Регистрация

Презентация к уроку чтения по теме: «Зима в лесу»

  • 26 апреля 2011

Конкурс «Мастер презентаций»

И.С. Соколов-Микитов вошел в советскую литературу в прошлом веке.

Книги Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход – обо всем этом он писал с такой любовью, что читая его книги нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы благословения перед ним.

Поэтому книги и рассказы писателя я рекомендую использовать на своих уроках т.к. они проникнуты любовью и вниманием к людям, к окружающему миру и с большим интересом воспринимаются детьми.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова;
  • формировать навык выразительного чтения.
  • развивать память, внимание, речь учащихся.
  • воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.

Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.

Урок чтения в 4 классе «Зима в лесу» И.С. Соколова–Микитова.

(Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийYIII вида под редакцией Воронковой В.В.)

Цели урока:

  • Образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова.
  • Формировать навык выразительного чтения;
  • Коррекционные: Развивать память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.

Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.

урок чтения в 4 классе «Зима в лесу»

Ход урока

Орг.момент. Речевка

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке все для нас,
За работу, в добрый час!

Психологический настрой

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу подумаете как хорошо, что мы с вами вместе. Мы спокойны, приветливы, добры. Мы все здоровы.

Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю злость обиду, беспокойство. Вдохните свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Сообщение темы, цели урока

Сегодня у нас немного необычный урок. На этом уроке вас ждет много интересного и необычного.

Логопедическая зарядка.

Попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. — У-у-у-

А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.

Работа с чистоговоркой.

Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул-ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз-пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима

«У маленькой Сани, санки едут сами».

Проверка домашнего задания

Вспомним, что вы читали на прошлом уроке. О чем говорится в стихотворении? Кто автор этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? Почему? Как вы будете читать это стихотворение? (быстро, весело, громко)

Чтение стихотворения самостоятельно.

Индивидуальная работа с учащимися

Чтение сильными учащимися стихотворения.

  1. Как изменилась природа с наступлением зимы?
  2. С чем автор сравнивает снег? Почему?
  3. Что такое полотно?
  4. Какие выражения использует автор, чтобы изобразить лес как живое существо?

Чтение стихотворения наизусть учащимися. Учащийся читают стихи в парах поочередно.

Представьте, что вы артисты, и выступаете на сцене, а все остальные зрители.

Уважаемые зрители! Будьте внимательны, вы будете оценивать их. Понравилось ли вам, как читали девочки? Что им поставим?

А совпадают ли признаки зимы, которые описывает автор с нашей погодой?

Молодцы, ребята! Добросовестно вы приготовились к уроку, я довольна вами.

Физминутка «Кружаться снежинки»

-Конечно, вы все видели, как падает снег, и видели не один раз. Какими вы представили себе снежинки?

-Летят снежинки ажурные, белые, пушистые, нежные.

Это подарок, который подарила нам природа.

Давайте на миг мы с вами тоже превратимся в снежинок. И выполним упражнения:

Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Падают на землю
Кружевные звезды

Вот одна упала
На мою ладошку
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко.

-Ложатся снежинки очень тихо, мягко. Сначала садятся снежинки побольше -мальчики, потом снежинки поменьше-девочки. Кто тише?

Изучение нового материала

Сели поудобнее, руки на парты положили, ноги вместе представьте, что вы смотрите телевизор, вы ждете начало какого –то сериала, а вместо этого вдруг появляется картина на экране «Зима».

Звучит музыка Чайковского, под музыку учитель читает стихотворение

«Белый снег пушистый
в воздухе кружится
и на землю тихо
падает ложится….

-О чем говорится в стихотворении? Значит о чем пойдет речь сегодня на уроке? Да мы будем говорить о зиме. Поэты любили это время года. В них они описывали красоту русской природы. Сегодня на уроке мы продолжим читать рассказы о зиме. И познакомимся с рассказом И.С.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии.

Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда!

Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Чтение учителем рассказа

О чем говорится в рассказе?

При чтении вам встретятся незнакомые и трудные слова. Словарные слова : «отдыхает земля», обглоданные осинки, натропил, наезженную дорогу, обороняются, просеки, горностай.

Самостоятельное чтение учащимися рассказа.

Но, чтобы вам легче было представить зимний лес, как живут звери зимой. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в зимний лес. И увидим, как живут зимой животные?

-Чтение цепочкой

  1. Как вы понимаете выражение «притих лес»? Почему?
  2. Почему автор называет волков-разбойниками?
  3. Как в лесу бродят лоси?
  4. Как обороняются сильные лоси от злых волков?
  5. Как вы понимаете широкие просеки?

6) Почему они подходят к селениям и шумным городам?

7) Какие приметы зимы вы можете выделить из рассказа?

Выборочное чтение

  • Найдите, как выглядит зимний лес? С чем автор сравнивает снег?
  • С чем он сравнивает след лисы? Какие слова автор использует для описания звериных и птичьих следов?

Возьмите карандаши и подчеркните в тексте наиболее яркие слова и выражения, которые использует автор для описания зимнего леса.

Поиграем в игру: «Продолжи предложения», я начну, а вы заканчивайте строчку.

  • Только голодные волки……
  • Тяжелыми белыми шапками……..
  • Красивой цепочкой……..
  • Нередко подходят….

Работа над выразительным чтением

Но прежде чем приступить к следующему этапу урока мы вспомним пословицу: «Чтение –лучшее учение». Как вы понимаете эту пословицу? На что указывает точка в предложении?

(Предложение читаем спокойно, понизив голос к концу предложения) Если ?-спрашиваем. Если !- радость, удивление.

Какая сила голоса подходит к чтению рассказа? Какой тон необходимо выбрать для чтения текста? Какой темп вы выбрали для чтения: медленный, средний, быстрый? Выберем их. Значит как будем читать этот рассказ? (немного с грустью, с любовью к природе). Почему? (все кругом успокоилось, стало спокойно, тихо).

Прочитаете последний абзац. Расскажите, как живут лоси? Прочитайте, соблюдая, все знаки препинания.

Один из художников нарисовал вот такую картину к рассказу. Какими красками художник пользовался, чтобы нарисовать картину? Что бы вы нарисовали? 

Итог урока.

Понравился ли вам урок? Что вам запомнилось больше всего на уроке? С каким новым рассказом мы познакомились? Кто написал его? О каком времени года мы говорили сегодня?

Оценки за урок. Дом. задание.

Цель презентации: Повышение качество обучения учащихся путем использования современных инновационных технологий.

Задачи презентации:

  • способствовать повышению мотивации учащихся к учению, формированию устойчивых знаний;
  • повысить  качество знаний учащихся;
  • развивать внимание, память, зрительное восприятие;
  • воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней.    

Место использования презентации: урок чтения и развития речи в 4 классе по теме «Зима в лесу» по программе В.В. Воронкова С(К)ОУ 8 вида.

Методические рекомендации к использованию: данную презентацию можно использовать учителями начальных классов при подготовке к уроку литературного чтения, посвященному творчеству И.С. Соколова-Микитова, а также на уроках окружающего мира при изучении темы «Зима в лесу».

Эффективность и практическая значимость: использование презентации на уроке повышает интерес к предмету, способствует развитию познавательных способностей, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся в учебном процессе.

Презентация помогает рационально использовать учебное время занятия, осваивать программный материал учащимися, сохранять высокую работоспособность на уроке.

Презентация по теме «Зима в лесу»

Автор: Астраханова Лариса Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГС(К)ОУ Школа-интернат YIII вида, с.Малый Толкай,Самарская область. Стаж работы по специальности 26 лет.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Оксана Анатольевна Титаренко 27.04.2011 в 11:47

Здравствуйте, Лариса Николаевна! Не очень удачно выбрана тема оформления презентации - точки, хотелось фон ближе к теме урока. Фото И.С. Соколова-Микитова деформировано, анимация появления заголовков, шрифты и стили - необходима доработка, на мой взгляд. Спасибо автору за желание делиться опытом! С уважением....

Солдатова Ирина Николаевна 27.04.2011 в 22:08

Лариса Николаевна, добрый вечер! Очень приятно увидеть землячку на этом конкурсе. Но Ваша презентация, действительно, требует доработки!
Удачи Вам! С уважением Ирина Николаевна

Светлана Александровна 01.05.2011 в 12:40

Присоединяюсь к мнению коллег, удачи автору!

Гроздева Ирина Владимировна 08.05.2011 в 20:44

Уважаемая Лариса Николаевна. Презентация требует доработки. По требованиям к оформлению конкурсных работ в конце презентации в обязательном порядке указывается список использованной литературы, интернет-ресурсов и иллюстративного материала. Спасибо за желание делиться опытом. Автору удачи и творческого роста.

Анна Николаевна 15.05.2011 в 10:49

Спасибо автору за методический комплект, в конспект я бы добавила "раскадровку" слайдов...Успехов!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!