Регистрация

Молитва воспитателя

  • 4 декабря 2010

Дарья Сергеевна Вышарь

Конкурс «Педагогическое вдохновение»

Об авторе

Дарья Сергеевна Вышарь – инструктор по физической культуре МДОУ № 2 города Среднеуральска Свердловской области. Стаж работы в должности 3 года.

Дарья Сергеевна Вышарь – победитель городского конкурса педагогического мастерства «Хрустальный глобус» в номинации «Педагогическое вдохновение» в 2010 г.

«Молитва воспитателя»

«Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе, Владыка, в милость. Не прошу почестей. Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны – не цветисты. Устал я, измучен. 
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату – человеку. Боюсь – не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет.Всегда пред Тобой я – смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую – ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд».

Я не случайно начала свое эссе с молитвы воспитателя, автором которой является Я. Корчак.

Перечитав несколько его книг, я задумалась, а всегда ли я принимаю правильные решения относительно своих воспитанников? Имею ли я право, достойна ли носить гордое звание педагога?

Педагог в переводе с греческого – воспитатель, лицо, воспитывающее и обучающее детей. А педагог новой школы – кто это? Учитель тот, который в век старых, новых и сверхновых педагогических течений ухитряется сохранить свою целостность и способен вслед за мудрыми сказать, глядя в глаза своим ученикам: «Верьте мне, и успех придет непременно!»

А часто ли мы, педагоги, вспоминаем свое детство, когда воспитывали не мы, а нас? Всегда ли были правы наши родители и учителя, выбирая тот или иной метод воспитания?

Я хочу вам рассказать о трех историях, произошедших со мной в разное время, но так или иначе, сыгравших огромную роль в моей жизни.

История первая произошла со мной в детстве. Я была спокойной девочкой, честной, ответственной, не шалила, являлась, в общем, среднестатистическим советским ребенком. Ходила в детский сад. И была у нас там воспитательница. Очень она «хорошо» умела наказывать – на колени нас ставила, и делала это «с умом», что ни один родитель об этом даже не догадывался, пока не поставила она меня. Вечером, увидев мои синие, опухшие коленки, мама заинтересовалась, что же такое произошло со мной? Я упорно молчала. После долгих расспросов и уговоров, взяв с нее обещание никому(!) это не рассказывать, я озвучила маме все. Наутро, после разговора с мамой, которая не смогла сдержать свое обещание, воспитательница выставила меня перед всей группой и в приказном порядке запретила детям со мной всяческие контакты, ссылаясь на то, что я якобы обманываю своих родителей. И ни один ребенок  из-за боязни быть наказанным ко мне не подошел. Я не хочу осуждать ее, наоборот, огромное спасибо ей за этот отрицательный опыт, который научил меня всегда ставить себя на место того, кто слабее.

Когда я только начала работать воспитателем, со мной произошел один случай, который послужил мне уроком.

Повздорили во время игры две девочки, Катя и Юля. Катя пожаловалась на Юлю, и я усадила Юлю на стул, наказав таким образом. Буквально через несколько минут эта же Катя и начала ее утешать, а после попросила меня, чтоб я отпустила Юлю играть дальше. Честно говоря, я растерялась. Естественно, я отпустила Юлю сразу, взяв с нее обещание больше не ссориться с Катей, но Катин поступок произвел на меня сильное впечатление. Я поняла, что совершила ошибку. Не разобравшись, не решив проблему «мирным путем», а «рубанула с плеча», виноват – ответишь. А проблема-то была, что Юля нечаянно наступила Кате на ногу и не успела извиниться. Так вот, после этой истории я учусь у детей быть человечнее. Учусь и учу их не просто слушать, но и слышать других.

Посещал наш садик один мальчик Сережка. Был он взбалмошным, задиристым, неугомонным, в общем, «сорвиголовой». Воспитатели и педагоги в один голос говорили, что он неуправляемый ребенок, дети не играли с ним из-за постоянных ссор, в которых он почти всегда был зачинщиком. Честно говоря, я вначале тоже считала его неуправляемым. Никак не могла найти к нему подход. На мои замечания он реагировал кривляньями или не реагировал вообще. К занятиям не прилагал никаких усилий. Какие-либо попытки пойти с ним на контакт отвергал сразу. «Билась» я с ним долго и упорно, пока однажды меня не осенило. Я подошла к нему и просто предложила ему дружбу. Не знаю, педагогичным или нет был мой ход, но такой реакции, как у него, я не видела никогда. Сережка 40 минут сидел, прижавшись ко мне и спрашивая каждую минуту: «А вы меня не обманываете? Вы честно хотите со мной дружить?»… и с тех пор  у меня появился друг и незаменимый помощник. Дети изменили к нему отношение. Дисциплина на занятиях стала отменной. Случались, конечно,  у нас разногласия, но, сделав скидку на плохое настроение, мы быстро мирились. При каждой встрече и в садике, и на улице он бросал все свои дела и бежал ко мне со всех ног.

После этого случая я поняла, что не надо стараться изо всех сил быть выше детей.

Быть может, я ошибаюсь, но ведь каждый педагог выбирает свой метод воспитания и обучения в столь популярном сегодня личностно-ориентированном воспитании. И из всех этих трех историй я вынесла одно решение: неважно, как меня будут называть: «педагог новой школы» или «учитель будущего», важно то, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, и не только воспитателям и педагогам, а представителям различных профессий.

«Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!»

В эссе включены цитаты Я. Корчака из книги «Право ребенка на уважение».

Фото автора

ДАШИШ

4.4 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 31)
  • 4 декабря 2010
  • 11879
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Марина Константиновна 28.05.2015 в 12:21

Замечательная статья! Я с глубоким уважением отношусь к Янушу Корчаку. И Ваш подход к детям, уважаемая Дарья, мне очень импонирует. Хоть я и не педагог, а просто мама))

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!