Регистрация

«Мои педагогические принципы»

  • 28 сентября 2010

Альфина Римовна ВалееваКонкурс «Педагогическое вдохновение»

Об авторе

Альфина Римовна Валеева – учитель начальных классов, руководитель кафедры начальных классов гимназии МБОУ Гимназия № 1 города Туймазы, Республика Башкортостан. Ее стаж работы по специальности – 18 лет.

Альфина Римовна – призёр районного конкурса «Учитель года – 2008», руководитель научно-практической работы ученицы, занявшей 2-е место во Всероссийском конкурсе «Первые шаги – 2009», призёр республиканского конкурса «ИКТ в творчестве педагога – 2009».

«Мои педагогические принципы»

Ребёнок – существо разумное,
он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Не деспотичные распоряжения,
не навязанная дисциплина,
не недоверчивый контроль,
а тактичная договорённость, вера в опыт,
сотрудничество и совместная жизнь.

Я.Корчак

В словах Я. Корчака очень точно отражено моё видение учительства.  

Один из моих принципов работы – это «Шаг вперёд и ещё два!». Всем известно, что всё познаётся в сравнении. Из своего 18-летнего опыта работы я могу себе это позволить. Пятый год я работаю по образовательной системе «Школа 2100», благодаря которой появилась возможность максимально раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка, а также реализовать свой. Она, на мой взгляд, соответствует требованиям современного образования – это достижение нового качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности Принимая принципы этой системы, считаю, что отношение к миру младшего школьника, выраженное в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею», должно смениться параметрами «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю».

Личностный подход заставляет переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой и в проблемную дискуссию. Мы постепенно отходим от преимущественно фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.

На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, эксперта-консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий.  

Также использую работу в парах. Задание дети выполняют либо вместе в паре, либо вариативно, потом проверяя друг друга. Хорош этот вид работы на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут задать ему вопросы, либо поддержать в беседе.

Применяю игры (коллективно, в группах, в парах): например, «Защита проекта» – ученик готовит дома материал, затем выступает в роли учителя, используя наглядность, доску. «Любознательный» – им назначается ребенок, который должен задать как можно больше толковых вопросов. Освоив принципы организации учебно-познаватель­ной деятельности, я учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправ­ленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, задавать вопросы, решать про­блемы. Мои ученики постоянно в поиске. Новый материал не преподношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию.

Личностный подход меняет отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания. Я стала практиковать бездвоечную систему оценивания, она очень действенна (в моём классе). Мои ребята очень сильно расстраивались, получая отрицательную отметку, что огорчало и меня, а сейчас слова  «додумай, неверно, не так» воспринимают как шанс исправить свой недочёт, свою ошибку, это стимулирует их к действию. Они обязательно используют этот шанс и получают удовлетворение от конечного результата.  

По планам Министерства образования, в школе будущего ребенок будет находиться полный день. А мы уже реализуем эти планы, работая в односменной гимназии. В новом учебном году мы перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. У нас есть уникальная возможность для занятий с одарёнными детьми. Я провожу занятия по системе «свободная группа». Диапазон учебной деятельности в «свободной группе» широк и разнообразен, более того, эта система позволяет одновременно проводить несколько различных занятий. Часто у нас можно наблюдать такую картину: в одной группе дети увлечены разгадыванием ребусов, кроссвордов, в другой – заняты чтением, а рядом – группа ребят строит сложный объект из конструкционных элементов. По окончании занятий дети подробным образом докладывают учителю о результатах своей деятельности. 

Мой второй принцип работы – «Гореть самой и зажигать других!». Все учащиеся класса охвачены внеклассной работой. Это помогает им раскрываться, раскрепощаться, учит коммуникативности.

Отдельно надо отметить те социальные институты, которые параллельно со школой воздействуют на личностное развитие ребенка: один из них – семья, бытовое окружение.

Отсюда вытекает третий принцип – это «треугольник отношений», вершинами которого являются родитель – РЕБЁНОК – учитель. Семья – первый учитель ребёнка. Родители – это помощники, наставники, советчики и хорошие товарищи своих детей.  Очень большое значение я уделяю аспектам семейного воспитания, именно поэтому такова тематика практически всех родительских собраний, которые я провожу в разной форме: «семейные советы», анкетирование, «поговорилки», родительские практикумы и т.д. В моём классе родители являются активными участниками всех классных, школьных и районных мероприятий, ведь личный пример – это действенный механизм воспитания.

А следующий мой принцип вытекает из той ситуации, когда человеку психологически комфортно. Когда же человек испытывает страшный дискомфорт в коллективе?.. Когда его сравнивают с другими.

И четвёртый мой принцип – это «никогда не сравнивать детей друг с другом»: принцип психологической комфортности. Не должно быть победителей и побеждённых, каждый ребёнок индивидуален. Ребёнка можно сравнить только с самим собой: «какой я был вчера, какой же я сегодня». Я ценю своеобразие ребенка, наблюдаю, выявляю и поддерживаю основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Для меня главное, чтобы ребенок, уходя домой, же­лал встретиться со мной вновь. Каждый день ребенок должен уходить с победой. Один решил задачу, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение. И если мои ребятишки работают с увлечением и удо­вольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это показатель успешности моего учительского труда.

Когда я вхожу в класс, сразу окунаюсь в бездонное море прекрасных, лучезарных глаз, в которых таится вопрос: «А что сегодня интересного Вы нам приготовили?» Я часто задумываюсь над вопросом, кто же такой учитель? В моём представлении это так: прежде всего добрый советчик и наставник, ведь сколько секретов таится в детских сердечках – и многие из них известны учителю. Становится очень хорошо на душе, когда малыш подходит и делится своими тайнами или проблемами, значит, я вызываю доверие у маленького человечка, он мне верит.

Учитель также и творитель, сколько творений являет он своим маленьким друзьям в течение всего периода обучения, делясь с ними опытом  и сотрудничая. Учитель – это учёный, слова говорят сами за себя, ведь они однокоренные. Сколько терминов, законов нужно знать педагогу! Готовясь к урокам, учитель рассчитывает на понимание своих учеников, надеется на их работоспособность, изобретает и апробирует новые методики, порой идя на риск, в какой-то степени он – игрок.

Всё моё педагогическое кредо, как результат душевных переживаний и долгих раздумий, хочу вам преподнести такими поэтическими строчками собственного сочинения.

Всякий труд почётен, уважаем –
Об этом все прекрасно знают.
Но есть такой, который не сравним ни с чем…
Где я работаю? И кем?

Я с гордостью произношу – «учитель» –
Душевной доброты и щедрости хранитель.
Профессий много – и они все хороши,
А учитель – не призвание, а состояние души.          

 Фото автора

alyaval

4.5 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 45)
  • 28 сентября 2010
  • 20165
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 07.10.2010 в 19:37

Спасибо ! Успехов Вам, коллега!

Надежда Александровна 15.10.2010 в 18:30

Как это важно, когда рядом с детьми находится умный, грамотный и в то же время отзывчивый человек. Успехов Вам и побед!

Наталья 20.09.2011 в 13:26

5 баллов. Дальнейших успехов.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!