Регистрация

Активные формы и методы на уроке, способствующие формированию УУД у младших школьников

  • 24 августа 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. ФГОС строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику.

Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Рассмотрим основные из них.

Проблемное обучение

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, нужно создавать на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому, в наибольшей степени, способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Проблемная ситуация ‒ средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки.

Например, формирование познавательных УУД младшего школьника на уроке окружающего мира «Солнце, Луна и Земля» через наглядно-практический метод. Детям задается вопрос: «Как в космическом пространстве движутся эти небесные тела?». Возникает проблемная ситуация. Дети предлагают версии. И чтобы показать, каким образом движутся Солнце, Луна и Земля, трем учащимся даются в руки по воздушному шару. Дети показывают остальным, используя наглядно-практический метод, движение небесных тел.

Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся. Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.

Например, фрагмент урока русского языка «Знакомство с орфограммой «Непроизносимые согласные» иллюстрирует организацию работы класса в технологии деятельностного подхода.

‒ Запишите предложение (с пропущенными орфограммами на доске)

Ш_рокий   пру_   (за)  рос   тростником.

‒ Что такое тростник? (обращаются к словарю).

‒ Подберите к слову "тростник" однокоренные слова (записывают однокоренные слова под словом "тростник"). Выделите корень.

‒ Ещё раз послушайте эти слова (учитель читает). Все ли согласные звуки в этих словах вы услышали? В каком слове звук [т] не произносится? Тогда почему в этом слове мы написали букву т на месте неслышимого звука? (потому что в однокоренных словах корни одинаково пишутся).

‒ Значит, буква т в этом слове опасное место? Подчеркнём. А как бы вы назвали новую орфограмму в корне слова, где согласный звук не произносится? (версии детей)

‒ Какова тема урока? За какими словами мы сегодня на уроке будем наблюдать?    Какую цель поставите на уроке? Что нам поможет узнать, пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (правило или алгоритм)

Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом для дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются и развиваются у учащихся регулятивные, познавательные и коммуникативные действия.

Например, на уроках математики можно выполнять такие задания,  как задачи с несформулированным вопросом, задача с двумя способами решения, задача с недостающими данными или, наоборот, с лишними, создание проблемной ситуации через умышленно допущенные учителем ошибки.

Проблемное обучение приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение. Проблемное обучение является одним из средств формирования универсальных учебных действий, что позволяет достичь метапредметных результатов; именно это важно сегодня, когда от современного выпускника школы требуются мобильность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Активные формы и методы на уроке

Технология проектно-исследовательского обучения

Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия.  Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

‒ развитие познавательных навыков учащихся;
‒ развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
‒ развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
‒ развитие критического и творческого мышления.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта  способствуют  формированию  метапредметных  коммуникативных умений.   

На любых уроках метод проектов надо реализовывать в полной мере, позволять учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Активные формы и методы на уроке

Игровая технология

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей  рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Например, фрагмент урока русского языка «Суффиксы имён существительных». Дети познакомились с разными суффиксами, в том числе и с суффиксом –ищ‒, и узнали о его значении.  Дальше можно включить в урок игровой момент.

‒ Давайте все наденем воображаемые увеличительные очки. И вот перед нами не кот (на доске картинка кота), а … (котище), у него не усы, а …, не глаза, а …, не хвост, а …, не лапы, а …, не когти, а ... . Какой суффикс помог нам увидеть такого кота? (‒ищ‒)                      

Так же на любых уроках на этапе рефлексии можно проводить игру «Да‒нет», когда знаками «плюс» и «минус» дети на утверждения учителя в тетради ставят «+» если согласны, и «‒» если не согласны.

Например, по этой же теме:

1. Суффикс - это часть слова.
2. Суффикс стоит перед корнем.
3. Суффикс обозначается дугой.
4. Суффикс служит для образования новых слов.
5. Каждый суффикс имеет своё значение.                  (Ответы: +  ‒  ‒  +  +)

Дети в ходе такой игры проверяют свои полученные знания на уроке, оценивают. Ребёнок сразу видит, как освоена им тема, оценивает себя самостоятельно. Отметки ставят себе только «4» и «5». Если много ошибок, значит надо ещё раз разобраться и понять эту тему.

В 1‒2 классах замечательно применять на уроках литературного чтения такой игровой момент, как театрализация. Дети при изучении детских стихов и сказок дома готовят выразительное чтение, чтение наизусть, по ролям, а потом выступают перед классом, при этом дети готовят элементы костюма героев.

Активные формы и методы на уроке

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Педагогическая мастерская
Мастерская – необычная форма проведения урока. Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

При традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что учитель создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы.

Работая вместе с учениками, учитель равен ученику в поиске знания; учитель не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят. Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.

Например, на уроках литературного чтения ребята знакомятся с разделами детских стихов о временах года, о животных, о семье. Затрагивается вопрос, а как писать стихи? Что для этого нужно? Чтобы понять, что такое стихосложение, научиться самим слагать стихи, придется совершить на уроке необыкновенное путешествие.

‒ Итак, мы оказались с вами в сказочном городе, где живут коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькими. В этом городе живет малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знает. Этот Незнайка по целым днями слоняется по городу, сочиняет разные небылицы и всем рассказывает.

Если Незнайка берется  за какое-нибудь дело, все у него получается шиворот-навыворот. Но Незнайка не такой уж скверный, он очень хочет чему-нибудь научиться,  только сразу, без всякого труда. А без этого, конечно, даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться. Незнайка решил сделаться поэтом и научиться сочинять стихи, как его друг – поэт Цветик. Поэтому Незнайка и отправился к нему.

‒ Давайте послушаем, о чем же разговаривают друзья (выразительное чтение подготовленными детьми по ролям диалога Незнайки и Цветика).

‒ Так ли просто стать поэтом? Что же получилось у него? Как вы думаете, понравились эти стихи тем, кому они были адресованы?
  Знайка шел гулять на речку,
             Перепрыгнул через овечку.
  Торопыжка был голодный,
             Проглотил утюг холодный.
  У Авоськи под подушкой
             Лежит сладкая ватрушка.

‒ Мы с вами терпеливее нашего знакомого и знаем: чтобы что-то получилось, надо потрудиться (дети знакомятся с понятием рифма). А теперь покажем Незнайке, чему сегодня научились.

1. Подберите рифмы к словам: игрушка, снежок, друг… (называют вслух)
2. Дополните стихотворение по заданным рифмам (класс делится на 3 группы, работают на карточках)
Начало стихотворения:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот
1)          … больницу        2)          … живот        3)          … хохочет                  
             … поясницу                     … бегемот                 … щекочет
3. Сочините стихотворение по заданным рифмам (в парах, в четверках)
….. поляна
….. цветок
….. Несмеяна
….. лепесток

‒ Можно научиться подбирать рифмы, можно научиться писать складно, но этого мало, чтобы вышли хорошие стихи. Научиться писать стихи трудно. Для этого нужны способности, талант и вдохновение. Не всякий, кто в детстве пишет стихи, станет впоследствии поэтом. Но он обязательно станет хорошим человеком. Стихи – это настоящее чудо. Они дают нам радость, делают нас красивее, умнее, лучше.

Далее по желанию детям можно дать задание придумать стихотворение на определенную тему. Детям очень нравится процесс стихосложения. Потом в классе можно выпустить сборник стихов, оформленный детскими рисунками. Получится настоящий коллективный проект, где каждый ребенок вложил в это творчество частичку своей души.

Парная и групповая деятельность

В реальной практике не все педагоги любят применять групповую, парную работу на уроках. Почему? Многие учителя наивно полагают, если дать групповое или парное задание, то все пойдет само собой.

На уроке очень часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе. Это происходит только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

Активные формы и методы на уроке

Например, фрагмент урока русского языка «Омонимы и многозначные слова».

‒ Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Не случайно омонимы сочинили про себя такую хвастливую песенку:

Одинаково нас слышат, одинаково нас пишут.
Сходным лицам вопреки мы по смыслу далеки.

‒ Многозначные слова наоборот имеют между собой какой-то общий признак. Например, о каком многозначном слове идёт речь в этой загадке:

В тетради я бываю косая и прямая.
В другом своём значении я средство для черчения.
И наконец порою в шеренгу я построю.                    (линейка)

‒ Слово «линейка» имеет 3 лексических значения, это многозначное слово, т.к. оно имеет общую смысловую часть, объединяющую все эти значения – прямая линия.

‒ Выполним задание по группам. Распределить слова ключ, колокольчик, ёрш, шляпка, ручка, коса на 2 столбика.

омонимы:

многозначные слова:

ключ

колокольчик

ручка

ёрш

коса

шляпка


Можно работать на уроке и с большими группами – целыми рядами. Например, урок русского языка, тема «Имя прилагательное». Одновременно посылаются листы бумаги по рядам. Каждый ребёнок, начиная с первой парты, должен записать по одному имени прилагательному к определенному существительному (например, яблоко, книга, собака). Какой ряд быстрее это сделает. Надо не только самому придумать прилагательное, но и перед этим прочитать все написанные слова на листочке, чтобы не повториться, не подвести свой ряд.

Или тема «Однокоренные слова». Смысл тот же. Придумать как можно больше слов с определённым корнем.Дальше дети в группах доказывают, почему каждое слово является омонимом или многозначным. Разным группам можно дать разные слова (для сильного класса).

В 3‒4 классах можно проводить нестандартные итоговые контрольные работы в форме викторин с использованием заданий в тестовой форме, когда дети работают на таких нестандартных уроках в группах по 6‒7 человек (не более!)

Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагать ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет).

При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть сопровождается аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

Итак, все эти технологии, методы и приемы являются активными на уроке, мотивирующими младших школьников на получение знаний, и в тоже время формирующие у них универсальные учебные действия. Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.

Современный  учитель должен быть организатором развития учеников, который понимает и знает, как не только дать знания ребёнку,  но  и использовать урок для развития  регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, им будет несложно учиться дальше.

Желаю всем учителям, чтобы ребята в классе
Вам улыбались, а в их глазах был только интерес.
Тогда урок вести вам будет лишь «за счастье»,
И впереди вас будет ждать педагогический успех!

Автор статьи: Бугрышева Наталия Андреевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №64 города Екатеринбурга

3 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 6)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку на новости нашего сайта