Регистрация

Конспект НОД «Старик-годовик» для детей с ОНР

  • 6 ноября 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»


Конспект НОД «Старик-годовик» для детей с ОНР

Тема: пересказ сказки «Старик-годовик».

Задачи:

1. Уточнять, активизировать и расширять словарный запас по теме «Времена года».

2. Учить детей определять по существенным признакам времена года.

3. Продолжать учить употреблять в речи сложные формы предложении с союзом «потому что».

4. Развивать навыки связной речи (пересказ сказки с опорой на вопросный план).

5. Совершенствовать навыки диалогической речи.

6. Развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрации к четырем временам года (весна, лето, осень и зима), картинный дидактический материал к игре-лото «Времена года», текст сказки В. Даля «Старик-годовик», картина с изображением Старика-годовика, набор продолговатых бусин по количеству детей к пальчиковой игре «Сосульки».

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Послушайте и скажите, правильно ли я произношу слова: «йето», «асень», «жыма», «вешна? (Ответы детей.) Неправильно? Смешно? Конечно! Исправьте меня и сами старайтесь выговаривать слова четко!

2. Объявление темы.

Логопед: На вопросы отвечай, не скучай и не зевай! Назовите весенние приметы, что происходит с природой весной?(Ответы детей.) Назовите весенние месяцы? (Ответы детей.) Назовите летние месяцы? (Ответы детей.) Назовите зимние месяцы? (Ответы детей.) Ка­кое время года вам нравится больше? Почему? (Ответы детей.) Почему мы так говорим: «Весна — всему начало, осень — всему конец»? Можно ли сравнить времена года с частями суток? Весна — это утро. (Весной все оживает, цветет, просыпается.) Ле­то — это день. (Все крепнет, растет, созревает.) Осень — это вечер. (Осенью природа застывает, остывает, опадает, замедляется.) Зима — это ночь. (Зи­мою практически все останавливается, спит.) А какое сейчас время года? (Осень.) Тогда, поиграем с Осенью и остальными временами года в интересную, но трудную игру!

3. Основной этап.

- Игра-лото «Времена года».

Логопед: Разделимся на пары и будем подбирать картинки-приметы к временам года. Например, Я возьму зонтик, потому что осенью часто идут проливные дожди. Начали, будьте внимательны, составляйте красивые предложения.

Дальше дети самостоятельно отвечают полными предложениями и объясняют, почему им подходит та или иная картинка.

- Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».

Логопед: А теперь послушайте необычную сказку, называется она «Старик-годовик»:

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-го­довик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душ­но... Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, полил частый дождь.

- Упражнение «Отвечаем на вопросы».

Логопед показывает детям иллюстрацию «Старик-годовик» и задает вопросы по сказке:

Как называется сказка? (Ответы детей.) Сколько раз махнул старик-годо­вик рукавом? Что означает каждый взмах? (Ответы детей.) Сколько птиц каж­дый раз вылетало из рукава? Что это за птицы, вы догадались? (Ответы детей.) Какие времена года означают первая, вторая, третья и четвер­тая тройки? (Ответы детей.) Какие месяцы входят в каждую тройку? (Ответы детей.) Кто такой Старик-годовик? (Ответы детей.)

4. Игра для развития мелкой моторики рук «Сосульки».

Игра проводится в парах. Дети встают друг напротив друга, берут в руки веревочку и поочередно нанизывают на нее по одной плоской бусине. Можно засечь время и посчитать, кто успел быстрее и больше нанизать «сосулек» до середины веревочки.

- Самостоятельные пересказы детей.

Логопед читает сказку еще раз и предлагает детям пересказать ее. Заслушиваются 2-3 пересказа.

- Упражнение «Кто (что) делает?»

Логопед: Подберите слова-предметы, не забывайте про природные явления и времена года. Например, идет (кто? что?) человек, слон, время, дождь, кошка. Бежит (ручей), стучит (град), гремит (гром), ударяют (морозы), сияет (снег), сверкает (молния), свистит (ветер), метет (метель), воет (вьюга).

- Самостоятельные пересказы детей.

Заслушиваются еще 2-3 пересказа. Затем дети анализируют рассказы своих товарищей.

5. Итог занятия.

Логопед: Послушайте стихотворение от Старика-годовика и найдите ошибки:

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?

Дети слушают и исправляют ошибки учителя-логопеда.

Логопед: Молодцы! До свидания, спасибо за внимание!

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Алифанова Е.А., Егорова Н.А. Осень, зима, весна, лето. Развивающая игротека, М.: Книголюб, 2008.

3. Даль В.И. Старик-годовик. Сказки и пословицы. Сборник сказок и пословиц для детей младшего школьного возраста, М.: Эксмо, 2014 г.

4. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Книга 2: Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.: Школьная пресса, 2004.

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.09.2020 в 05:39

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:05

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!