Регистрация

« Оздоровительная роль танца с точки зрения психологического и физического здоровья в детском саду»

  • 13 октября 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Первые открытия: проектная деятельность детей в ДОУ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

Первомайского района  детский сад № 276 « Звездный »

 

 

 

 

 

           Методическая разработка ( инновационные технологии) на тему:

                   « Оздоровительная  роль танца  с точки зрения

            психологического и физического здоровья  в детском саду»

                                     

  Автор идеи и разработки : музыкальный руководитель  МБДОУ № 276

                                        Евтеева Ирина Сергеевна         

 

              

 

                                                            Ростов-на-Дону  2020

                       

 

  Содержание

Введение

Глава 1. Основные понятия

1.1 Определение гиподинамии

1.2 Определение хореографии

1.3 Определение здорового образа жизни

Глава 2. Хореография и здоровый образ жизни

2.1 Хореография и хорошая осанка

2.2 Хореография и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста

2.3 Хореография и психо-эмоциональное развитие

Заключение

Список литературы

Введение

Более двух тысяч лет назад древнегреческий философ Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». Это актуально до сих пор. Сложно себе представить другой вид искусства, так полно охватывающий все аспекты телесного и духовного развития человека. Хореография несет в себе большой потенциал духовного и физического роста. Этот потенциал необходимо уметь применять на практике.

Современное общество предъявляет своим членам всё новые и новые требования. В последние сто лет происходит повсеместная механизация и автоматизация труда, давно нет голода, человечество победило самые опасные болезни. И теперь человечество страдает от заболевания, которое можно описать, как «малоподвижность» - гиподинамии [23].

Профилактика гиподинамии - здоровый образ жизни. В настоящей работе мы изложим концепцию здорового образа жизни с точки зрения развития хореографического искусства. Мы изложим основные понятия, проследим причинно-следственную связь между движением, здоровым образом жизни и хореографией.

Цель работы: изучить хореографическое искусство, как условие формирования здорового образа жизни.

Актуальность работы: знания, полученные в результате написания этой курсовой, можно применять в повседневной практике, формируя у себя и окружающих навыки здорового образа жизни, в том числе и методами хореографии.

Объект работы: хореографическое искусство.

Предмет работы: хореография как условие формирования здорового образа жизни.

Задачи:

· Дать определение понятиям гиподинамия, хореография, здоровый образ жизни.

· Рассмотреть влияние хореографии на здоровье человека.

· Выявить преимущества хореографии в формировании здорового образа жизни.

Глава 1. Основные понятия

1.1 Определение гиподинамии

В настоящее время всё большее значение приобретает сохранение здоровья населения. Давно известно, что лучше предотвратить болезнь, чем потом её лечить. Над какими-то заболеваниями человек не властен, но некоторые вполне поддаются профилактике.

Основа здоровья человека - три его кита - питание, движение, защита. Если питания слишком много, а движения мало, то у человека развивается гиподинамия.

Гиподинамия - это пониженная подвижность тела человека вследствие уменьшения силы движений [12]. Иными словами, это малоподвижный образ жизни. Гиподинамия является следствием научно-технического прогресса. Труд человека облегчен множеством механизмов, путешествие на большие расстояния стал быстрым и протекает в сидячем положении. Вследствие этого в организме нарушаются кровообращение, дыхание, пищеварение. Страдает опорно-двигательный аппарат.

Из-за отсутствия необходимого объема физических нагрузок человек всё большую долю своего времени проводит сидя или лежа. Часто нагрузка ограничивается дорогой от дома до автомобиля и обратно. Без должной работы мышцы слабеют и со временем атрофируются. У человека снижается выносливость и сила, разрушаются нервно-рефлекторные связи. Это ведет к расстройствам нервной системы: вегетососудистой дистонии, миофасциальным синдромам, депрессии. Нарушается обмен веществ.

Если гиподинамия прогрессирует, то далее нарушения перерастают в заболевания. Со стороны опорно-двигательного аппарата происхидит уменьшение массы костной ткани, снижается функция перифирических суставов и в целом позвоночника.

Вся эта цепочка изменений приводит в итоге к развитию метаболического синдрома, он включает в себя инсулинорезистентность, ожирение, высокий риск атеросклероза.

Вышеописанные процессы снижают качество жизни человека. В результате гиподинамии страдает кровоснабжение мозга, а значит и умственная активность. Развивается общая слабость, сонливость днем и бессонница ночью, снижение трудоспособности [27].

Всё это в итоге уменьшает продолжительность жизни человека.

Так парадоксально отсутствие физического труда не делает человека счастливее, потому что счастье - это в том числе и физическое здоровье, а оно сильно страдает в описанной нами ситуации.

Гиподинамией необходимо бороться. На основании вышеизложенного становится понятно, что основа этой борьбы - движение. Первобытному человеку необходимо было двигаться, что бы выжить. Мы сейчас нуждаемся в том же. Нам необходима серьезная мотивация для увеличения двигательной активности. Сохранение здоровья, на наш взгляд, достаточно серьезный аргумент в пользу движения.

Описание: E:фото-летоS2090002.JPG

1.2 Определение хореографии

Хореография - это:

1. Искусство танца;

2. Весь объем танцевальных компонентов, составляющих балетный спектакль или танец [12].

Хореография - очень объемное понятие. Ею была сформулирована целая система специализированных приемов и средств, свой набор художественно-выразительных средств, с помощью которых создается хореографический образ, состоящий из ритмичных движений, исполняемых под музыку. Этот образ имеет обобщенный характер и раскрывает духовный мир исполнителя [13].

Хореография зародилась в глубокой древности, в доисторические времена танец выполнял ритуальную функцию. Так было в Древнем Египте и Древней Греции. В Древнем Риме танец уже становится зрелищем. Во времена Средневековья хореографическое искусство было под запретом, но в народе танцевали всегда. Затем в годы Возрождения хореография возрождается, и такими темпами, что во Франции в 1661 году создается Королевская академия танца.

Через сто пятьдесят лет Жан Жорж Новерр разрабатывает теоретическую основу балетного искусства: феномен ритма и концепцию естественных данных танцовщика. Его разработки легли в основу дальнейшего развития хореографии [15].

Дальнейшее развитие этого вида искусства связано со многими именами. В России начала 20 века это был М. Петипа. Он был новатором своего времени. Его постановки вошли в историю.

Искусство хореографии представлено не только классическим балетом, но и народными танцевальными традициями. Хореография постоянно видоизменяется и развивается, ведь язык танца всегда привлекал и будет привлекать внимание людей со всего мира [9].

Современная нам хореография - это смешение танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении всей истории.

1.3 Определение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни - это такой образ жизни, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней.

В философско-социологическом плане здоровый образ жизни - это глобальная социальная проблема, часть общественной жизни в целом.

По оценкам специалистов, здоровье человека зависит от образа жизни на 50-55 %, от окружающей среды - на 20 %, от генетической предрасположенности - на 20 %, от здравоохранения - на 10 % [22].

В психолого-педагогическом аспекте здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, мотивации человека.

Элементы здорового образа жизни - это:

· Воспитание с детского возраста здоровых навыков и привычек4

· Создание вокруг себя безопасной среды, то есть соблюдение требований гигиены;

· Отказ от алкоголя, курения, наркотиков;

· Здоровое питание - соответствующее данному индивиду, знание о качестве употребляемых продуктов;

· Активная физическая жизнь с учетом половозрастных и физиологических особенностей;

Здоровый образ жизни закономерно развивает все аспекты жизнедеятельности человека, помогает в достижении активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [16].

Актуальность здорового образа жизни диктуется изменившимися условиями жизни индивидуума. Изменяется характер нагрузок: уменьшаются физические и возрастают психологические. Огромный урон наносит гиподинамия, описанная в первой части данной главы.

Здоровый образ жизни включает в себя сбалансированное питание и физические нагрузки в обязательном порядке. Что бы человек получал от этого пользу необходимо удовлетворение от выполняемых действий. Иначе вместо гармоничного развития полноценной личности будет наблюдаться рост нервозности и недовольства собой. И даже если при этом питаться правильно, эффект скорее всего будет близок к нулю.

На физиологическое состояние индивида влияет его психо-эмоциональное состояние, а так же социально самочувствие - способность взаимодействовать с другими людьми.

Человек должен получать удовольствие от двигательной активности - одного из основных составляющих здорового образа жизни. Человеческая цивилизация придумала и развила множество способов заставить мышцы работать. Конечно в первую очередь это сама по себе физическая работа. Но с развитием механизации её становится всё меньше.

Далее - спорт. Однако не каждый человек имеет в себе желание с кем-то соревноваться, а в спорте это неизбежный этап и наступает он достаточно быстро. Если начинающий спортсмен терпит неудачу в самом начале и имеет низкую мотивацию, то он быстро откажется от спортивных занятий. К тому же практически любой вид спорта требует не малых финансовых затрат.

Особняком стоят экстремальные виды спорта и профессиональный спорт. Их вообще сложно отнести к составляющим здорового образа жизни, поскольку нагрузки в них зачастую разрушают органы и системы человека. Так же большинство из них весьма травматичны.

На наш взгляд самый гармоничный, приносящий удовлетворение от проделанной работы и мало затратный вид двигательной активности человека - это хореография [21]. Подробнее её плюсы будут рассмотрены далее.

Описание: E:фото-летоS2090003.JPG

Глава 2. Хореография и здоровый образ жизни

В настоящее время наблюдается недооценка теоретического осмысления уникальной роли танцевального искусства в оздоровлении человека. На протяжении последних веков в результате интеграции танца в такие науки, как психология, физиология, социология, медицина формируются новые научные дисциплины [25]:

· танцевальная терапия,

· коррекционный танец,

· хореотерапия,

· лечебно-профилактический танец,

· кинезотерапия и др.

При этом решаемые в них задачи носят часто предметный характер, где рассматриваются лишь некоторые грани танцевального искусства.

Благотворное влияние танца на человека признают все, танцевальное искусство должно стать традиционным и общепринятым объектом педагогического исследования в образовательной системе оздоровительной направленности [19].

2.1 Хореография и хорошая осанка

Нарушение осанки, по данным медиков, наблюдается у 50 % детей, приходящих в первый класс школы. Однако реальные цифры намного больше. Эта ситуация обусловлена тем, что дети зачастую ведут сидячий образ жизни: у телевизора или компьютера. Для детского позвоночника это очень губительно. Проще провести профилактику сколиозов, чем потом лечить его, тем более, что сколиозы практически не лечатся, в лучшем случае - корректируются [28].

Внедрение в каждом дошкольном учреждении и младшем звене школы бассейна и массажа весьма проблематично в плане затрат. Занятия же хореографией можно провести практически в любом помещении детского учреждения.

Опыт современных педагогов танца свидетельствует о том, что занятия хореографией оказывают серьезное воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений, укреплению связок стопы и голени, развитию чувства равновесия и координации, укрепляют мышечный корсет позвоночника, развивают двигательную память [26].

Обычно любительские занятия хореографией детей или взрослых во многом копируют профессиональную систему обучения. Это может привести к случайному набору упражнений, что является малоэффективным. Для более высокого результата необходимо правильно подобрать нагрузку. И если наша цель - хорошая осанка, то необходимо сосредоточиться на укреплении мышц спины и развитии гибкости позвоночника.

Согласно данным медиков основные проблемы с опорно-двигательным аппаратом сейчас - это сколиозы и различные виды плоскостопия.

Гибкость - это сложный комплексный процесс воздействия на суставной, связочный и мышечный аппараты с целью увеличения амплитуды движения членов тела. Гибкость определяется не только эластическими свойствами мышц и связок или строения суставов, но нервной регуляцией мышечного тонуса [14].

Значительное влияние на гибкость оказывает общее функциональное состояние организма: усталость, болезнь, стресс. Зависит она и от времени суток. Утром до разминки гибкость ниже, чем днём и вечером.

Различают виды гибкости:

· Пассивная - проявляется по воздействием внешних условий. Целесообразно развивать при помощи упражнений с внешним усилием - вес, сила партнера, различные предметы и снаряды.

· Активная - предельная амплитуда движения выполняемого благодаря мышечному усилию, зависит от силы мышц, увеличивается при эмоциональном подъеме. Целесообразно развивать с помощью упражнений: махи, рывки, наклоны.

Общие упражнения для подготовки, направленные на развитие гибкости, основаны на сгибаниях, разгибаниях, поворотах, наклонах. Они даются для разминки. После даются упражнения на растяжение мышц [24].

Несколько общих советов по подбору упражнений.

В связи с возрастающей информационной нагрузкой на человека, особенно школьников и дошкольников, для гармоничного развития личности рекомендуется во время занятий «загружать» правое полушарие, давая левому отдых. Такой эффект на занятиях хореографией достигается с помощью хорошей, воспитывающей вкус, музыки и упором на развитие воображения [29].

Успешное решение поставленных задач во многом зависит от правильной техники выполнения упражнений и методических правил применения танцевально-хореографических упражнений в структуре занятия [5, 6, 7]: гиподинамия хореографический школьный танцевальный

· упражнения выполнять в определённом порядке, с постепенным включением в работу всех групп мышц;

· выворотные позиции ног заменить свободными, исключить такие сложные позиции, как пятая и четвёртая;

· выполнять упражнения классического экзерсиса с 1-й позиции, так как это менее сложно для дошкольников;

· применять упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса, которые на начальном этапе занятий способствуют общему физическому развитию дошкольника;

· соблюдать ограничения амплитуды движения в шейном и поясничном отделах [10].

На начальном этапе обучения необходимо [11]:

· применять минимум танцевальных элементов при максимальной возможности их сочетаний;

· использовать упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса, способствующие укреплению мышечной системы, формированию правильной осанки, развитию чувства равновесия, координации движений, скорости реакции, двигательной памяти;

· обучать навыку рационального отталкивания и мягкого приземления с целью защиты локомоторной системы дошкольника от повреждений; 
давать упражнения для рук, содействующие развитию подвижности в суставах, пластичности, координации.

2.2 Хореография и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста таковы, что им необходимо много двигаться для хорошего физического развития [17].

Занятия в группе с обязательно должны прерываться периодами активного движения.

Хорошо, если учебным планом конкретного ДОУ  предусмотрены занятия  хореографии и ритмики. Это позволит мальчикам и девочкам научиться красиво и правильно держать спину, плавно двигаться, выполнять элементы, для которых нужна сила и ловкость, например, прыжки [20].

Такие занятия сплотят группу, совместная подготовка танцевального номера неизбежно вызовет необходимость работать в команде, а следовательно будет тренировать навыки социализации.

Старший дошкольный возраст - самое благодатное время для начала занятий хореографий, так как подросший организм уже готов к достаточно большим нагрузкам, но при этом сохраняется высокая способность к обучению [2]. Легко вырабатывается мотивация, велика эмоциональная отдача в случае успешного выступления. Дети, которые в таком возрасте попробовали заниматься танцами, вполне вероятно, продолжат свои занятия и дальше.

Не подлежит обсуждению, что танец, по своей физической активности, является средством физической культуры. Его внутреннее содержание - это традиции и идеи народа или создателя танца. Соединяя всё вместе танец становится ретранслятором культуры.

Описание: E:фото-летоS2090007.JPG

В воспитании старших дошкольников  необходимо уделять время знакомству с фольклором и народными традициями. Народный танец - очень хороший инструмент. Дети получают необходимую им двигательную активность, узнают обычаи своего края [1]. Тренируют гибкость, о которой было сказано в предыдущей части.

Описание: C:Users1DesktopНовая папка (7)IMG-20200805-WA0019.jpg

С точки зрения физического развития, у детей постоянно занимающихся хореографией [3]:

· повышается ферментативная активность крови,

· улучшаются показатели иммунитета,

· уменьшается частота функциональных изменений осанки,

· средняя за год заболеваемость снижается,

· уровень физической и умственной работоспособности повышается

Таким образом, ребята становятся более разносторонне развиты и подготовлены к физическим нагрузкам школьного обучения, так же тут можно сказать несколько слов о преодолении стресса. Дети, занимающиеся каким-либо видом творчества вне  занятий лучше переносят стрессы. Они эмоционально более устойчивы.

В случае с хореографией, когда творчество соединяется с высокой подвижностью - положительное воздействие процесса занятий невозможно переоценить.

Описание: C:Users1DesktopНовая папка (7)IMG-20200805-WA0035.jpg

2.3 Хореография и психо-эмоциональное развитие

Нельзя отрицать, что психо-эмоциональное состояние человека очень важно для его здоровья и гармоничного развития.

Хореография позволяет помочь и здесь.

Человек, который приходит заниматься хореографией, может ставить перед собой разные задачи, в зависимости от возраста и пола.

Дети восхищаются умением других танцевать, хотят выступать, научиться чему-то новому.

Приходя заниматься хореографией в более зрелом возрасте люди обычно ставят себе более четкие и близкие цели: Сбросить лишний вес, выучить танец живота для мужа, станцевать красивый вальс на свадьбе.

Но двигаясь к своей цели человек всегда на пути достижения будет взаимодействовать с другими людьми - с преподавателем и партнерами. Без гармоничной работы всех участников - танца не получится [8].

Ученики учатся понимать запросы преподавателя и выполнять их. Если формат общения предполагает такое, то и предлагать свои варианты элементов танца - от движений до музыки.

Преподаватель же всегда должен помнить о своей высокой миссии и относится к ученикам с уважением, сколько бы им ни было лет.

Недопустимы на занятиях с детьми крик, оскорбления, рукоприкладство. Во-первых, такое поведение не достойно преподавателя, во-вторых, это формирует у детей общий негативный эмоциональный фон и снижает мотивацию. В-третьих, там где взрослый, в случае оскорбления, может постоять за себя - ребенок на такое не способен.

В процессе подготовки танца затрачивается много физических и эмоциональных сил. Что бы выразить свои чувства и донести их до окружающий приходиться долго и тяжело работать.

Когда же танец готов и артисты с ним выходят к зрителям, то они получают огромную отдачу в виде положительных эмоций зала. Отдача тем больше, чем лучше исполнен номер. Артисты, танцуя, должны получать удовольствие от процесса. Не только от чистоты выполнения движений, но и от их синхронности, от звучащей музыки, чувства, передаваемые в танце, не должны «уходить» от частых повторений, а, наоборот, становиться ярче [18].

Если танцорам нравится то, что они делают, то и воздействие их танца на зрителя будет гораздо сильнее.

Очень важным в хореографии является знакомство с чувством «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в процесс. Это состояние интегрирует интеллектуальный, эмоциональный и физический аспекты, то есть дает состояние целостности. Переживание опыта такого состояния приводит к гармонизации личности. Сохранив данное состояние в памяти, в том числе и эмоциональной, его можно воссоздать и в быту. Это способствует гармонизации личности.

Таким образом, психо-эмоциональная составляющая занятий хореографии так же может быть отнесена к здоровому образу жизни, так как вышеупомянутые занятия интегрируют человека в сообщество, помогают ему социализироваться. Пробуждают и развивают в нем творческие способности.

Так же с помощью занятий хореографией выполняются функции морального и эстетического воспитания учащихся. Обучение языку танца - это обучение, прежде всего, языку человеческих чувств [4].

Для этого необходимо сочетание следующих факторов: знание психических, физических и возрастных особенностей личности, её возможностей и потребностей. Нельзя забывать, что развитие духовное не возможно без развития телесного.

Существует также такой метод устранения психологических проблем, как танцевально-двигательная терапия. Она основана на представлении, что психика и тело взаимосвязаны. Движения тела человека рассматриваются как отражение его внутренней жизни и взаимоотношений с окружающим его миром.

Танцевальная терапия состоит из равноценных составляющих: терапии и танца. Однако определяет проблему и дальнейшую тактику поведения уже не хореограф, а терапевт. Это развивающаяся отрасль служит доказательством тому, что знания в хореографии пригодятся всем.

 

Заключение

Музыка сама по себе обладает огромным духовным воздействием на человека. Воздействие усиливается, когда она сочетается с пластикой тела.

Танец интегрирует все аспекты человека в целом.

Важной характеристикой танца является знакомство в состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в процесс. Это состояние интегрирует интеллектуальный, эмоциональный и физический аспекты, то есть дает состояние целостности. Переживание опыта такого состояния приводит к гармонизации личности. Сохранив данное состояние в памяти, в том числе и эмоциональной, его можно воссоздать и в быту. Это способствует гармонизации личности.

Хореография - один из самых демократичных доступных видов искусств. Человек может танцевать в любом месте, нужно только желание. На начальных этапах исполнителям не нужны дорогие костюмы или какие - то особые приспособления. Одним из быстрых и явных результатов занятия хореографией является хорошая осанка, причем, чем младше ученик, тем легче она вырабатывается. Осанка является интегральной характеристикой общего состояния организма и является отражением комплексного воздействия на него факторов окружающей среды. При занятии большая часть времени отводится как раз правильной постановке осанки. Развитие чувства баланса происходит непрерывно на каждом уроке хореографии.

С современным развитием техники и передачи информации найти примеры хореографии, музыки, технические приемы не составляет труда.

На уроках необходимо создавать благоприятный психологический климат. Педагог должен быть авторитетом для учеников и примером для подражания. Каждый урок в хореографическом классе направлен на поддержание человека в хорошей форме и выработку пожизненной установки на ведение здорового образа жизни.

Список литературы

1. Алексеева О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия. // Наука. Исскуство. Культура. 2014. № 3. С. 34-41.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996. - 256 с.

3. Бахрушина Н.А. Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе. // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. 2013. № 1(3) С. 124-128.

4. Ваганова А.Я.: Основы классического танца. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2007

5. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М.: Владос, 2003

6. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М.: Владос, 2002

7. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: Владос, 2004

8. Звездочкин В.А.: Классический танец. - Ростов на/Д: Феникс, 2003

9. Климов А.А.: Основы русского народного танца. - М.: МГУКИ, 2004

10. Коренева Т.Ф.: Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001

11. Костровицкая В.С.: Школа классического танца. - Л.: Искусство, 1986

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. -- М.: Эксмо, 2008. -- 944 с.

13. Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности. // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2. Том 6. С. 87-91.

14. Кюль Т.: Энциклопедия танцев от А до Я. - М.: Мой мир, 2008

15. Левинсон А.Я.: Старый и новый балет. Мастера балета. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008

16. Лисицкая Т.С.: Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984

17. Лифиц И.В.: Ритмика. - М.: Академия, 1999

18. Лопухов А.В.: Основы характерного танца. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2007

19. Лукьянова Е.А.: Дыхание в хореографии. - М.: Искусство, 1989

20. Мессерер А.: Уроки классического танца. - СПб.: Лань, 2004

21. Насыбуллина Э.М. Роль народной хореографии в современной системе образования. // Известия Южного федерального Университета. Технические науки. 2012. № 10. Том 135. С. 236-241.

22. Неврология : национальное руководство / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. -- ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 148.

23. Раздрокина Л.Л.: Танцуйте на здоровье!. - Ростов на/Д: Феникс, 2007

24. Румба О.Г.: Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2008

25. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / Авторы-составители: А.И. Рябчиков и Ж.Е. Фирилева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 288 с.

26. Чибрикова-Луговская А.Е.: Ритмика. - М.: Дрофа, 1998

 

                                                                  

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!