Регистрация

Музыкально-театральная постановка «Кострумушка» по мотивам народных осенних праздников

  • 12 сентября 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


Для осенних праздников: небольшая музыкально-театральная зарисовка «Кострумушка», которая может стать прекрасным началом осеннего праздника детей подготовительной группы, а также методические рекомендации по подготовке и отработке материала.

Действующие лица: коробейники, Бабки-Ежки, Кострумушка, девушки-красавицы.

Атрибуты: короба для коробейников с товаром (платки, деревянные ложки, муляжи овощей),  русские народные музыкальные инструменты (трещотки, свистульки, коробочки), парики и накидки для Бабок-Ежек. 

Сценарий постановки

Дети появляются, держась за руки. Идут цепочкой, выстраиваются в полукруг (фотография 1).

Говорят по ходу слова:

Поспешите все сюда
Осень в гости к нам пришла

Будем все шутить, смеяться,
Удивляться, забавляться.

Пришла Кострумушка урожайная
Для людей уважаемая.

Кострумушка: Тень-тень, потетень,
                           Я сплету из вас плетень.

Танец «Заплетися, плетень» (фотография 2)

Кострумушка: Люди! Дождь в сентябре предвещает теплую осень…  А знакомы ли вы хоть с одной Бабой-Ягой? Нет? А я знаю троих, очень милых, хороших и добрых Бабок-Ежек. Встречайте, Красноволоска! Ражепатлатка!  Желтая Кудряшка!

Выбегают три Бабки-Ежки. ( фотография 3)

Ражепатлатка: Сейчас мы закликнем ваш дождь. Красноволоска, давай, начинай.

Красноволоска:
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!

Эх, ничего не получилось. Ражепатлатка, давай ты попробуешь.

Ражепатлатка: Не иди, не иди, дождичек,
Сварю тебе борщичек!
Поставлю под сенцами,
Накрою полотенцами,
Будет борщик остужаться,
Будет дождик униматься.

И у меня ничего не выходит. Выручай, Желтая Кудряшка!

Желтая Кудряшка: 
Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Мама, дай калошки!

Все трое: Ай, ничего не получилось. Да ну, вас! (Убегают).

Кострумушка: Коробейники мои, вставайте, ярмарку открывайте.

(фотография 4)

Коробейники (поднимают короба):  
Мы нашу ярмарку открываем,
И веселье начинаем!
Подходите, покупайте,
Поскорее разбирайте:
Овощи, самовары, сушки,
Всяки разные игрушки.

Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить,
Продадим вам, так и быть!

Все товары хороши
Для Кострумушки-души,
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!
Кострумушка: Тень-тень, потетень.

Я сыграю вам теперь.

Русско-народная игра «Кострома»

Все участники берут музыкальные инструменты и встают в круг, Кострумушка стоит в центре. Дети отворачиваются из круга. (фотография 5)

Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.

Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?

Кострумушка: Картошку копаю.

(Сначала имитируем движения по тексту – «картошку копаем», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку).

Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.

Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?

Кострумушка: Грибы-ягоды беру.

(Сначала имитируем движения по тексту – «грибы-ягоды беру», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку).

Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?

Кострумушка: Вас ловлю.

(На последние слова Кострумушки все должны присесть, кто не успел – выходит из игры; затем под музыку Кострумушка уводит всех детей за собой).

Методические рекомендации по подготовке совместной работы музыкального руководителя, хореографа и руководителя театральной студии.

1. Предварительный этап/ планирование.

  • Определение общих целей и задач; определение задач для каждого отдельного специалиста.
  • Выбор основного материала, который будет использован в итоговом мероприятии: речевой, песенный, танцевальный; в нашем случае: ярморочные заклички, игра на народных музыкальных инструментах, танец «Заплетися, плетень», русская народная игра «Кострома». На этом этапе так же принималось решение о том, с какой частью материала каждый специалист будет знакомить детей именно в рамках своей НОД. Например, с историей осенних праздников на Руси, особенностями быта, национального костюма дети знакомились в театральной студии, а музыкальный руководитель и хореограф дополняли полученные знания уже в рамках активных технологий и игровых методов. Музыкальный руководитель знакомил детей с главными персонажами будущего ярмарочного гуляния посредством эмоциональной сферы – через слушание музыки. А руководитель театральной студии дополнял эти знания при помощи речевых упражнений, пластических этюдов и т.д. 
  • Определение круга основных компетенций, на развитие которых будет направлен данный проект; в нашем случае – коммуникативная компетенция, целостно-смысловая компетенция, т.е., с точки зрения практической деятельности, развитие речевого аппарата и дыхания, рост выразительности речи (интонация, дикция), навыки взаимодействия со сверстниками (вербального и невербального),  повышение мотивации к познанию окружающего мира, повышение самооценки.
  • Составление сетки занятий:  2 музыкальных занятия/ 1 занятие по хореографии/ 1 занятие в театральной студии в неделю; длительность каждого занятия – 30 минут.  Занятия в сетке располагались блоком: в один день занятие по хореографии и музыкальное занятие; во второй день – музыкальное занятие и театральная студия. Такой способ планирования позволил максимально эффективно использовать время в рамках каждой НОД: так например, после хореографии музыкальный руководитель имел возможность больше уделить внимание пению и игре на музыкальных инструментах. А когда после музыкального занятия дети попадали в мир театральной студии, специалисту приходилось меньше времени тратить на разогрев речевого аппарата.
  • Определение формы итогового мероприятия; в нашем случае – осенний праздник для детей подготовительной группы «Ярморочные гуляния» с максимальным включением родителей и других гостей.

2. НОД: приемы и технологии.

В этом блоке мы собрали основные приемы, технологии, игры, упражнения, использованные нами для достижения поставленных задач.

Музыкальный руководитель:

  • пение: распевки «Тень-тень, потетень», «Ниточка-иголочка», «Радуга-дуга» (см. «Учимся петь», авт. М.К.Богданец, А.В. Печковская) (по одному/ в группах/ хором);
  • пальчиковые игры: «Кап-кап», «Котище», «Полянка» (с постепенным крещендо и диминуэндо, с изменением темпа);  
  • слушание: «Бабя-Яга» (см. «Праздник каждый день. Подготовительная группа», авт. И. Каплунова, И.Новоскольцева); алгоритм: слушаем и пытаемся охарактеризовать музыку, цель – назвать как можно больше разных прилагательных: страшный, ужасный, злой/добрый, быстрый/медленный, бурный, метущийся, тревожный, грозный и т.д. Перед вторым прослушиванием детям предлагается вопрос: «О ком рассказывает музыка?» (можно дать подсказку – сказочный персонаж); после прослушивания дети стараются отгадать главного героя и, соответственно, название музыкального произведения; в третий раз слушаем и показываем, как себя ведет Баба-Яга, в соответствии с характером музыкального произведения; 
  • музыкально-ритмические упражнения: прохлопать/ протопать ритмический рисунок за взрослым; прохлопать/протопать ритмический рисунок за инструментом (пианино, металлофон, ложки); придумать свой ритмический рисунок; в кругу: прохлопать друг за другом ритмический рисунок знакомой песни (например, «Тень-тень, потетень»); каждый ребенок хлопает только один звук; «снежный ком»: в качестве образца дается простой ритмический рисунок; сначала его хлопает один ребенок, к нему присоединяется второй, потом третий и т.д., пока в унисон не будут хлопать все дети;
  • игра на музыкальных инструментах: обучение элементарным приемам игры на ложках (см. «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия», авт. Д.А. Рытов); знакомство с другими русскими народными инструментами (трещотки, свистульки, коробочки);
  • музыкальные игры на развитие импровизации: «музыкальный театр», когда дети самостоятельно выбирают музыкальные инструменты для «озвучивания» героев истории; «музыкальная карусель»: дети разбирают музыкальные инструменты, становятся в круг, кладут инструменты перед собой; когда звучит медленная музыка, дети плавно ходят по кругу «хороводным» шагом (спина прямая, шаг на пятку прямой ногой с вытянутым носком, руки на поясе «уточкой»), как только темп музыки меняется, дети берут инструменты, оказавшиеся ближе к ним, и играют; потом снова звучит медленная музыка, и игра продолжается;
  • русские народные игры: «Золотые ворота» (хороводный вариант), «Мостик» (см. «Праздник каждый день. Подготовительная группа», авт. И. Каплунова, И.Новоскольцева), «Плетень».

Хореограф:

  • постановка народного танца: знакомство с особенностями русско-народных движений, история появления танца на Руси; постановка корпуса, рук, ног; создание рисунка танца;
  • танцевально-ритмические упражнения: ходьба хороводным шагом с постепенным ускорением согласно темпу музыкального сопровождения; сцепление/расцепление в плетень на сильную долю;
  • хороводные игры с предметами: например, «Передай платочек»: дети стоят в кругу, у каждого ребенка по платку в правой руке; под медленную музыку дети передают платок вправо соседу, одновременно принимают платок слева, стараясь соблюдать ритм музыки; под быструю музыку дети пляшут с платком;  
  • коммуникативные игры в парах: «Зашагали ножки», «Ку-ку».

Руководитель театральной студии:

  • работа над дикцией: скороговорки «Кострумушка урожайная, для всех людей уважаемая», «Шутки-шуточки, прибаутки-прибауточки», «Сидит ворон на дубу, дует ворон во трубу» (с постепенным убыстрением/ с постепенным крещендо и диминуэндо; по одному/хором);  речевые игры: рассказ по цепочке, 
  • сценическое мастерство: пантомима, этюды по теме (показать коробейника, раскладывающего товар; показать Бабу-Ягу); упражнения на ориентирование в пространстве; упражнения на развитие пластики.
  • взаимодействие с партнером: коммуникативные игры, «отражение», элементы психологических игр на доверие, взаимопонимание.

3. Заключительный этап/совместная НОД

Последние два занятия перед итоговым мероприятиям планируются таким образом, чтобы присутствовали все три специалиста, каждый из которых, наблюдая работу коллеги, выступает в роли зрителя, а так же может подсказать интересные решения с точки зрения своего опыта и особого взгляда на общую концепцию.

Дети также являются активными участниками: они обсуждают свой выход, предлагают движения, пробуют меняться местами с партнерами. Так например, сценарная идея про дождик и Бабок-Ежек принадлежала как раз нашим юным актерам и пришла она им в голову, когда мы обсуждали «дорогу на ярмарку».

Таким образом, мы хотим еще раз отметить преимущества проектного метода работы, представленного выше:

  • формирование исследовательского подхода к познанию окружающего мира, поскольку дети имеют возможность изучать предлагаемый материал одновременно разными художественными средствами;
  • формирование активной позиции в процессе НОД, повышение мотивации детей, поскольку они практически сразу получают возможность реализации полученных навыков; а это первая ступенька для развития внутренней мотивации;
  • раскрытие творческого потенциала, поскольку в рамках заданной темы каждый ребенок получает возможность для самореализации за счет предоставления всех доступных средств художественно-эстетического блока; например, если ребенок плохо владеет речью, он может реализоваться невербально;
  • ускорение процесса усвоения материала, поскольку специалисты дополняют друг друга,  а не противоречат (что зачастую встречается, даже на уровне объяснения задания, так например, хореографы и музыканты пользуются разной лексикой для обозначения пространства в зале, что путает детей);

В заключении мы еще раз призываем всех коллег творить, искать новое, прислушиваться к детям, потому что, в конечном счете, весь процесс воспитания и обучения в ДОУ направлен на раскрытие способностей и развитие творческого потенциала наших детей. 

1 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 1)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!