Регистрация

Презентация к уроку «Экосистема озера»

  • 27 февраля 2011

Конкурс «Мастер презентаций»

Деятельностный подход в обучении  младших школьников является приоритетным направлением в современном образовании. Как сделать так, чтобы дети не были пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса?

Для этого требуется большая подготовка учителя к уроку. Продумать, на каком этапе можно включить групповую работу, работу в парах так, чтобы дети смогли сами сделать важные выводы по изученному материалу. Использование на уроках компьютерных презентаций позволяет лучше запоминать сложный материал, делает процесс обучения увлекательнее, интереснее.

Предлагаю Вашему вниманию презентацию и конспект урока по теме «Экосистема озера». На городском семинаре по теме «Деятельностный подход в обучении младших школьников» урок получил высокую оценку коллег.

Цель презентации:  познакомить учащихся с экосистемой озера.

Задачи: 

  • стимулирование познавательной деятельности учащихся;
  • знакомство учащихся с животными и растениями озера, их «профессиями» в экосистеме;

  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • развитие кругозора учащихся;
  • воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

     Место использования презентации: урок окружающего мира в 3 классе «Экосистема озера».

     Методические рекомендации к использованию:  презентацию можно использовать непосредственно к уроку «Экосистема озера» в 3 классе или как отдельный продукт при проведении внеклассных мероприятий по краеведению. Физминутка для глаз и наличие в презентации анимации позволяет сделать зрительную разгрузку.

    Эффективность и практическая значимость -  с помощью презентации лучше запоминаются обитатели озера, особенно такие как рогоз и камыш. Учащиеся летом смогут показать обитателей озер родителям и другим  ребятам.

    Коллеги, которые работают по другим программам, также могут использовать презентацию на своих уроках (при изучении подобной темы), так как в ней много красивых картинок, есть загадки и физминутка для глаз.

    Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать урок  увлекательнее, познавательнее, информативнее.

    «Живая» пищевая цепочка

    Работа с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал»

    Работа с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал»

    Ход урока

    Орг.момент.

    У.: прозвенел опять звонок, начинается урок. Ребята, выразите, пожалуйста, своё настроение одним словом. А теперь покажите ваше настроение движением своего тела. Давайте прогоним страхи и неуверенность и возьмём с собой на урок солнечное, радужное, хорошее настроение.

    Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:

    «В глубоком котловане лежит зеркало»
    «Стекло голубое, рама зеленая» (озеро) (1 слайд)

    У.: верно, сегодня мы поговорим подробнее об озере  и его обитателях.

    Фронтальная работа

    У.: -Где образуются озера? ( в углублениях суши). Давайте вспомним, чем озеро отличается от других водоемов? ( в них нет течения, как в реке). Какие озера называются  проточными, какие бессточными? (проточные – в которые впадают ручьи и реки, а в бессточные -нет). Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).

    Первая стадия – ВЫЗОВ (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации)

    Как вы думаете, является ли озеро экосистемой?

    Знаю.

    Хочу узнать.

    Узнал

    У вас у каждого есть лист с таблицей «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Давайте заполним колонку «Знаю».

    Из чего состоит экосистема? Я буду заполнять по вашим ответам схему «ФИШБОУН».  

    Прием «Фишбоун»-рыбная кость.

    • потребители
    • разрушители
    • производители

    Если вы знаете, кто кем является в озере, запишите в колонку «Знаю», если не знаете, то в колонку «Хочу узнать».Познакомимся с некоторыми обитателями озера и попробуем подтвердить или опровергнуть свои предположения  - кем они являются в озере. (2 слайд)

    Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).

    1. Рассмотрите растения и подумайте, где их можно встретить? (по берегам озер, в озере)

    Обратите внимание на рогоз - его ошибочно называют камышом. На самом деле камыш или тростник выглядит так. (5 слайд).

    И, конечно, главные «кормильцы» озера – это планктонные водоросли или планктон. (4 слайд). Какую роль они выполняют? (производители)

    2. Загадка о представителе  другой «профессии»:

    Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива (щука)(7 слайд)

    Полосатые бока и клюет на червяка (окунь) (8 слайд)

    Кем они являются? (потребителями) Почему? (питаются водорослями и червяками).

    Посмотрите, какие рыбы чаще всего встречаются в наших водоемах. (10 слайд)

    А вот этих потребителей вы можете посмотреть и даже потрогать. Это – дафнии и циклопы- мелкие рачки. (9 слайд) Они фильтруют воду в поисках мелких водорослей. А ими в свою очередь любят питаться  рыбы. А как вы думаете, где я их взяла? (в зоомагазине, это сухой корм для рыб)

    3. Загадка :  

       Два рога, но не бык, шесть ног, без копыт. (рак)
       Когда я черен, я куслив и задорен.
       А лишь покраснею, так и присмирею (рак) (12 слайд)

    Также на дне водоема живут многочисленные микробы, прудовик  и мотыль - личинки комаров. Они кормятся остатками умерших организмов. Кем они  являются? (разрушителями) Верно. (13 слайд)

    Можем теперь сделать вывод, что озеро – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы. (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). Докажите, что круговорот веществ в озере существует.

    Групповая работа

    У двух команд в конвертах лежат картинки представителей  разных «профессий» озера. Составьте пищевую цепь (используйте клей), не забудьте про стрелки. У двух других команд лежат  названия  представителей разных профессий озера. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь. (Приложение) 

    Проверка

    Итак, какой вывод можно сделать? Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.           

    Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.             

    На нашей схеме отсутствует голова- это то чего мы еще не знаем,  но обязательно узнаем.

    Чтобы узнать, что мы еще не знаем об озере, я задам вопрос: «Почему озеро зарастает?» (обсудите это в  парах). Вспомните, что вы знаете об озере, это поможет вам.

    Прием «Корзина идей» (14 слайд)

    потребители

    разрушители

    производители

    окунь, щука, ерш, карась, дафнии

    рак, прудовик, мотыль, бактерии

    рогоз, камыш, осот, планктон

    Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.             

    Почему озеро зарастает? (каждая пара выдвигает свои предположения)

    • разрушители не справляются со своей работой, остатки мертвых организмов оседают на дне;
    • ручьи реки, впадающие в озеро, несут с собой песчинки, остатки горных пород, мертвые организмы;
    • почему же их не относит течением?( в озере нет течения, оно глубже озера)

    Выйдет команда, которая показывала «живую» цепь. Снова составьте ее. Представьте, что в вашу пищевую цепь добавляются мертвые организмы с суши. Что произойдет? (расцепляю руки). Круговорот не замкнут полностью.

    Вот что мы поместим в наш «хвост».

    А если круговорот не замкнут полностью, что может случиться? (экосистема  озера разрушится).

    Во что превратится озеро? В болото.

    потребители

    разрушители

    производители

    рогоз, камыш, осот, планктон

    Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.  Но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.           

    Почему озеро зарастает?

    окунь, щука, ерш, карась, дафнии

    рак, прудовик, мотыль, бактерии

    Давайте проверим наш вывод с выводом в учебнике. И запишем в нашу таблицу в колонку «Узнал», что нового узнали.

    Давайте откроем рабочую тетрадь и посмотрим на кроссворд. Дома отгадайте его

    Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ (Необходимо вернуть учащихся к первоначальной информации, внести изменения уточнения. Дать творческое задание).

    Физ.минутка (15 слайд)

    Защита проектов. (слад 17-20)

    Каждая команда получила задание «Собрать и систематизировать информацию об озере» (Приложение)

    «Умка»- Увильды

    «Звездочки»- Касарги

    «Искатели»- Сугояк

    «Робинзоны»- 1-е озеро

    Внимательно слушаем доклады ребят, потом будет задание.

    Каждая группа получает экологическую задачу, которую попробуют сейчас решить.  

    «Увильды»- сократилась численность раков.

    «Касарги»- зарастает озеро

    «Сугояк»-озеро разлилось

    «1-е озеро» - загрязняется  сточными водами.

    Человек может повлиять на судьбу озера? Посовещайтесь в группе и предложите пути решения задачи. Как вы думаете, должен человек вмешиваться в экосистему озера? (да, если он хочет сохранить озеро, как место отдыха, ловли рыбы, памятника природы.

    Вы не раз отдыхали на озерах. И видели, в каком состоянии находятся наши озера. Чем вы можете помочь озеру? (не мусорить, не рвать цветы, не ловить рыбу сетью и т.п.) Давайте сочиним синквейн на тему нашего урока.

    Синквейн                                     

    1.Озеро

    2.Чистое, прозрачное, полезное

    3.Охранять, не засорять, отдыхать, купаться,

    4. Бороться с браконьерами

    5. Водоем.

    Итог урока

    Прием «Сжатие информации»

    Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы говорили на уроке. (Озеро- это экосистема, в которой круговорот не замкнут.)

    Какие главные выводы вы можете сделать? (озеро – это природное богатство, которое нужно охранять)

    Что еще вы можете добавить в таблицу?

    Каждая  команда  поработала хорошо над своим проектом и заработала «Сертификат юного эколога». Молодцы!

    Презентация к уроку

    Автор: Яковлева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов лицея № 82 города Челябинска, высшая квалификационная категория, стаж 16 лет. Лауреат районного конкурса «Учитель года 2011», победитель районного конкурса «Авторские модели учебных занятий» в 2010г.

    4.4 из 5 звезд
    (голосов: 17, сумма баллов: 75)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (8)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Оксана Анатольевна Титаренко 01.03.2011 в 20:36

    Татьяна Владимировна, пройдя по ссылке "Презентация к уроку" у меня открывается вкладка "Создание документов и совместная работа над ними с помощью Документов Google" ? Неужели опять моя Виста меня подводит?))

    Татьяна Владимировна 14.03.2011 в 09:10

    Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Возможно у Вас действительно проблемы с операционной системой, потому что другие участники просматривают материалы.

    Солдатова Ирина Николаевна 01.03.2011 в 20:50

    Татьяна Владимировна, на мой взгляд слайды в презентации меняются очень быстро. А вообще презентация очень ценна.

    Татьяна Владимировна 14.03.2011 в 09:07

    Ирина Николаевна! Спасибо за комментарий, слайды меняются по щелчку, поэтому время просмотра вы устанавливаете сами.

    Светлана Александровна 06.03.2011 в 09:20

    Доступные и лаконичные тексты радуют, но титульный слайд отсутствует, на большинстве картинок присутствуют логотипы сайтов (надписи, даты), это не придаёт презентации эстетичности, можно было бы просто обрезать..."заголовки" на слайдах расположены не всегда одинаково и не все с заглавной буквы, нет единообразия в шрифте. При некоторой доработке вполне возможно использование презентации в учебно-воспитательном процессе. Успехов автору и удачи!

    Татьяна Владимировна 14.03.2011 в 09:17

    Здравствуйте, Светлана Александровна! Изначально, у меня были другие картинки, но по требованию организаторов конкурса нужны ссылки, а у меня их не было. Поэтому пришлось заново искать, менять, не все картинки (какие хотелось ) были хорошего качества, поэтому пришлось вставлять другие. Согласна, что немного поторопилась, можно было кое-что подправить. Спасибо за отзыв!

    Анна Николаевна 07.03.2011 в 10:02

    Татьяна Владимировна! Радует наличие в работе современных методов и приёмов, "Живая" цепочка- это здорово! Дидактические требования к созданию презентации соблюдены, а вот оформление структуры презентации не всем правила соответствует. В целом работа хорошая, но нет предела совершенству! Удачи!

    Гроздева Ирина Владимировна 05.04.2011 в 17:39

    Уважаемая Татьяна Владимировна. Очень хороший образец урока, проведённого в технологии развития критического мышления. Интересно, динамично, познавательно, конспект детально проработан. Только прием «Фишбоун» лучше было бы проиллюстрировать в приложении, как Вы делали со всеми другими используемыми приёмами. В презентации есть некоторые нарушения оформления; требуется выровнять верхний и нижний колонтитулы на слайдах, о качестве картинок и единообразии шрифта Вам уже говорили. Автору дальнейших творческих успехов.

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!