Регистрация

«Алгоритм тьюторского сопровождения обучающихся начальной школы»

  • 24 февраля 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»


Общепризнанно, что современного  человека  должны отличать  ответственность и  инициативность, продуктивность и  эффективность, адаптивность к  динамично меняющимся условиям, способность  к множественным выборам, новый тип функциональной   грамотности. Формирование этих  социально значимых  качеств и призвана решить  модернизация образования.    

Что такое метод проектов?  Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причины в основном кроются в социальной сфере: необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. [4, с.65-70]

Многие авторы подчёркивают важность проектного метода для развития познавательного потенциала младших школьников. Мы сравнили некоторые определения:

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (А.В. Запорожец)

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. ( Н.С.Голицына) [2 c.96]

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, всегда предполагает решение какой-то проблемы.  (Л.Ф. Тихомирова) [6 c.240]

Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. (М.И. Лисина) [4 c.65-70]

Таким образом, рассмотрев разные точки зрения, мы пришли к выводу, что:

Метод проектов – это именно   совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся  приобретать  знания и умения  в процессе  планирования и  самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией   результатов.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

По словам ( д-ра пед. наук, проф. ) Т.М. Ковалёвой "тьюторство"- особый тип педагогического сопровождения - сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Сопровождать, значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать .

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором. [3 c.56]

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От тьютора потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы, которые затем обсуждает с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, обучающийся должен прежде всего самсовершить некую "образовательную пробу", результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.[7]

Описание алгоритма тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов

Алгоритм тьюторского сопровождения школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов.

Диагностико-мотивационный этап

На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своими подопечными.

Таблица 1: Деятельность тьютора и тьюторанта на диагностико-мотивационном этапе

Деятельность тьютора

Деятельность тьюторанта

Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего.

Тьюторант предъявляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса.

Методы и приёмы: запуск работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объёма знаний по теме заявленного интереса.

В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

Проектировочный этап

Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.

Таблица 2: Деятельность тьютора и тьюторанта на проектировочном этапе.

Деятельность тьютора

Деятельность тьюторанта

На этом этапе тьютор помогает школьнику составить "карту познавательного интереса", проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта. Поддержка самостоятельности и активности, стремление тьюторантов отыскать собственный способ заполнения карты познавательных интересов.

Тьюторант собирает тематический портфолио, посвящённый данной теме. По содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио, который также может пригодится на этапе разработки учебного проекта.

 

В тематический портфолио входят:

  • материалы по истории и теории вопроса;
  • оригиналы авторских работ по предмету;
  • список образовательных ресурсов и возможных информационных источников;
  • фотографии, иллюстрации и т.п.;
  • разработанная "Карта познавательного интереса", планы, графики, схемы;
  • списки необходимого, по мнению тьюторанта оборудования для проведения будущего проекта;
  • любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием.

Реализационный этап

Таблица 3: Деятельность тьютора и тьюторанта на реализационном этапе.

Деятельность тьютора

Деятельность тьюторанта

Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности.

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект) и затем представляет полученные им результаты.

Презентация может быть организована разными способами:

  • устное небольшое сообщение во время тьюториала;
  • выступление на классном часе или уроке, родительском собрании;
  • специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;
  • творческий фестиваль и т.п.

Оформляется новый тип портфолио - презентационный (наглядные результаты в процессе поиска, проекта: статистические материалы, схемы, таблицы, графики, используемые в работе, рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих проектов).

  • аналитический этап

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, проводится групповая рефлексия с целью получения обратной связи с аудиторией. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и окружающих изменения.

Таблица 4: Деятельность тьютора и тьюторанта на аналитическом этапе

Деятельность тьютора

Деятельность тьюторанта

Способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие изменения.

Самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов.

Третий тип портфолио - портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты. Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии познавательного интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме и др. В такой портфолио входят:

  • оригиналы и копии творческих работ тьюторанта;
  • отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса;
  • отзывы сверстников, одноклассников и т.п.;
  • выписки из журнала успеваемости;
  • сопроводительное письмо тьютора: оценка работы и описание перспектив возможного дальнейшего развития;
  • резюме самого тьюторанта: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе. [5]

Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым  обучающимся при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается индивидуальный алгоритм  тьюторского сопровождения конкретного учащегося. Такие алгоритмы динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.

         Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности. [1]

Алгоритм тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов

1. Выявление познавательного интереса тьюторанта.
2. Проектирование "Карты познавательного интереса".
3.  Реализация образовательного интереса.
4. Демонстрирование найденных сведений, полученных результатов.
5.  Рефлексия.

Разрабатывая алгоритм тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов и аппробируя его на практике, мы пришли к выводу, что задачей педагога с тьюторской позицией на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность.

Самое главное предоставить выбор и заметить образовательную инициативу ребенка. Поэтому задача так сопровождать каждого ребенка, чтобы с ним случилось максимальное развитие в каждом выборе, каждой инициативе, чтобы максимально расширялся кругозор ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

2. Голицына Н.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /Н.С.Голицына. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с.

3. Ковалёва Т.М. Материалы курса "Основы тьюторского сопровождения в общем образовании": лекции 1-4 / Т.М.Ковалёва. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010. - 56с.

4. Лисина М.И. Развитие восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте // Начальная школа. – 2004. - №11. - С. 65-70.

5. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Беспалова Г.М. Материал сайта http://festival.1september.ru

6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

7. http://ansuschool1.ucoz.ru/proectirovanie.doc

Составитель: Ольга Александровна Журавлева- МБОУ «Начальная школа – детский сад М.Монтессори»  учитель начальных Устьянский район, Архангельская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!