Регистрация

Урок русского языка «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

  • 10 ноября 2016

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога начальной школы» 

Конспект урока русского языка в 5 классе.

углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): освоить алгоритм проведения фонетического анализа слова.

Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные): владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Методы и формы обучения

комбинированный, игровой.

Оборудование

Учебник, компьютер, экран, раздаточный материал.

Основные понятия

Буква, звук, фонетика, транскрипция.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

– Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Обобщение ранее изученного.

 

Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Постановка учебной цели. 

Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

– Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

– Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое–либо слово? (Звуки)

– Правильно, молодцы.

Задание 1. Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)

Комментированное письмо.

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

– Конечно же, о звуках и буквах.

– Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов).

 – Как будет звучать тема нашего урока?

– Откройте тетради, запишите: дата, классная работа, тема урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

– Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?

– Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

 

 

Усвоение новых знаний.

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с материалом учебника. 

Чтение и обсуждение текста упр. 20. Дополнительный вопрос

– Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибал­ся мальчик?

 (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произ­носятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно непра­вильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка.

На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяс­нение. Правописание подчиняется определенным законам языка.)

Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь

Беседа. Работа у доски.

– Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Приду­майте слова, правописание которых совпадает с произношением.

Задание 3. Работа в парах.

Упр. 21. Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения.

– Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правопи­санием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и пе­ред противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Работа с упр. 23. Прочитайте упражнение, выскажите своё мнение.

Запись под диктовку с объяснением орфограмм.

Мох не пр…поднят, не взрыт
Груд…й кудрявых груздей.
Около пня не в…сит
Пурпур брусничных к…стей.
Долго на лист…ях л…жит
Ночи моро… и скво…ь лес
Хол…дно как–то гл…дит
Ясность прозрачных н…бес. (А. Майков.)

Объясните знак препинания в последнем предложении. Сделайте транскрипцию 2–х слов, написание которых расходится с произношением.

Задание 5. Тестовое задание.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ДАЛЬНЮЮ количество букв совпадает с количеством звуков.

2) В слове (В) ЖИВЫХ первый звук – звонкий твёрдый согласный [ж].

3) В слове СОЛНЕЧНЫЙ соглас­ный звук [л] непроизносимый.

4) В слове ДЕРЕВЬЯ мягкий знак не только обозначает на письме мягкость предшествую­щего согласного [в'], но и указывает на то, что буква Я обозначает два звука: [й'а].

Рефлексия деятельности.

 

 

 

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствует их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

– Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз

– Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление оценок.

Домашнее задание.

 

  1. П.6, у.24.
  2. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Зачем нам нужны орфографические правила?» (по желанию).

Автор: Лобанова Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Будаговская СОШ» , с. Будагово Тулунского района Иркутской области.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 10 ноября 2016
  • 11061
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!