Регистрация

Эссе «Музыка в руки упадёт цветами...»

  • 26 января 2015

Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Салдина Ольга Вячеславовна

Музыка – явление необыкновенное, одно из самых удивительных чудес, доступных человеку. Это чудо нельзя увидеть и потрогать, но можно услышать! Музыка сопровождает нас буквально с рождения, радует, волнует, открывает простор для мысли, формирует наше мировоззрение и культуру.

В древности считалось, что музыка – это необыкновенный дар богов; достойны слышать музыку были только избранные. В живописи античного периода это явление запечатлено в виде прекрасных цветов, падающих с неба в руки людей. Тогда музыка считалась особой благодатью...

Сейчас музыка доступна каждому. Но что она значит для человека сегодня? Назначение этого прекрасного вида искусства в последнее время сильно искажено. Всюду слышен тяжёлый рок, рэп, хаус, не всегда качественная популярная музыка. Что она несёт в наши души и культуру? Смятение, тревогу, низменные и животные чувства... Неужели роль музыки сведена к тому, чтобы разлагать наши мысли, идеалы, убивать культуру?

Конечно нет. Настоящая сила музыки кроется в произведениях «живых», «чистых», благозвучных, несущих некий духовный и моральный смысл. Всё это кроется в классической музыке, интерес к которой никогда не угаснет у настоящих ценителей искусства.  Среди них – люди прекрасной профессии, музыкальные руководители, посредники между музыкой и душой ребёнка.

Главная задача музыкального руководителя – дать детям возможность войти в по-настоящему волшебный мир музыки, научить их понимать и принимать культурное  наследие, содержащееся в шедеврах музыкальной классики.

Музыкальный руководитель – для меня давно уже не просто профессия, а образ жизни.

Каждый день на меня смотрят десятки глаз моих воспитанников, моих детей; и каждый ребёнок ждёт чуда. Потому что встреча с музыкой  для них – настоящий праздник, иногда  волшебный, иногда торжественный, иногда смешной, но всегда - долгожданный, интересный и любимый. Это и игры в зайчиков, и звонкие трели «Жаворонка»,  и встреча с Бабой Ягой, и кружение в танце; здесь можно быть и дирижёром, и целым оркестром; можно самому сотворить настоящее чудо и попасть в сказку.

Главное, увлечь, заинтересовать, а остальное получится, потому что дети  могут  гораздо больше, чем мы думаем.

Музыкальный руководитель – это человек, который всегда поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах; его лицо ребёнок запомнит навсегда. Взамен  педагог получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и радость от встречи с музыкой.

Каждый ребенок от рождения наделен музыкальными задатками, и ответственность  за  открытие в детях этого потенциала во многом лежит на мне. Для меня  важно  не  просто  научить  ребенка  выразительно и  чисто  петь  или  легко  двигаться  под  музыку,  а  вызвать  в  нем  желание  «общаться» с музыкой,  эмоционально откликаться на нее, подружиться с прекрасным миром классических произведений и полюбить этот мир.

Cчитаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке таланты и способности. При этом, дети становятся участниками музыки, осознают её глубинный смысл; я стремлюсь воспитать в них эстетический вкус, чтобы музыка стала для них «цветами, упавшими в руки».

И как же приятна та радость от достижения результата... от детских побед, волнения, творчества.

Когда-то Раймонд Паулс сказал: «Лучше приобщать детей к музыке весело и легко, через игру, чем серьёзными уроками отвратить их от неё навсегда».

Этот принцип навсегда стал спутником моей педагогической деятельности. Ведь именно в процессе игры ребёнок становится не только свидетелем, но и участником музыкальной деятельности: активного слушания и пения, исполнения музыки, танцевального творчества.

Настоящий педагог-профессионал в душе немного ребёнок. А как же иначе понять детей, быть им близкой, интересной?

Музыкальный руководитель играя, учится всю жизнь; развивает и совершенствует свой профессиональный опыт, делится им с коллегами, единомышленниками, родителями. Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, атмосфера волнения, праздника, ожидание чего-то хорошего и доброго.

Я люблю свою работу, потому что нет ничего лучше, чем видеть на лице ребёнка радость, которую ему доставляет встреча с музыкой. Самое главное – сохранить ощущение чуда, доброй сказки и волшебных цветов, «падающих нам в руки».

Автор: Салдина Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР Д/сада №113 г. Тюмени. Творческий педагог, активный участник и лауреат международных конкурсов педагогического мастерства «Педагогический праздник», «Лучший мастер-класс педагога ДОУ», «Электронный помощник», «Музыкальный мир», «Педагогический проект», «Методическая копилка», «Педагогический альбом» и др.

4.6 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 32)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Горбань Галина Михайловна 28.01.2015 в 02:36

Уважаемая Ольга Вячеславовна, в целом Ваше эссе мне понравилось. Мысли, вреде стандартные, но преподносите Вы их не шаблонно. Замечательное вступление, не менее интересное содержание. Но в части современной музыки я с Вами не согласна: тяжелый рок, рэп, хаус - тоже музыка. Пусть своеобразная и не нравиться Вам, но это не значит, что она действует на человека отрицательно, ее тоже надо уметь слушать. Вот с низким качеством исполнения музыкальных произведений я согласна, но это может быть и классическая музыка.
За эссе - 5.

Ольга 28.01.2015 в 13:48

Спасибо за внимание! Но отрицательное влияние указанных жанров вполне обосновано. Начать, хотя бы с безобидного рок-н-ролла...В течение последних четырех десятков лет в мире незримо, но все более ощутимо происходит разрушение сознания, а через него и нравственности как высшей и самой ответственной функции интеллекта. Может быть, впервые в истории человечества для этой диверсии выбрана музыка, песни и звезды рок-н-ролла.
Вначале эта музыка никем не принималась всерьез. Считалось, что это еще одна мода, которая скоро пройдет, как это было с чарльстоном, буги-вуги и твистом. Но, как пишет Жан Поль Режимбаль, «Социально-культурный феномен рок-н-ролла, появившийся в начале пятидесятых годов, обрушил на мир такую волну грязи, шлаков и человеческих жертв, что тридцать лет спустя превратился в наиболее мощную разрушительную силу для тела, души и сердца, которая когда-либо исходила из недр самого ада». Пат Бун писал: «Никто не может сказать, что влияние рок-н-ролла было здоровым и положительным. Он является как бы извращенным, чарующим флейтистом, приводящим целое поколение к саморазрушению» (автор имеет в виду легенду конца XIII века о флейтисте из немецкого города Гамельна. После того, как тот избавил город от наводнивших его крыс и не получил причитающегося ему вознаграждения, он решил отомстить за себя. Играя магическую мелодию на своей флейте, он привлек к себе всех детей города. Они пошли за ним в открытую расщелину горы, из которой больше уже никогда не вышли).
Существенная разница между чарующей музыкой флейтиста и рок-н-роллом та, что первая действует на высшие функции мозга, а вторая — на самые низшие, пробуждая животные инстинкты агрессии и разрушения.

Галина Викторовна 29.01.2015 в 10:46

Уважаемая Ольга Вячеславовна, завидую белой завистью. Настоящий педагог-профессионал в душе немного ребёнок - как только эти слова поймут, пропустят через себя, все педагоги, наше образование, думаю, станет лучшим в мире.Это замечательно, что есть педагоги - музыкальные руководители с такими размышлениями. Спасибо, Вам 5 , удачи!

Галина Фёдоровна 02.02.2015 в 11:54

Уважаемая Ольга Вячеславовна! Трогательно, что Вы так относитесь к своей профессии. Но полностью согласна с мнением Галины Михайловны. Мне кажется, не стоит делить музыку на хорошие и плохие жанры. Если произведение написано искренне, от души. думаю, оно найдёт отклик в душах людей. Музыка нам дана свыше, чтобы эмоционально воздействовать на нас, задевать какие-то глубинные струны души. Не зря люди десятилетиями вновь и вновь слушают песни Стинга, Рея Чарлза, Андрея Макаревича. Вряд ли все эти слушатели тяготеют к внутреннему разрушению. Вы приводите в пример цитаты уважаемых людей. Но это всего лишь субъективное мнение. Если Вы помните, в своё время опере Ж.Бизе "Кармен" дали крайне низкую оценку. Но время всё расставило по своим местам. Давайте мыслить не столь узко и уважать чужое мнение. Удачи! С уважением

Ольга 03.02.2015 в 08:50

Уважаемые коллеги! Не ожидала, что моя работа вызовет такой резонанс. Приятно, что есть ещё размышляющие и думающие педагоги, готовые высказать своё мнение и даже поспорить. Ни в коем случае не хочу никого обидеть. Но, являясь педагогом, считаю, что детям нужна "полезная" музыка, формирующая их мировоззрение. А таковой, как ни крути, является классика. Не спорю, что есть много музыки, "цепляющей" взрослых. Вопрос в том, нужна ли она детям?

Кустова Наталья Павловна 03.02.2015 в 23:48

Здравствуйте, Ольга Вячеславовна! Поддерживаю вас в вопросах формирования музыкальной культуры детей. Настоящая музыка – это та, что прошла и выдержала отбор временем. Это фундамент. Если заложен правильно – даст возможность роста и защиты в области духа. Поэтому, очень важно задать верные ориентиры на будущее ребенка.
Восприятие музыкального произведения не происходит само собой. Этому надо учиться. Шаг за шагом, музыкальный руководитель развивает эмоциональная отзывчивость, интерес и эстетический вкус ребенка.
Реально: есть такое понятие - массовая культура и развлечения, которые скрашивают будни. У этого явления есть положительное качество: рано или поздно его содержание надоедает и в лучшем случае - потребуется достойная духовная пища. Так возрастают вкусы и предпочтения. НО, этого может и не произойти. Каждый из нас выбирает тот уровень на который успел поднялся, что близко.
Никого не хочу обидеть, но будем уважать классическое искусство, дух познания, доверять и прислушиваться к профессионалам, которые идут по жизни с настоящей музыкой.
Просто и доступно для всех, кто хочет услышать: youtube Михаил Казиник: Самая ужасная музыка - это попса
Успехов автору, +5.

Карпова Татьяна Вячеславовна 28.02.2015 в 15:17

Хотела бы тоже высказать свое мнение по поводу разгоревшейся дискуссии. Формировать вкус детей необходимо, чтобы они не слушали в 10-м классе такие песни, как "Золотые куполы" или "Владимирский централ" (чему сама была свидетелем на днях). Должны знать классику, хороший рок и даже (простите такую вольность) хороший рэп (сын развил мои знания в этой области). Но начинать надо как в изучении литературы - с Пушкина, Тургенева, Толстого...

Ольга Витальевна 27.03.2015 в 19:03

Уважаемая Ольга Вячеславовна! Очень важно научить ребенка слушать правильную музыку и это очень трудно, когда вокруг звучит абсолютно другое. Хорошо, что есть такие музыкальные руководители, как вы.

Светлана Владимировна 17.07.2015 в 08:56

Интересная работа, не менее интересно прочесть дискуссии по поводу музыки созидающей и разрушающей. Я занимаюсь музыкой уже 35 лет... музыкальная школа, музыкальное училище, музыкально-педагогический институт, стаж работы в детской школе искусств - 23 года. В студенческие годы и даже будучи молодым педагогом, воспитанная на классике, с присущим мне юношеским максимализмом делила музыку на подобные категории: все что не классика - плохо. Но с опытом поняла, что в любом стиле и направлении, в любом веке есть лучшие образцы, возможно даже в популярной музыке, разве не обедняла бы музыкальная кладовая, не будь к примеру Happy New Year? В тоже время у многих классических композиторов, например Й. Гайдна было много произведений, которые они сами считали недостойными и уничтожали. Сколько копий сломано в свое время в дискуссиях о музыке современных классиков Софьи Губайдуллиной или Альфреда Шнитке? А комментарии критиков по поводу "футбольной или даже варварской" музыки Сергея Прокофьева?! Однажды мне педагог по дирижированию в училище сказал: "Никогда не говори: это музыка плохая, эта хорошая! Говори: эту музыку я понимаю, а эту - нет. Или проще: эта музыка моя, а эта мне не по сердцу". Это произошло как раз после разговора о музыке советских композиторов новой волны. Прошло время, мне понадобилось больше 15 лет, чтобы полюбить музыку Э. Денисова, А. Шнитке. Теперь на уроках музыкальной литературы современного периода я даю задание детям рассказать так, о направлениях, которые они любят, чтобы я поняла и возможно, стала эту музыку слушать. И я горжусь тем, что мой ученик увлек меня презентацией о стиле рэп так, что я стала его слушать. Каждому времени, возрасту - своя музыка, но согласна полностью, что воспитывать детей с колыбели надо на народной песне и классике. А уж дальше - выбор за ними, и этот выбор показатель, кто из нас был убедительнее - мы, педагоги, или то, что дети впитали извне.

Светлана Владимировна 17.07.2015 в 09:09

Уровень культуры в России всегда будет высоким, потому что у нас много педагогов, настоящих энтузиастов своего дела, для которых педагогика - больше чем профессия. Вы - ещё одно тому подтверждение. Спасибо Вам, Ольга Вячеславовна за интересное и содержательное эссе, нельзя не заметить, что работа написала от души.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!