Регистрация

Семинар-тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания и его профилактика»

  • 6 марта 2023

Цель семинара-тренинга: способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи семинара-тренинга:

1. Образовательная. Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание – его фазы и симптомы. Познакомить с основными методами снятия психо-эмоционального напряжения.

2. Развивающая. Отработка навыков регуляции психо-эмоциональным состоянием.

3. Воспитательная. Формирование ответственного поведения за собственное здоровье.

Сценарий семинара-тренинга

Педагогам часто знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, как будто что-то сломалось внутри. Раздражение готово перелиться через край, но учитель продолжает работать, хотя хочется всё бросить и уйти домой. Но и дома ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми.

Такое психическое состояние названо психологами синдром «эмоционального сгорания». Этот термин был введен американским психиатром Френденбергером в 1960 г. Термин характеризовал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми. Термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Педагог должен не только регулярно отдыхать, но и проходить курсы повышения квалификации и переподготовки. Обучение даст учителю возможность эффективно организовать свой труд и отдых. Этому помогают и современные форматы ПК, а именно: дистанционное обучение. Познакомиться с программами дистанционного обучения по направлению «Педагогика» можно на сайте Института педагогического образования. Преимущества дистанционного образования помогают современному педагогу избавиться от лишних затрат времени и денег – он может заниматься в свободное время, не тратить много времени на учебу, не брать учебный отпуск. Учите и учитесь с удовольствием! Пусть ваша работа приносит только радость!

Синдром эмоционального сгорания – это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы. Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее дефомирующий личность человека видов профессиональной деятельности.

Это – неуспехи своих воспитанников, не умение построить взоимоотношения со своими подопечными, их родителями. К этому добовляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы, постоянной активной работы сознания, высоким участием волевого стимула.

Поэтому профессия воспитателя отнесена к профессиям высшего типа. Она имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, постоянное участие волевого стимула в работе.

Такой труд не имеет фиксированного объёма и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспицифические эмоции при большом количестве требований. Все это становится причиной огромной эмоциональной перегрузки и вызывает у человека симптомы «эмоционального сгорания». Отсюда можно выявить очевидную связь этого «поведенческого проявления» со стрессом.

Стадии синдрома сгорания

1 стадия – нервное напряжение – это психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности. Вроде бы все нормально, но скучно и пусто на душе.

2 стадия – сопротивление – это экономия эмоций, «редукция профессиональных обязанностей», т. е. выборочного выполнения профессиональных функций. Приходят негативные чувства к людям, с которыми приходиться работать. Люди начинают раздражать, возникает чувство неприязни, которое сдерживается с трудом и, наконец, следует выплеск озлобленности.

3 стадия – истощение – это снижение эмоционального тона, оскуднение психических ресурсов, утрата профессиональных ценностей, т. е. редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих достижений. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты – вплоть до рвоты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.

Психолог Е. Малер выделяет 10 признаков эмоционального выгорания:

  • истощение, усталость
  • бессонница
  • негативные установки
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей
  • увлечение приемом психостимуляторов ( кофе, табак, алкоголь, лекарства)
  • уменьшение аппетита или переедание
  • усиление агрессивности ( раздражительность, гневливость, напряженность)
  • усиление пассивности ( цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
  • чувство вины
  • переживание несправедливости.

Можно выделить три фактора эмоционального сгорания.

  1. Личностный. Он более выражен у женщин, те люди, которые испытывают жесткий контроль со стороны администрации – сверхконтролируемые личности.
  2. Ролевой. При нечеткой или неравномерной распределенной ответственности в профессиональной деятельности.
  3. Организационный. Интенсивное общение, интенсивное восприятие полученной информации и принятие решений:
    • дестабилизирующая организация деятельности,
    • неблагополучная психологическая атмосфера (нагрузка, моральное и материальное стимулирование, нечеткое планирование труда, недостаточность необходимых средств, многочасовая работа, наличие конфликтов как в системе « руководитель – подчиненный», так и между коллегами),
    • и еще один фактор – наличие психологически трудного контингента.

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания.

  1. Вина – перед собой и другими за то, что не сделал, не успел.
  2. Стыд – не так получилось, не имел право на ошибку.
  3. Обида – от неполученной благодарности на тех, кто не оценил его усилия, не сказал « спасибо» за сделанное.
  4. Страх – у меня не получится, меня не поймут. 

Было выявлено: проявление синдрома эмоционального сгорания чаще выявляется у специалистов, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.

Но есть другая позиция – менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных людей. Эта позиция – не вызывает  этого синдрома.

Показатели Позиция Опекун Позиция Менеджер
Ориентирован На использование личного влияния. На использование власти закона.
Позиция по отношению к детям Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть. Главное – уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития.
Стратегический подход при воздействии Делай, как я сказал. Ты знаешь о правилах и последствиях, делай свой выбор.

Выбор меры воздействия на детей

Руководствуется собственным здравым смыслом.

Руководствуется уставом д/сада, выработанным на основе определенных правил и процедур.

Выбор способа подачи областей деятельности

Ориентирован преимущественно на определенную программу.

Ориентирован на интересы детей  и приспособление к ним способа подачи материала.

Подход к оцениванию

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом.

Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами.

Способ итогового оценивания

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения.

Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение воспитателя не влияет на результат.

10 советов, как не сгореть на работе 

  1. Эмоциональное общение. В сложных рабочих ситуациях обменивайся мнениями с коллегами, ищи у них профессиональной поддержки, они могут найти для тебя разумное решение.
  2. Использование «тайм – аутов». Отдых от работы и других нагрузок.
  3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Положительная внутренняя речь способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование: курсы повышения квалификации, профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить и на отвлеченные темы.
  5. Избегание ненужной конкуренции. Большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу.
  6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.
  7. Поддержание хорошей спортивной формы.
  8. Внимание к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
  9. Перестань искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  10. Каждый день говори себе стоя перед зеркалом: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!».

Автор: Бирюкова Анна Петровна, педагог-психолог, МБДОУ № 116, г. Ангарск, Иркутская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)
  • 6 марта 2023
  • 4649
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!