–то мудрый сказал, что «главное достоинство на свете – уметь прощать другому больше, чем себе».

Но урок по педагогике и нравственности я получила и была твёрдо убеждена и уверена: что бы ни было – только справедливость с моей стороны ко всем ученикам, не глядя на ранги! Может мне по этой причине сегодня трудно среди чиновников? А какое счастье – безупречность в детской и родительской среде!

И ещё один случай. По времени он произошёл несколько раньше «химической педагогики», потом шёл параллельно, а в результате могу сказать с уверенностью: стал доминировать при выборе будущей профессии. Случай был «гениальным», но только не с точки зрения нравственных начал, а диаметрально наоборот. Наверное, я никогда и не описала бы его, если не этот исключительный случай и возможность поразмыслить над педагогическим творчеством удивительного человека – Щацкого С.Т. С его классическими трудами, как и с педагогическими трудами других великих педагогов – новаторов, я познакомилась впервые, став студенткой педагогического ВУЗа.

Учителем математики я действительно стала совершенно по другой причине. «…Моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе», – вчиталась я снова в строки С.Т. Шацкого.

Так кто так сильно повлиял на мой выбор – быть учителем математики?

…А пока – Детство. Оно было таким беззаботным, с постоянным увлечением, поиском приключений летом. Но учёба – главное, при строгих нравах моей мамы здесь не до приключений!

Мы жили в довольно крупном населённом пункте, с большой железнодорожной станцией. Высокопоставленные руководители решают преобразовать населённый пункт, мою малую родину, в районный центр. Я уже закончила 5 класс, через несколько дней снова учёба, но мы уже ученики центральной школы. Тогда мы гордились и думали, что каким – то образом поменялся наш статус. И он был несколько иным. Кроме огромного количества «новеньких» детей, в школу пришли новые учителя. Необычная манера преподавать, красивая причёска и одежда, жесткий нрав – всё привлекло моё внимание к новому педагогу по математике. Тогда я ещё не знала и не могла даже предположить, что я её единственная выпускница, кто продолжит математический педагогический путь. Супруг учительницы занимал всегда должности, и постоянные переезды не позволили моему педагогу иметь выпускные классы. Но у нас в посёлке они задержались надолго. И в течение шести лет я постигала азы математики под руководством именно этого педагога. Я с чувством глубокого уважения вспоминаю учителя. Если бы не она, то сложно сказать, смогла бы я так мобилизоваться при выборе профессии.

Помните, я писала о том, что я из обычной семьи. Пора связать это с тем, ради чего я, собственно, и села за «перо». Мама часто болела, мы хотели как–то помочь ей. А моя мама была просто техническим работником в районном узле связи. Уборку отдельных помещений необходимо было производить в рабочее время, ведь там были материальные ценности. Однажды в операционный зал почтового отдела вошли две эксклюзивно одетые «дамы». Одной из них и была моя учительница математики. Я закончила убирать территорию. Поздоровавшись с учителем, я покинула «поле своей трудовой битвы», увидев странный взгляд педагога. Уже позже пришла моя мама, и она поведала то, что не по–детски запало мне в душу. Когда я ушла, мой учитель математики спросила у работников почты, что делает эта девочка здесь. Понимаю, что ответ «работает» был также странным, как и ответ, который услышали почтовые работники: «Как? Её мама – техничка, но ведь девочка учится на отлично?!» …

И я училась. Я каждый день доказывала, что учёба детей и профессия родителей никак не связаны между собой. Одна только фраза… Но её хватило, чтобы сделать правильный выбор, без оглядки назад, а только с мечтой. Я приступила к покорению вершин достаточно сложных наук. Для укрепления своих математических позиций я поступила в заочную физико–техническую школу (ЗФТШ) при МГУ. Мама приобрела мне достаточно серьёзные книги, сборники задач и лекций по математике и физике. А я получала задания из Москвы и тихонько усиливала свои знания по предметам.

И пусть меня простят сторонники утверждения, что помнить надо только хорошее. Не будь этих двух событий в моей школьной жизни, смею предположить, что я так бы не мобилизовалась. И, возможно, не стала бы студенткой в 17 лет. Именно в день своего рождения я вчитывалась в списки поступивших. В глазах туман, и я не сразу свою фамилию нашла. И это было в 1979 году. Вечером того же дня я шла с огромным букетом цветов к своему учителю математики. Букет был настолько огромным, что моё лицо «утонуло» в огромных шапках астр. Мне хотелось кричать и плакать, ведь сбылась мечта! Твёрдой и уверенной походкой я шла к Учителю, а позже к своему коллеге. Меня пригласили в дом, но богатство и убранство меня по-прежнему волновали меньше всего. Мы пили чай на террасе, и со мной беседовали как с равной. Я потом буду ещё не раз в этом доме. Мой учитель математики всегда следила за моей судьбой и карьерным ростом. И почему-то мне кажется, что она мною гордилась. И я её не подвела.

Не имея возможности пересказать даже в сжатом виде все основные этапы моего педагогического становления, отмечаю одно: со мной происходят многие неожиданные и приятные события, кажущиеся, на первый взгляд, волшебными. После окончания института я уехала в Республику Беларусь. Первая моя запись в трудовой – заместитель директора по ВР. И это в 21 неполный год…

Но за всеми, казалось бы, волшебными изменениями и событиями стоит моё творческое и упорное движение к цели. Я искала своё призвание. Найти свое призвание – это только половина дела. Важно повернуть свою жизнь так, чтобы всё в ней крутилось вокруг любимого дела. Важно быть счастливым учителем. Всё вокруг меня всегда имеет смысл, я счастлива, что наполняю радостью детские сердца.

Вот и всё. Все мы очень разные, а наша сегодняшняя российская действительность «оттеняет» нас друг от друга с особой контрастностью. Кто-то решает личные проблемы, кто-то извлекает прибыль, кто-то испивает из чаши чувственное удовольствие, кто-то думает о своей перспективе, а кто-то о судьбе всей страны. А я нахожу удовольствие в том, что просто учу детей. Учу их добру, останавливаю от прегрешения. Вот в этом многообразии жизнь просто Учителя! Изо дня в день, вот уже почти 28 лет, терпеливо и буднично делаю своё дело. Ещё в раннем детстве я нашла свое призвание, то, что я люблю делать, и то, что у меня хорошо получается.

Я – Учитель!

«Пусть жизнь клокочет и бурлит
В бегущих днях, в минуте каждой.
Я счастлив, что во мне горит,
Не угасая, жизни жажда…»

Автор: Ременникова Галина Михайловна, учитель математики высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область. Увлечения: цветоводство, психология, поэзия.

4 из 5 звезд
(голосов: 14, сумма баллов: 56)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Оксана Ивановна 14.06.2011 в 17:14

Галина Михайловна!
За труд ваш, очень грамотный и тонкий,
Желаю вам больших удач во всём!

Солдатова Ирина Николаевна 18.06.2011 в 12:59

Галина Михайловна, добрый день! Статья мне Ваша очень понравилась! Удачи Вам и побед! Ставлю Вам - 5 звездочек!

Борисова Марина 26.06.2011 в 15:55

Уважаемая Галина Михайловна! Отмечаю высокий уровень вашей конкурсной работы по всем критериям. Вы увлекаете читателя, заставляете размышлять вместе с Вами, убеждаете в правильности своей педагогической позиции, используя и воспоминания, и умение выбрать точное слово. Горжусь, что есть у нас такие педагоги.

Галина Михайловна 27.06.2011 в 07:35

Мои дорогие читатели и коллеги!
Я признательна и благодарна за оценку моего труда. Низкий Вам поклон за преданность нашей профессии – УЧИТЕЛЬ!
Галина Михайловна

Галина Олеговна 05.09.2011 в 15:54

Уважаемая Галина Михайловна! В вашей работе очень гармонично дополняют друг друга тезисы из педагогических трудов, ваш выстраданный опыт и "живые " эпизоды из жизни. С вами нельзя не согласиться:"Важно быть счастливым учителем" ! Удачи Вам!

Светлана Анатольевна 04.10.2011 в 12:48

Здравствуйте, Галина Михайловна! От всей души поздравляю Вас со званием лауреата! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

Никитина Ева Владимировна 04.10.2011 в 22:26

Уважаемые посетители сайта, прочитавшие и оценившие эту работу, не могу вас понять! Почему так поскупились на оценки? Это же замечательное эссе!
Галина Михайловна, ваши и мысли и чувства так перекликаются с моими! Как меня возмущало ещё в детском саду, что яркие цвета пластилина отдавались детям "важных" родителей, как я торжествовала, когда учитель неподдающейся мне математики с недоумением узнал про мои успехи по литературе и языку и перестала видеть во мне пустое место!Вот я и стараюсь не вешать ярлыков (это так трудно!). А взамен иногда дети так по-хорошему удивляют!

Вера Григорьевна Шутова 25.08.2012 в 20:07

Спасибо за удивительную историю!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!