Регистрация

Конспект НОД по речевому развитию «Осеннее путешествие» для детей 6-7 лет

  • 13 декабря 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №22»,  города Саранск,  Республики Мордовия.

Занятие рекомендуется к проведению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, для детей с нарушениями зрения.

Тема. Осеннее приключение

Задачи.  Образовательные. Дать представление о предложении. Учить  правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Учить высказывать предположения и делать простые выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать закреплять знания о признаках осени,  расширять и активизировать словарный запас, учить использовать в речи грамматические конструкции. Продолжать знакомить детей с произведениями мордовских поэтов.

Развивающие. Развивать связную речь, а так же морфологическую сторону речи. Развивать познавательные способности и интересы, логическое мышление, внимание и память.

Воспитательные. Воспитывать чуткое отношение к природе, умение видеть красоту природы средствами музыки и поэзии мордовских авторов,  умение и навыки безопасного поведения в окружающем пространстве.

Коррекционные. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, координации движений с речью.

Материалы. Демонстрационные. Макет «Лесная полянка», схема слогового состава слова.

Раздаточный материал. Схема слогового состава слова, фланелеграф, таблица «Собери грибы».

Оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Грибы».

Словарная работа: грибник, грибница, лесник, хвойный, лиственный, смешанный, ядовитый, съедобный.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, слушание музыки.

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково-исследовательские.

Приемы: игровая ситуация, вопросы, игровые упражнения, пальчиковая игра, дидактическая игра, физминутка, гимнастика для глаз,   художественное слово, поощряющая оценка.

Предварительная работа: демонстрация действий по конструктивной картинке с подвижными фигурами, наблюдение осенних признаков на прогулке, рассматривание картин об осени, чтение рассказов и беседы об осени,  лепка «Корзина с грибами», рисование картинок об осени на занятии по ИЗО и в  свободной деятельности, знакомство с народными приметами, слушание музыкальных произведений мордовских композиторов  и фольклора.

Методика проведения занятия.

Организационный момент.

- Ребята, сейчас сядет тот, кто ответит на вопросы.

- Какое время года наступило? Наступила осень.

- Придумайте слова-признаки к слову осень, какая она, например – осень дождливая. Выслушать ответы детей.

Работа над составлением сложноподчиненных предложений,  используя языковые средства для соединения их частей (потому что).

- А теперь поучимся составлять предложение объяснение, почему именно такая осень, используя слово- потому что, например -Осень дождливаяпотому, что часто идут дожди.

Чтение воспитателем стихотворения мордовского поэта Ф. Бобылева «Маленький грибник».

- Дети, мы живем в республике Мордовия, и сегодня я познакомлю вас с произведением мордовского автора Ф. Бобылева «Маленький грибник».

Под сосною, на полянке,

Увидал Сережа гриб.

Груздь? Опенок? Боровик?

Ну а если вдруг поганка?

Полчаса малыш стоял,

Полчаса малыш гадал:

Может всякое случиться -

Очень просто отравиться.

Вдруг откуда ни возьмись,

Белка с ветки прямо вниз-

Прыг!

И вмиг умчалась в лес

Вместе с белкой гриб исчез

И сказал,вздохнув, Сережа:

«А грибок-то был хороший».

Вопросы по содержанию стихотворения.

- Кого называют грибником?

- Что нашел Сережа?

- Над чем он думал целых полчаса?

- Кто помог мальчику сделать заключение, что грибок то был хороший?

- А как еще можно озаглавить это стихотворение?

Беседа «Безопасное поведение в лесу»

- Ребята, правда, осенью на прогулку неплохо бы и нам отправиться. Но прежде чем мы пойдем на лесную полянку, вспомните, а как надо вести себя во время похода в лес? Дети отвечают, что в лесу нельзя шуметь, ломать ветки, бросать мусор, отставать друг от друга, смотреть под ноги и т.д.

Физминутка - координация речи и движений.

Мы идем в осенний лес (шагаем ),

Полный сказок и чудес (показываем руками вокруг себя).

Муравейник (руки вниз) и осинка (руки на уровне глаз),

Там высокая рябинка (руки высоко вверх).

Мы пришли с тобой, дружок, и присядем на пенёк.(садятся).

Дети садятся на приготовленные заранее пенечки возле макета лесной полянки.

Словарная работа.

Вот мы ив лесу. Ребята, если в лесу растут только лиственные деревья, то лес какой- …лиственный.

Если лес состоит из елей, то лес- ..еловый или ельник.

Если в лесу сосны, то можно сказать это сосновый бор. А если и лиственные и хвойные деревья в лесу, то лес называют смешанным.

Слушание аудиозаписи «Лесной ручей».

             Прислушайтесь к музыке леса и скажите мне полным ответом, что вы услышали? Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошел». Начинается игра с показа мизинца, заканчивается большим пальцем.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик гриб помыл.

Этот пальчик гриб сварил.

Этот пальчик гриб съел,

Оттого и потолстел.

 

Сюрпризный момент «Сказочный гриб».

           - Дети, а я вижу под деревом гриб какой-то необыкновенный. Да тут конверт, а в нем что-то         лежит. Посмотрим,  диск и записка. Читаю «Дорогие ребята, вы очень хорошо вели себя в лесу, не нарушили жизнь леса. Я приготовил для вас загадки, отгадав которые,  вы лучше подготовитесь к школе. Лесник дед Алексей».

             - Кто такой лесник? Скорее пойдем в садик и посмотрим, что там за загадки.

Просмотр презентации «Грибы» и отгадывание загадок.

 

1.Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...

2.Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.

3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - ...

4.Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это ...

5.Под листами на поляне
В прятки девочки играли. Притаились три сестрички,
Светло-желтые ...

6.Пни все лесные с макушек до пят
Осенью поздней в гроздьях …

Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут ...

7.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный

Дидактическая игра «Один – много»

                 Мухомор – мухоморы и т.д.

Гимнастика для глаз – пальминг. Дети снимают очки, кладут их на стол и растирают ладони до теплого состояния, затем приложив к закрыты глазам считают до 10. Повторить 2-3 раза.

Деление слов на слоги. Слова  - гриб, грибник, грибница. Работа со схемой слова.

 

Упражнение на развитие зрительного восприятия и развитие бинокулярного зрения «Собери грибы»

Работа с таблицей индивидуально каждый ребенок, проводя указкой по дорожке, определяет, куда положить грибок, в корзинку – волнушку, в ведро – боровик, в кастрюлю белый гриб.

Итог занятия. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что вам показалось трудным? А что нового вы узнали сегодня? Мне с вами тоже было интересно, дед Алексей оставил для вас угощение в грибочке (угощает детей печеньем в форме грибочков или орешками по усмотрению воспитателя).

 

Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ "Детский сад №22" города Саранск Республика Мордовия

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария 24.12.2016 в 13:14

Уважамая Любовь Ивановна! Интересное занятие по речевому развитию Вы представили на конкурс! Оно насыщенно разными формами работы с детьми — на таком занятии детям точно скучно не будет. Вы использовали разнообразные методы и приёмы, что позволяет воздействовать на развитие детей разносторонне. В НОД задействованы ИКТ, что соответствует современным требованиям к организованной образовательной деятельности с детьми. Удачи в конкурсе!

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:28

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:27

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!