Регистрация

Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»

  • 29 ноября 2009

Победитель декабрьского конкурса читательских публикаций

Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «Живые участники круговорота веществ в природе».

Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе,  связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.

Задачи:

1. Предметно-информационные:

  • актуализация знаний, позволяющая актуализировать знания, позволяющие ребенку различать  участников круговорота  веществ;
  • ознакомление детей с понятием «круговорот веществ».

2. Деятельностно-коммуникативные:

  • установление взаимосвязи между участниками круговорота;
  • развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
  • развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке.

3. Ценностно-ориентационные:

  • формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе.

Планируемые достижения учащихся:

  • первоначальные представления о круговороте веществ  в природе;
  • умение различать участников круговорота  веществ и их место и роль человека в экологической  цепи.

Виды контроля: наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги – растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ

Сегодня  на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе

 

Вопрос классу

– Что такое природа? Назвать признаки живой природы.

 

 

Работа в парах

Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна)

Слайд 1 

Ответы детей.

Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса?

Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз.

Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка.

Литосфера: береза, сосна, черви.

Вывод:

Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома.

Вопрос классу

 

Фронтальная работа

Почему животные не могут жить без  растений, а растения не могут жить без животных ?

Где на Земном шаре распространена жизнь?

Слайд 2,  3 щелчка.

Ответы детей. 

В атмосфере

Литосфере

Гидросфере

 

Атмосфера, литосфера, гидросфера – все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ   

 

2. Открытие нового.

 

Фронтальная работа

 

 

 

  

 

 

 

 

Беседа

 

Фронтальная работа

С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе. 

Учитель обобщает ответы.

Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества

Слайд 3, щелчок.

Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества

Слайд 3, щелчок.

Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ.

Слайд 3, щелчок.

Растения выделяют стоительный материал для животных и растений – кислород.

Слайд  4

Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут.   

За счет чего это происходит?

– Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям.

 – Назовите некоторые из них.

Слайд  5

Ответы детей

 

 

  

  

 

 

 

Происходит за счет  превращения энергии

 

Являются пищей для животных.  

 

Кормильцы, производители.

Вывод совместный

Растения – пища для животных. Научное название этих животных  - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ – ПОТРЕБИТЕЛИ  (аншлаги на доску)

Назовите растительноядных животных.

Слайд  6, 5 щелчков.

– Что является пищей для растительноядных животных?

Слайд 7, 4 щелчка.

 

Лошадь, заяц, птицы,

насекомые 

Растения, вода, воздух

 

- Чем питаются животные хищники?

Животные – хищники питаются растительноядными животными.

Слайд 8, 4 щелчка.

– Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ  (аншлаги на доску)

Эту группу можно разделить на три группы:

Слайд 9, щелчок

Травоядные        щелчок

Плотоядные       щелчок

Хищные              щелчок

Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных.

 Слайд 10, 6 щелчков

Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных

 Слайд 11,  3 щелчка

Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных

 Слайд 12, 3 щелчка

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Птицы, заяц, лось, мыши

 Сова, лиса, змеи

 

Ястреб, волк, тигр

Проблемный       

     вопрос

- Какой объект природы не назвали?

- Какой группе потребителей мы его отнесем?

Человека

 

Групповая работа

Слайд   13

Обсуждение

 

Вывод: человек – растительноядный объект

 

Вопрос классу

- Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал?

 

 

Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны.

 

Вопрос классу

- Что может произойти в природе в данной ситуации?

- Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме? 

- Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся:                           

Слайд 14

микробы               щелчок,

бактерии,              щелчок

грибы.                  щелчок 

Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы.

 

Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми

Заключительная беседа

- При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву.

- Кто участвует в круговороте веществ  в природе?

- Может ли прекратиться этот процесс?

  

- Живые организмы.

 Нет, он бесконечен.

Вопрос классу

 

Фронтальная  

     работа

Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ)

- Какой закон работает в данном процессе?

Итак, тема нашего урока …..

Живые участники круговорота веществ в природе

Слайд 15

  

-Закон сохранения веществ

 

-Живые участники круговорота веществ в природе

Закрепление

Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе.

Солнце  (стрелка)

Растения  (стрелка)

Растительноядные (стрелка)

Хищники (стрелка)

Ястреб  (5стрелок, показывающих взаимосвязь)

Продукты выделения

Паразиты (3 стрелки)

Микробы (2 стрелки)

Бактерии

Круг замкнулся

 

 

Домашнее задание 

1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере?

2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе.

3 уровень: Возможен ли круговорот веществ  в организме человека?

 

 Автор: Климентьева О.В., учитель начальных классов МОУ гимназия № 9 г.Екатеринбург

Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»

5 из 5 звезд
(голосов: 21, сумма баллов: 105)
  • 29 ноября 2009
  • 46509
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 01.12.2009 в 19:16

Прекрасный материал. Очень познавательно не только для детей.

Ольга 08.12.2009 в 08:36

Замечательная работа! Корректно изложенный материал в интересной и познавательной форме. Презентацию обязательно нужно использовать на уроках для привлечения интереса учащихся к предмету.

Надежда 08.12.2009 в 12:09

Потрясающе!!! И как же не использовать такое чудо в работе?!

Виталий 12.12.2009 в 09:33

Хорошо построенная презентация, отличный материал!

Елена 16.12.2009 в 22:25

Спасибо Ольге Васильевне за ее замечательное качество: она всегда готова помочь коллегам, поделиться своим богатым педагогическим опытом. И эта презентация - подтверждение тому!

Солдатова Ирина Николаевна 01.03.2011 в 22:18

Ольга Васильевна, очень интересно, познавательно, понятно и доступно детям. Презентация методически грамотна, практически значима, изложена грамотно и логично. Молодец! С уважением Ирина Николаевна

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!