Регистрация

Презентация к уроку по русскому языку «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

  • 21 января 2016

Конкурс «Мастер мультимедийных технологий – 2015»

Номинация «Мультимедийные технологии в начальной школе» 

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  • сформулировать представление о чередующихся гласных е-и;
  • сформировать способность употребления е-и в корнях слов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • принятие социальной роли обучающегося;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
  • следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Регулятивные:

  • фиксировать результаты наблюдения и делать выводы;
  • умение планировать и регулировать свою деятельность;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий;
  • владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
  • расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;
  • умение строить речевое высказывание.

Предметные:

  • усвоение обучающимися перечня корней с чередованием;
  • навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е – и в корнях с чередованием» и графически обозначать её;
  • умение отличать данную орфограмму от других.

Ресурсы: доска, мультимедиа система, ноутбуки, колонки, PROclass.

Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока с презентацией

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П. Сумарокова:

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь. (Слайд 1)

– В чём смысл стихотворения? Какой наказ в нём?

– Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

2. Мотивация учебной деятельности

– Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда. Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при определении чередующихся гласных Е-И. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

3. Изучение нового материала

– Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые-лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.

– На слайде даны две колонки слов с чередованием Е//И в корне. Буквы Е и И выделены красным цветом. (Слайд 2)

разбирать – разберу

отпирать – отпереть

задирать – задеру

вытирать – вытереть

замирать – замереть

блистать – блестеть

расстилать – расстелить

выжигать – выжег

Учащиеся выделяют в слове корень, ставят ударение, определяют, какая гласная стоит за корнем. Вместе выводим правило написания Е-И в корнях с чередованием: если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И, а если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

4. Целеполагание

– Нам сегодня предстоит запомнить правила употребления Е-И в корнях слов и уметь определять нужную гласную на письме. (Слайд 3)

5. Динамическая пауза.

– А теперь физминутка! Игра «Хлопок». (Слайд 4).

– Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок, а если Е – два хлопка.

Блестеть протирать отмирающий

Блистать умирать вытирать

Запереть расстелить выбирать

Выберу вычитание расстилать

Забирать протереть добираться

– Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.

6. Закрепление

«Помогите Незнайке» (Слайд 5). Слышен стук в дверь, входит Незнайка.

– Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!

– Что случилось, Незнайка?

– Я опаздываю в школу… Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.

– Ну, успокойся. Показывай нам свое задание.

– Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е – И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание):

Б..рись дружно – не будет грузно.

Всякий изб..рает друга по своему нраву.

Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо. (Слайд 6)

– Незнайка, тебе очень повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут.

Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной.

– Спасибо, ребята, – говорит Незнайка. – Теперь я все понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется тогда, когда за ним стоит суффикс – А– , а если суффикса – А – нет, то нужно писать букву Е.

– Ты молодец, Незнайка! И ребята молодцы. Так грамотно тебе все объяснили.

– Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Пусть попробует этот Знайка – зазнайка не поставить мне «5»!

– До свидания, Незнайка! Ну а мы с вами продолжаем.

Звуковой диктант (звучат отрывки из аудио текстов сказок А.С. Пушкина).

– Ребята, сейчас вы услышите строчки из известных вам произведений. Ваша задача – выписать слова, в которых гласные корня чередуются, объясняя написание, и выяснить, кто автор этих строчек и откуда взяты отрывки?

1) На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.

2) Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит
Глядь, а Балда братца гладит.

3) Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.

4) В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.

5) В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.

– Ребята! Данные отрывки подобраны из сказок А.С.Пушкина. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души. (Слайд 7 – показ видеоролика).

7. Завершающий контроль

– Ну а теперь, подобно Александру Сергеевичу, я предлагаю вам проявить своё творчество при выполнении теста.

Ребятам предлагается выполнить тестовые задания, используя PROclass.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету

8. Рефлексия

– А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Чередование Е – И в корне слова». (Задание по группам – каждая группа чертит свой кластер на приготовленных листах, а затем представляет его всем).

Прием «Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

  • Урок мне _________ понравился.
  • Я _____ доволен своей работой на уроке.
  • Я сегодня на уроке узнал, что… (Слайд 8)

9. Домашнее задание (дифференцированное)

Для слабых учеников – записать 10 слов на изученную орфограмму, обозначая её.

Для сильных – написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. (Слайд 9).

Презентация к урока по русскому языку «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Автор: Булыгина Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Масленниково муниципального района Хворостянский Самарской области.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!