Регистрация

Игротека «Подсолнушек» для детей 3-7 лет (в дополнение к комплексу «Я познаю мир»)

  • 6 декабря 2025

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Игротека «Подсолнушек»

для детей 3-7 лет

(в дополнение к комплексу «Я познаю мир»)

Воспитатель: высшей категории Губанова С.В.  

(МДОУ «Детский сад№78», ЭМР Саратовской области)

 

 

       Цель: формирование и развитие у дошкольников интеллектуально –  творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач

       Задачи:

  • Развитие у детей фантазии
  • Развитие логики, системного мышления
  • Развитие речи
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие умений и навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникативной компетентности
  • Организация самостоятельной познавательно – игровой активности ребенка
  • Формирование активной жизненно  позиции, инициативности и самостоятельности в выборе вида деятельности
  • Оснащение игротеки:

    • Традиционная считалка

    «Подсолнушек»

    Мы Подсолнушек возьмём

    Вместе с ним играть пойдём

    Раз, два, три, четыре, пять

    Выбирай, во что играть!

    «Подсолнух» (для выбора зоны – области игры)

    Описание

           На лепестках подсолнуха с обратной стороны находятся обозначения (всего 14 шт.). На каждом из них находится игра или задание: 13 из них -  в соответствии с основными блоками комплекса «Я познаю мир», один дополнительно:

    1. анализаторы - способствовать формированию понятия о том, что познать объект нам позволяют 5 органов чувств (анализаторы – тактильный, зрительный, обоняние, слуховой, вкусовой) и эмоциональное отношение к объекту. 
    2. признаки - способствовать формированию понятия о том, что объект состоит из набора имен признаков и их значения. 
    3. вопросы - способствовать формированию понятия о том, что существуют разные типы вопросов, и ответы на них расширяют информацию об объекте. 
    4. преобразователи - способствовать формированию понятия о том, что процесс познания происходит вместе с преобразованием признаков познаваемого объекта. 
    5. причинно – следственная связь - способствовать формированию понятия о том, что воздействие на какой-либо признак объекта имеет свои последствия. 

    модели мышления – способствовать формированию понятия о том, что познание мира осуществляется с помощью некоторых последовательных мыслительных шагов. Здесь ведется работа с моделями:

    рифмовки - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов.

    1. составление загадок - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.
    2. составление рассказа по сюжетной картине - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине.
    3. составление рассказа по серии сюжетных картин - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов  по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним.
    4. круги луллия - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации.
    5. освоение детьми пространственных ориентиров - способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств.
    6. ММЧ - способствовать формированию у детей основ естественно научного описания мира. Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы.
    7. системный оператор - способствовать формированию у детей основ системного мышления.
    8.  «сюрпризный» - может использоваться по усмотрению воспитателя – для внесения в предметно – развивающую среду группы нового материала, игры, алгоритма;   игра по тематике недели, по познанию, развитию речи или математике, чтение художественной литературы, творческое задание – рисование или аппликация и т.д.

    Алгоритм:

    1. С помощью считалки выбирается ведущий (в случае подгрупповой или групповой игры)

     «Подсолнушек»

    Мы Подсолнушек возьмём

    Вместе с ним играть пойдём

    Раз, два, три, четыре, пять

    Выбирай, во что играть!

     

    1. Ребенок, выбранный по считалке, выбирает один из лепестков, на котором сзади указана определенная схема игры, в соответствии с этой схемой ребенок выбирает игру с такой же схемой.

     

    Варианты применения игротеки:

    • Внесение в предметно – развивающую среду группы новой игры, алгоритма, материала;
    • Тренировка умений и навыков детей, закрепление материала;
    • Свободная игра в подгруппах;
    • Самостоятельная игра – индивидуально/в микро группах.

    Методический комплекс игр с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии

   Признаки:

  • «Домики с признаками»
  • «Волшебные кубики»
  •  «Поезд»
  •  «Узнай по признаку»
  •  «Дорожка признаков»

Анализаторы

Обонятельный – «Нос» –

  • игра «Определи по запаху» (киндер – сюрпризы)

Слуховой анализатор - «ухо»

  • музыкальные инструменты (определить по звуку)

Тактильный анализатор – «Рука» -

  • «Волшебная коробочка»
  • «Угадай на ощупь»
  • Мозаика
  • Шнуровка

Глаз  -

  • Трубочки наблюдения (выделение объекта или признака и наблюдение за ним)
  • Кольцо наблюдения (выделение объекта и наблюдение за ним, изменения признаков – место, размер, направления и др.)

Вкусовой анализатор –

игра «Опиши по вкусу» (ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают») 

Вопросы:

  • «Волшебные домики»
  •  «Задай вопрос» (на кругах Луллия)
  • «Составь вопрос для Эврики»

Причина – следствие

  •   «Мудрая ромашка»
  •  «Найди связь»
  •  «Продолжи предложение»      

Преобразователи (Приемы типового фантазирования)

 «Оживление – окаменение»

  •  п/и «Море волнуется»
  • п/и «Светофорчик»

 «Увеличение – уменьшение» 

  • п/и «Карлики – великаны»

 «Наоборот»

  • «Противоположности»
  • «Хорошо - плохо»

«Дробление - Объединение»

  • Пазлы «Любимые сказки»
  • Конструирование из счетных палочек
  • Геометрические узоры

 «Изменения во времени»

  • «Волшебники времени» (на кругах Луллия)
  • Зеркало времени:
  • «Поезд времени» - Картинки «До и после»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Было – стало»

Модели мышления:  Рифмовки

  • «Складные картинки»
  • Составление загадок

  •  Составление рассказа по сюжетной картине

  • Пособие «Часы» 
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин

  • «Паровозик из картинок»

 Круги Луллия

  • «С чьей ветки детки?»
  • «С какого дерева листок»
  • «Кто где живёт?»
  •  «Профессии»
  • «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • «Чья мама?»
  • «Подбери по материалу»
  • «Собери друзей одного цвета»
  • «Оденем куклу на прогулку»

Линейная Да-нет-ка

  •  «Шире - уже»
  • «Длиннее - короче»
  • «Светлее - темнее»

ММЧ

  • «МЧ ходят в гости»
  • «Как это бывает»
  • «Подбери пару по агрегатному состоянию»

Системный оператор

  • «Компьютер»
  • «Фен»
  • «Мясорубка»
  • «Стиральная машина»

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!