Регистрация

Профессия или судьба – быть учителем?

  • 28 августа 2009

Прожив в педагогике пятнадцать лет, я поняла, что учитель – не столько призвание, не столько талант, одаренность, сколько – судьба. Одному человеку эта судьба дана, другому нет. Наверное, в жизни многое можно объяснить, но что-то в ней необъяснимо, ибо судьба любого человека несет в себе некую тайну. Хотя, конечно, судьба выбирает тех людей, у которых есть набор определенных качеств для самореализации в той деятельности, с которой связана жизнь человека.

Я отношусь к тем, кто которые не сами выбирали свою судьбу, а кого судьба выбрала, ведь я никогда не думала быть педагогом. Я стала им, если говорить откровенно, случайно. Если это случай, то он – счастливый.

Первый звоночек моей судьбы

В девятом классе я серьезно заболела и после длительного лечения была отправлена в санаторий, где участвовала в программе по реабилитации. При санатории была школа. Здесь я впервые встала к доске. После физико-математической школы учителя санатория не знали, что со мной делать на уроках математики, и поэтому они отпускали меня с урока. Но вот молодая учительница математики заболела, и уроки в 10 классе некому стало проводить. Ко мне подошел завуч и спросил: «Ирина, вы изучали тему «Определенные интегралы»?». А это была моя любимая тема. «Пожалуйста, проведи урок в 10 классе».

И вот я стою у доски. Насмешливые взгляды тех, кто старше меня на год и на два, не дают расслабиться, но я не чувствовала страха, я рассказывала о своей любви к математике, рассказывала языком понятным и доступным. Как пролетел урок, я и не поняла. Может быть, это был первый звоночек моей судьбы?

После санатория мне было тяжело ездить на транспорте в математический лицей, и 10 класс я заканчивала в обычной общеобразовательной школе. Учиться мне было легко, и я впервые поняла: «Я люблю математику, я без нее не смогу».

И  после школы вместо медицинского института, в который собиралась, я подаю документы в педагогический вуз. Дома были удивлены, но, зная мой темперамент, никто не запрещал и не отговаривал. Годы учебы пролетели незаметно: занятия любимой математикой, межвузовские олимпиады, общественная жизнь (я была выбрана секретарем комсомольской организации факультета). На пятом курсе мой любимый преподаватель алгебры Эдвин Валентинович Ролов завел разговор об аспирантуре. Мне очень хотелось, но жить было негде, да еще маленький сын. Так я оказалась в школе.

Первое сентября

Моим первым классом был класс коррекции. Страшно.

Мне было жалко всех: ребят, у которых тяжело складывается жизнь, родителей, постоянно пьяных или похмельных, себя, мечтающую о высшей математике, а объясняющую правила сложения и вычитания. Днем у доски, а вечерами по квартирам, вызовы в прокуратуру и комиссию по делам несовершеннолетних.

Через полгода меня вызвала директор и сказала: «У вас в дипломе записано учитель математики и информатики. Наш учитель информатики уходит, вам придется выпускать 11 классы». Ура! Я могу говорить о любимом. Математика и программирование – это то, что я люблю. Начался кошмар: урок в пятом коррекционном и на следующий урок – бегом в компьютерный класс, список пятого, список одиннадцатого, характеристики и мероприятия.

В следующий учебном году я полностью перешла на преподавание информатики. Этот предмет в школе стоял особняком. Преподавание его в то время только начиналось, сложно все: техника и программы, строение ПК и решение олимпиадных задач. Информатика не позволяет расслабляться: каждые три месяца обновляются программы и техника. Детям интересно, они постоянно приносят новое. Учусь и совершенствуюсь вместе с ними.

Жалею ли я о том, что жизнь сложилась таким образом?

Жалеть о чем-либо смешно. Жизнь сложилась так, как она есть. Жалеть о чем-либо все равно уже поздно, и у меня такого чувства нет. Жизнь в школе, с детьми, каждодневное прикосновение к детству принесло мне много радости и счастья. Это то, чего другая профессия мне бы не дала.

И все-таки какое-то чувство чего-то несостоявшегося во мне сидит. И у меня постоянно возникает вопрос, который я  вслух не задаю, а только про себя проговариваю: а  если бы моя жизнь сложилась иначе, стала бы я лучше как специалист? Я не могу на него ответить, и это меня  гложет.

Поэтому я не принадлежу к тем учителям, которые безоговорочно соединили себя с  профессией, не мыслят себя вне ее. Хотя я счастлива тем, что жизнь моя сложилась таким образом,  что я смогла соединить увлечение, которым жила с детства, с педагогической профессией. Получился симбиоз: дети и математика, дети и компьютер. Мне бы не хотелось, чтобы выдумали, что у меня в школе, кроме компьютера, ничего нет. Все было гораздо сложнее. Но если в  профессии есть какие-то отдушины, когда в душе испытываешь трепет для меня это соединение мира детей и техники, тяга к детям и  точным наукам.

Я не случайно не сказала о «любви к детям». Я не люблю, когда люди так говорят. Говорят много, постоянно, часто всуе. Когда об этом часто говорит  педагог, то есть в этом что-то нескромное. О нашей любви к детям пусть скажут сами дети. Мне кажется, что любовь педагога к ребенку иная, чем обычная любовь взрослого человека к детям.

В чем своеобразие отношения учителя к ребенку?

Дело в том, что любовь взрослого человека к ребенку – это чувство нормальное и естественное. Я плохо представляю себе человека, который может сказать, что он не любит детей. Если это так, значит, у такого человека что-то не в порядке с психическим или даже с физическим здоровьем. Но если человек здоров, то для него любить детей –совершенно нормальное состояние.

И поэтому, когда говорят о том, что учителю нужно любить ребенка, это смешно, ребенка нужно любить каждому человеку, и маме, и папе, любой человек должен относиться к ребенку с нежностью.

А какое же чувство должно быть у учителя? Я отвечу так: чувство интереса. Для учителя каждый ребенок, который находится в сфере его влияния, рядом с ним, должен быть интересен. Для классного руководителя – это дети его класса, для воспитателя продленного дня – дети его группы, для директора – ученики его школы. Каждый ребенок должен быть интересен. И, мне думается, что этот интерес к ребенку и есть учительская любовь.

У Бориса Пастернака в его записных книжках есть одна удивительная мысль: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой час любили или мы имели случай любить». Учительская профессия  поразительная по своей природе, ведь нам предоставлен этот случай любить в той мере, в какой никто не способен. А как ты воспользуешься им, это зависит от твоих человеческих качеств, от твоей культуры и профессионализма.

Учительская профессия – очень странная профессия

Когда-то Симон Львович Соловейчик говорил об этом, он был совершенно прав. Странность эта состоит в том, что для любого ученика, которого  воспитываешь, ты должен выглядеть «идеальным человеком». Это очень трудно, эту роль ты должен сыграть. Постепенно она станет твоей сутью, но на каком-то этапе ты должен исполнить роль, «влюбив» в себя ребенка.

Пушкин, вспоминая  лицейских учителей, с особенной теплотой вспоминает своего учителя словесности Куницына. Он писал о нем:

Куницыну дань сердца и вина,
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.

Не думаю, чтобы Куницын был хорошим методистом, он был, прежде всего, крупной, яркой, своеобразной личностью. К сожалению, в наше время таких личностей в педагогике немного.

Мучит одна мысль о парадоксальности нашей педагогической профессии. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, личность педагога должна быть уникальной. С другой стороны, наша профессия самая массовая на земле. Значит, нужно много учителей, но каждый из них должен быть незаурядной личностью. Увы, к сожалению, это невозможно. Поэтому, если человек стал учителем, то он должен делать все возможное, чтобы постоянно расти духовно, обогащать свое сердце и  ум. Если человек способен на это, он станет настоящим учителем и для ученика незабываемым.

Мой самый любимый педагог – Януш Корчак – человек, который отдал свою жизнь детям. Никто так не приблизился к пониманию ребенка, как он. Януш Корчак говорил: «Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Постоянное познание ребенка, его внутреннего мира и организация на этой основе  школьной деятельности стало высоким предназначением учительской профессии, смыслом  его жизни.

Автор: Соловьева Ирина Леонидовна,
учитель информатики МОУ СОШ 16 г. Ижевска

http://pedsovet.org/

4.9 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 54)
  • 28 августа 2009
  • 7191
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 30.06.2011 в 20:55

Мысли,потрясающе созвучные моим!О педагогике сказано серьёзно, вдумчиво, без зачастую присутствующей в такой теме патоки.

Анна 20.08.2011 в 10:03

очень понравилась работы)))
Вы очень сильный и целеустремленный человек!)))
конечно 5!!!

Анна Владимировна Калинина 10.09.2011 в 08:52

Интересные мысли. Есть над чем задуматься.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!