Регистрация

Современное образование – взгляд изнутри

  • 12 октября 2010

Татьяна Васильевна ОрловаКонкурс «Педагогическое вдохновение»

Об авторе

Татьяна Васильевна Орлова – преподаватель специальных дисциплин «Политехнического техникума», поселок  Селенгинск, Республика Бурятия. Ее педагогический  стаж – 13 лет.

Татьяна Васильевна увлекается фотографией, коллажами, информационными технологиями. В мае 2010 года заняла гран-при в республиканском конкурсе «Преподаватель – 2010» и 3 место в  региональном конкурсе «Педагог-новатор».

«Современное образование – взгляд изнутри». Притча

Идут времена, меняются правители,  взгляды. Время невозможно повернуть вспять. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те спросили царя, какой час на земле самый главный, какое дело на земле самое главное, какой человек на земле самый главный? В притче царь не сумел ответить на эти вопросы. Это оставляет  место для собственных размышлений.

Размышляя об образовании в современном мире, мне захотелось рассмотреть всех участников образовательного процесса с философской стороны.

Притча первая – родители

Обычный день. Мать идет с работы с думами о предстоящих домашних хлопотах. В коридоре ее ожидала школьница – дочь.

– Мама, можно у тебя что-то спросить?
– Конечно.
– Мама, какая у тебя зарплата? Сколько стоит один твой рабочий час?
– Зачем тебе?
– Просто хочу знать.
– Ну, вообще-то, пятьсот. А что?

Дочь вопросительно посмотрела и спросила: «Мама, можешь ты мне занять 250 рублей?»

– Если ты начала этот разговор, для того, чтобы купить себе очередную безделушку, то сначала подумала, как мне достаются эти деньги! Иди к себе в комнату и лучше делай уроки!

Дочь тихо ушла в комнату. А мать занялась приготовлением ужина. Но нечаянные мысли рисовали в ее воображении разные образы – новая заколка? Компьютерная игра? А может действительно, необходимы деньги на что-то стоящее.

Мать вошла в комнату, дочь делала уроки.

– Кажется, я не поняла тебя, вот деньги, которые ты просила. Дочь повернулась к матери и улыбнулась. – Ой,  спасибо!

Затем она зашелестела книжкой, достала несколько мелких смятых банкнот и, тщательно пересчитав купюры, протянула их матери: Мама, можно я куплю час твоего времени? Давай вместе приготовим и ужин и уроки.

Мораль. Морали нет.

Просто хочется напомнить родителям своих студентов, что наша жизнь слишком коротка, чтобы целиком проводить ее на работе. Подумайте об этом, ведь мы уделяем времени работе гораздо больше, чем воспитанию своих детей.

Исторически сложено, что воспитание начинается в семье. С детства формируются основы нравственности, духовности, будущей успешности детей, а роль образования развить эти ценности далее.

Притча вторая – студенты

Студенты пришли в гости к преподавателю с тортом. Вскоре разговор зашел о жизни, учитель спросила об успехах своих учеников, а в ответ услышала жалобы на несправедливость сверстников, обиды на родителей. Учитель пошла на кухню и, разрезав торт на порции, положила его на разные тарелки – все, какие нашлись в доме.

Студенты разобрали торт, выбрав самые дорогие и изысканные тарелки. А простые тарелки остались нетронутыми.

Когда студенты разобрали тарелки, преподаватель сказал: «Если вы заметили, что самые дорогие тарелки с тортом разобраны, но никто не выбрал простые и дешевые тарелки. Но наличие дорогой тарелки в руках не делает торт лучше или вкуснее. А теперь представьте, что торт – это жизнь, а учеба, карьера – это тарелки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую тарелку мы имеем, не меняет качества нашей Жизни, но иногда, концентрируясь на тарелке, мы забываем насладиться вкусом торта».

Мораль. Учись отделять второстепенное от главного.

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть, а не в том, чтобы иметь то, что хочешь. В последние годы со всех сторон пропагандируется образ жизни, ориентированный на потребление. Потеряв часть материальных благ, человек ощущает себя обделенным, неудачником. Важно, чтобы подрастающее поколение поняло ценность образования как такового, как начальный капитал для обеспечения достойного существования.

Взгляд третий – преподаватели

2010 год – Год Учителя в России. Реализация национальных проектов, внедрение новой системы оплаты труда, предоставление самостоятельности образовательным учреждениям, конкурсы профессионального мастерства – эти мероприятия направлены на улучшение качества образования, его модернизацию. Но вместе с тем, наблюдается и парадоксы. Парадокс нашего образования состоит в том, что:

  • Мы говорим об инновациях, а пишем на доске мелом
  • Наши знания увеличиваются с каждым днем, а терпение сокращается
  • У нас больше ученых званий, но меньше рассуждений
  • Мы приумножили свою собственность, но уменьшили свои ценности
  • Мы говорим слишком много, а достижений, которыми мы можем гордиться, слишком мало
  • Мы освоили внешний мир, но не внутренний
  • Мы развиваем внутренний мир учащихся, но забываем о собственном
  • Мы разложили атом, но не наши предубеждения
  • У нас выросли доходы, но упала нравственность
  • Мы гонимся за количеством, но теряем качество
  • У нас большое количество развлечений, но меньше радостей.

Мораль. Изменяя большее, изменяй малое. Все перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда сами участники образовательного процесса захотят изменить его. Только человек с его стремлениями и поступками – движущая сила любого преобразования.

Настоящее время – это всего лишь мгновение. Так в какой миг российское образование начнет соответствовать моим представлениям о современном образовании? Когда наступит его время? Думаю, что это зависит от того, что происходит с образованием в настоящее время. Ведь российское образование построено на лучшем предшествующем педагогическом опыте, который теперь обогащается новым содержанием и базируется на лучших инновационных находках. Содержанием современного образования занимается все сообщество, но основная роль отводится учителю, от которого, в первую очередь, зависит технологичность и продуктивность образовательного процесса.

Вот и вытекают из этого ответы на вопросы притчи, рассказанной в  начале: самый главный час для каждого участника образовательного процесса (родителя, студента, преподавателя) это настоящий час, а каждое дело, которое ты делаешь сейчас, это и есть самое важное дело. Самый главный час в моем техникуме это урок. Самый главный для меня человек – это мой студент.

Фото автора

таня-вася

4.9 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 54)
  • 12 октября 2010
  • 11806
  • 8

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Надежда Александровна 19.10.2010 в 19:59

Спасибо, Татьяна Васильевна, за Ваши рассуждения и притчи. Но, я думаю, мелом нам ещё долго писать придётся.. А вот про детей своих забывать нельзя.

Татьяна Михайловна 21.10.2010 в 08:28

Очень интересное эссе. Необычный подход к стандартной проблеме. Спасибо за творчество.

Надя.ру 23.10.2010 в 05:31

Я читала различные виды эссе, но в виде притчи - первый раз. спасибо за творчество.

Рылина Светлана Сергеевна 24.10.2010 в 17:33

Прекрасная работа. Заставляет задуматься. Спасибо.

Елена Феофиловна 26.11.2010 в 22:22

добрый вечер, Татьяна Васильевна! Интересная работа, начала читать и не смогла оторваться. Спасибо за притчи и рассуждения. Статья заставляет задуматься о жизни и детях. Спасибо!

Валентина Александровна 03.09.2011 в 19:26

Отличная статья! Ставлю вам 5!!!
Приглашаю посмотреть и оценить мои работы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6688.html Видеоролик «Мы умеем веселиться»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6611.html Видеоролик «Маленькие да удаленькие»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/prose/6172.html Сказка о медведе, которого дружба спасла,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/poetry/6061.html Стих. « Детское счастье». Желаю успехов в работе и творчестве.

Курочкина Марина Викторовна 06.09.2011 в 22:20

Интересные размышления о педагогике, о современном образовании. Ставлю 5! Приглашаю оценить мои работы "Чтобы каждый стал человеком" в рубрике "Поэтические страницы" и "Особый мир" в номинации "Художественная проза о школе, семье, детях" .Они легко находятся через поисковик портала.

Любовь Николаевна 02.10.2011 в 15:22

С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Особенно понравилось то , что проблемы школы Вы не "спихнули" на кого-то, а оставили нам с Вами. Иначе же и быть не могло! Вам - "5"!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!