Регистрация

Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время

  • 17 декабря 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Международный литературный конкурс «Педагогическое вдохновение»


В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться.

Как сделать, чтобы ученик сам добывал знания, применял активные формы познания? Необходимо мотивировать, заинтересовать учащихся. В.А. Сухомлинский говорил: «Интерес дела есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, надо создать ситуацию успеха. Успех в любом труде – это и «условие становления личности человека», и «внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится» [Лысенкова С.Н., С.98]

Под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Существуют несколько приемов создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами: «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Приём авансирования успешного результата помогает ученику обрести веру в то, что он справится с поставленной задачей. Уверенность в успехе ребенка можно выражать фразами: «У тебя обязательно получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Педагогу следует показывать  ребенку то, ради чего совершается та или иная деятельность: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

4. Персональную исключительность можно подчеркнуть фразами:  «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

5. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания: «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…».

6. Если результат работы невысок, необходимо подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «Тебе особенно удалось это объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».

Названные приемы помогают эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах, поверить в успех.

Образование – великая ценность, «знание есть сила, позволяющая человеку выстраивать свое счастье» [Щуркова Н.Е., С. 43], свое будущее.

Какие существуют технологии для повышения успешного образования ученика?

Технология дифференцированного обучения

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений.

Можно предложить детям образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. При такой форме организации деятельности каждый ученик имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Работа в группах

Созданию ситуации успеха также способствует использование в образовательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше». Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. При организации учебного занятия целесообразно использовать следующие формы коллективной учебной работы: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (по 5-7 человек)

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так каждый раз состав пар меняется.

Технология исследовательской деятельности

Опыт работы показывает, что большие возможности для развития талантливых детей, их мышления и творческих способностей предоставляет исследовательская деятельность. Иными словами, главное – не просто передать знания, а сформировать и развить познавательный интерес у детей, умения и навыки по самостоятельному поиску и анализу информации.

Педагог в совместной деятельности с учащимися проявляется в первую очередь даже не как самый знающий и умный наставник, а творческий участник процесса. Исследовательская работа должна быть интересна и ученику, и самому учителю. Только при этих условиях она эффективна.

В нашей школе создан литературно-краеведческий кабинет. В нем  собраны материалы о писателях-новомосковцах. С исследовательскими работами на литературно-краеведческую тему дети выступают на школьной научно-практической конференции «Путь к успеху».

Ежегодно (в течение девяти лет) юные исследователи принимают участие в областных литературно-краеведческих чтениях. На суд слушателей они представляют исследовательские работы, связанные с жизнью и творчеством новомосковских писателей и поэтов.  Это помогает в воспитании учащихся, в привитии детям чувства любви к своей малой Родине. Работы детей публикуются в городских, областных и Всероссийских изданиях.

В процессе исследования у школьников развиваются самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели и творчество. Исследовательской деятельностью может успешно заниматься любой любознательный ученик, который ищет ответы на интересующие его вопросы.

Проектная технология

Использование проектной технологии в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха. Развивается активная позиция ученика, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. Вследствие этого повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности.

Наша школа активно участвовала в региональном социально-педагогическом проекте «Пространство детства: современность и будущее».

«Школьные новости». Так назвали мы наш проект, который осуществляли дети, полюбившие литературное творчество и журналистику. Мы побывали в детской студии телевидения, в телекомпании «Новомосковск», в школах города, где уже функционирует школьное телевидение. Продукт проекта – «ШИК» (Школьный Информационый Канал), который включает в себя школьное телевидение, школьные газеты  «Читай-ка» и «Маленькая страна» и школьное радио. Учащиеся, занимавшиеся в кружке «Основы журналистики», поступают  в престижные вузы, становятся профессиональными журналистами.

Технология «Портфолио ученика»

В нашей обычной общеобразовательной школе ученик может не блистать в учебе, но он может проявить себя во внеурочной деятельности. «До тех пор, пока в школе основным предметом является «успеваемость» ребенка, но не жизнь ребенка, все многочисленные акции и усилия педагогов не могут содействовать счастью жизни ребенка». [Щуркова Н.Е., С. 132]

Найти свое призвание помогает поиск самого себя. В этом трудном процессе важную роль играет успех, удовлетворение от хорошо сделанного дела, которое может измеряться Дипломами и Грамотами. Диплом победителя окрыляет.

Выразительное чтение. Что оно дает ребенку? Пополняется словарь, совершенствуется культура речи, интонационный строй. Современный школьник должен не только уметь читать и воспроизводить прочитанное, но и обладать актерскими способностями, умением вживаться в образ, передавать мысли, чувства, переживания героев.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых ребенок может проявить свои эмоции, причем не только в обычном разговоре но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. Самый короткий путь эмоциональной раскрепощенности ребенка и снятия зажатости – это театральная деятельность. Дети, занимающиеся выразительным чтением, всегда побеждают как в школьных конкурсах чтецов, так и в конкурсах муниципального уровня.

Развивающие технологии

Творческая ступень на лестнице успеха – это высшее достижение ученика. Потребность в творчестве и сама творческая деятельность  доставляют минуты удовлетворения. Созидательная деятельность может подарить человеку минуты счастья. («Я создал то, чего на земле не существовало!» [Щуркова Н.Е., С. 58]) Учащимся надо дать возможность  «творить», пусть неумело, с ошибками, но создавать что-то самостоятельно.

Встречи с интересными людьми (писателями и поэтами Новомосковска) пробуждают в детях творческое начало. Они сами пробуют писать стихи, участвуют в поэтических конкурсах. Творческие работы, которые создают учащиеся, несомненно, развивают их способности.  На уроках развития речи и во внеурочное время вместе с детьми пишем сочинения, рассказы и все лучшие работы публикуем в школьной газете «Читай-ка». Если работа имеет признание, повышается самооценка ребенка, растет желание сочинять.

В 2010 и 2013 годах были выпущены сборники детских стихов «Мы рождены для вдохновенья». Детское творчество публикуется в городском сборнике НЛО («Новомосковское литературное объединение»). Исследовательские работы, с которыми учащиеся выступают на школьных, городских и областных конференциях, публикуются в различных изданиях. В тульском издательстве вышел cборник творческих работ Денисовой Анастасии «Навстречу мечте».  Творчество детей отмечается дипломами различных конкурсов.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя для радостной, счастливой будущей жизни – к этому стремлюсь в меру своих сил и способностей.

У успеха есть обратная сторона, та, которую народная мудрость именует медными трубами славы. Погружая детей в ситуацию успеха, напоминаю: умей быть вторым, умей быть последним, падать и подниматься - очень важное умение для человека, умей радоваться успехам других. Кроме того, стараюсь никого не выделять, не причислять к категории «любимчиков». Хвалю только за конкретное дело. Без этого мы воспитаем не счастливого и успешного человека, а несчастного перфекциониста, вечно голодного и ищущего славы.

Пережив радость общения с товарищами, «испытав… гордость за общее школьное дело, человек приходит к выводу, что жизнь прекрасна, что можно квалифицировать его жизнь как жизнь счастливую» [Щуркова Н.Е., С. 28]  «Если удается развить такого рода счастливое ощущение жизни, можно считать, что предопределил духовное становление личности» [Щуркова Н.Е., С. 59] Задача сегодняшнего дня: организовать обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию.

Литература

1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2007.

2. Чудакова М.О. Литература в школе: читаем или проходим?: Книга для учителя. – М.: Время, 2014.

3. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

4. Педагогический поиск. Антология передового опыта педагогов./Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1989.

Автор: Иванова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Иванова Евгения Владимировна 21.12.2017 в 16:20

Благодарю Экспертный Совет за высокую оценку моей работы. Горжусь званием лауреата II степени. Со всеми замечаниями согласна, буду исправляться и расти )))

Лазько Наталья Николаевна 26.03.2018 в 07:56

В статье автора рассматривается важнейшая педагогическая проблема, связанная с главной задачей современной школы, призванной раскрыть способности каждого ученика, сформировать личность, подготовленную к жизни в насыщенной информацией конкурентной среде. Одним из условий адаптации в жизни является успех в учебной деятельности. Для этого учителю необходимо с начала обучения формировать у детей положительное отношение к учебе. Этой цели служит целенаправленная организация ситуаций успеха во время занятий. Автор дает обзор приемов и технологий для создания условий, способствующих повышению мотивации учащегося к успешной учебной деятельности. Описание данных технологий автор подкрепляет личным педагогическим опытом, который могут взять на вооружение коллеги, а также другие педагоги-предметники и педагоги дополнительного образования для внедрения в практику. Важным является системность работы педколлектива школы, представленной автором в данном направлении. Закономерным результатом целенаправленной системной деятельности являются успешные выпускники с высоким уровнем профессионального самоопределения. Спасибо за содержательный материал.

Иванова Евгения Владимировна 08.02.2021 в 20:21

Наталья Николаевна, большое спасибо за подробный анализ моей скромной работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!