Регистрация

«Социальная адаптация и реабилитация умственно отсталых детей»

  • 26 февраля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


«Социальная адаптация и реабилитация умственно отсталых детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения

1.1     Понятие «социальная адаптация»

Глава 2. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы образовательного

учреждения

2.1   Социально-педагогическая реабилитация обучающихся в процессе воспитательной работы

Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми.

В 90-е гг. в нашей стране в результате демократических перемен, реформ специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и декларации в области прав человека (в том числе прав ребёнка, прав инвалидов) произошли большие изменения в системе специальной помощи лицам с умственной отсталостью, что нашло отражение в статьях, внесённых в федеральные законы «Об образовании» (1991 г), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) и ряде других документов [59; 3-5].

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию.

В эти же годы появляются правительственные документы (Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено Правительством РФ 12.03.97г. №228), проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999 г.). Принятие этих документов позволило закрепить равные права на получение общего среднего и профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения

Большинство этих детей обучаются в школах-интернатах. Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка.

Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т.д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.

Актуальность проблемы адаптации проявляется в том, что неудовлетворённая потребность в одиночестве, отдыхе от общества других детей, приводит воспитанников на чердаки и в подвалы, они убегают из школ. В этих укромных уголках и без необходимого внимания педагогов, воспитанники порой способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки.

Глава 1. Особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения

1.1     Понятие «социальная адаптация»

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, которые грозят ему гибелью. Многие из этих ситуаций обусловлены природными явлениями. Другие возникают при неразумной деятельности или поведения самого человека. Однако, несмотря на всю хрупкость своего организма, человек живёт, действует, созидает и творит. Что же позволяет выжить человеку в этих условиях? Можно говорить о разных факторах, обуславливающих выживание человека как вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой - со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно они в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды

Адаптация (от старолатинского adaptatio – приспособление) было первоначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Затем его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни.

Социальная адаптация -  взаимодействие двух взаимно адаптирующихся структурно сложных систем – личности и социальной среды. Эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определенной мере адаптирует к себе личность.

Понятие адаптация наделено социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. В общественных науках это понятие употребляется сравнительно недавно, а в биологии оно имеет вековую историю. На протяжении жизни человек попадает во множество различных адаптивных ситуаций (поступление в школу, вуз, перемена места жительства, выход на пенсию и др.), которые характеризуются изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. В новой среде привычные стереотипы и шаблоны поведения, мышления, восприятия, эталоны, установки и ориентация личности становятся малоэффективными, а иногда и невозможными.

Во взаимодействии «личность – социальная среда» биологический тип адаптации сменяется социальным, характеризующимся сознательным и творческим характером. В этом процессе следует выделить наиболее важные моменты:

- человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

- только человек способен сознательно готовить к процессу социальной адаптации молодое поколение, используя средства воспитания;

- только человек создает специальные приспособления (определенные социальные институты, нормы, традиции…), облегчающие процесс его адаптации в данной среде.

С помощью сознания человек целенаправленно контролирует и регулирует процесс своей адаптации, варьирует свое поведение при изменении условий. В отличие от всех живых существ, человек должен овладеть возможностью адекватно реагировать на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные формы поведения для данной ситуации.

Психическое развитие умственно отсталых школьников протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями системы здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Так, специальные (коррекционные) образовательные учреждения 8 вида ставят своей главной задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков психического развития и всемерное включение в трудовую деятельность.

Под воздействием обучения и воспитания у умственно отсталых детей постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания.

Развитие умственно отсталых учеников – результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Пластичность нервной системы умственно отсталого ребенка благоприятствует этому развитию. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Коррекционная и воспитательная работа школы делает возможной социализацию личности умственно отсталого школьника: включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.

Социализация представляет собой единство сложных процессов – адаптации к существующим социальным условиям, присвоения социальной информации и реализации полученного социального опыта, творческого преобразования и развития своей социальной среды. С одной стороны, социализация включает в себя целенаправленное воспитательное воздействие общества на индивида с целью привития ему определенных знаний, умений, навыков, с другой стороны – его социальную деятельность. Таким образом, социальная адаптация – это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации ситуации, что дает возможность учащимся успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.

Для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей, учить применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.

Л.С. Выготский о социализации умственно отсталых школьников.

Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у этих детей. По мысли  ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». (Л.С. Выготский, 1983). В связи с этим задачу социальной компенсации дефекта Л.С. Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, а в нормализации общения видел в основном путь компенсации дефектов развития ребенка.

Глава 2. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы образовательного

Учреждения

2.1   Социально-педагогическая реабилитация обучающихся в процессе воспитательной работы

Проблема  включения детей с умственной отсталостью в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с умственной отсталостью направлен  на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

В образовательные учреждения 8 вида введен курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) с целью совершенствования процесса социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На уроках школьники получают элементарные экономические знания, информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли связи, транспорта и медицинской помощи.

Цель социально-бытовой ориентировки - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

Ведущим звеном системы является курс по социально - бытовой ориентировке учащихся. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание учащихся, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Педагогу следует помнить, что школьники  могут овладеть необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только активно включаясь в практическую деятельность.

Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т. д. Серьезной обязанностью является уход за детьми.

Опыт показывает, что старшеклассники коррекционных школ далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не, только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Учитель должен поставить пред собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания; в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников общетрудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу коррекционной школы - коррекцию недостатков умственной деятельности детей - олигофренов.

К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Так, с помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Многим умственно отсталым учащимся, находящимся постоянно в интернате, не приходится бывать в учреждениях, оказывающих бытовые услуги населению. Организация условий, побуждающих школьников обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать входит в число обязательных задач, решаемых на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Необходимые знания дети усваивают в беседах, проводимых педагогом, закрепляются же они на экскурсиях, при моделировании реальных ситуаций, с помощью практических работ и упражнений.

Успешному решению поставленных задач способствуют также рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, учет их индивидуальных особенностей.

Системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе. Необходима как своего рода подготовительная работа, проводимая в процессе обучения в 1-5 классах, так и организация межпредметных связей, когда занятия по социально-бытовой ориентировке связываются с общеобразовательными предметами и профессионально-трудовой подготовкой школьников.

Обучение общеобразовательным предметам дает школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует расширению общего кругозора, формирует культурные потребности, например, желание читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы, способствует воспитанию морально-этических норм поведения. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке. Например, на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания: Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке в 5 классе.

Разумеется, нельзя требовать, чтобы на каждом уроке любого учебного предмета решались проблемы социально-бытовой ориентировки. Но программы многих предметов могут включать разделы, органически связанные с этой проблематикой. Большую роль в этом плане могут играть уроки математики, в практику проведения которых возможно и необходимо широко включать задачи, построенные по принципу простого экономического или хозяйственного расчета, примеры, требующие операций с величинами, единицами измерения и другие задания, подобранные с учетом содержания программы по социально-бытовой ориентировке.

Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни. Однако в данном случае можно усилить внимание к вопросам, связанным с организацией подростками своего быта. Так, школьников нужно учить пользоваться стандартными неадаптированными инструкциями, например, по эксплуатации того или иного электроприбора, по применению разнообразных средств ухода за мебелью, одеждой, помещением. Желательно больше уделять внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

Учитель СБО должен способствовать формированию у школьников системы социально-бытовых знаний для того, чтобы они имели реальные возможности sanitized_by_modx& #39успешной интеграции в обществе. Перед ним встает задача поиска различных методов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительные процессы.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление у учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми.

Раздел программы «Жилые помещения» даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. В этом направлении в школе проводится большая работа. Кабинет СБО хорошо, со вкусом оформлен. Для поддержания интереса детей, им разрешено под руководством учителя пользоваться бытовой техникой (микроволновой печью, тостером, пылесосом и др.)

Раздел «Одежда и обувь» формирует у обучающихся привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.

Раздел «Охрана здоровья» прививает воспитанникам привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.

В разделе «Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень важные задачи: расширение представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, необходимости пищи для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда и эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии др.), строгого соблюдения правил безопасности работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Педагогами и воспитателями школы-интерната проводится большая работа по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи. На занятиях по социально-бытовой ориентировке помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала проводится отслеживание и контроль

За формированием практических умений и навыков, так как требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают овладение учащимися практических умений и навыков в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться предприятиями сферы обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т.д. В этом направлении обучения учащиеся должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнять эту работу, т.е. овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.

Социальная адаптация представляет собой один из  механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, при общаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с  нормами и правилами общежития. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Обобщение результатов исследования теоретических  источников позволило выявить основные проблемы социализации личности ребенка с умственной отсталостью, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе, выявить особенности  и  условия процесса социализации учащихся школьников, изучить особенности  развития детей с умственной недостаточностью  и средства их успешной социализации.

 Главная проблема ребенка с недоразвитием заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

 Отклонения  в развитии приводят к "выпадению" (Л.С. Выготский) из социального и  культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой  как источником развития.

 Подобное  понимание проблемы подводит к дифференцированию  содержания и механизмов социального  развития ребенка.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей  с различными нарушениями – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Процесс социализации ребенка  будет  эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы  они могли приобрести и усвоить  определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для  жизни в обществе.

Необходимо  признание роли семьи как микро фактора в процессе воспитания и развития обучающегося с умственной отсталостью для более полной и  успешной социализации его личности.

 Для того чтобы процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья проходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического аспекта их жизнедеятельности.

 Основные  характеристики личности ребенка с  умственной отсталостью связываются с развитием  высших психических функций, поэтому  важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило  через создание условий для врастания  компонентов социального опыта  в структуру личности ребенка, что  способствует формированию его собственной  картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Основные  задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социальной адаптации лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического компонентов развития.

Вывод

Таким образом, эффективность работы по социальной реабилитации умственно отсталых детей в рамках специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а также четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией и внешкольными учреждениями.

Список литературы:

1.       Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., ПетриковаА.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие  для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2.       Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

3.       Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. — №6

4.       Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — Москва, Просвещение, 1988.

5.       Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. — №1

6.       Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. — №2

7.       Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В. И. Ленина. – 1983.

8.       Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

9.       Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка.

Выполнила: Тюрина Оксана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Любинская СОШ№3».

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!