Регистрация

Игры, направленные на социальное развитие. Формирование своего «Я»

  • 15 ноября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование своего «Я»

«ИСПЕЧЁМ ОЛАДУШКИ»

Цель: формировать эмоциональ­ный контакт со взрослым, познако­мить ребёнка с функциональным на­значением рук.

Ход игры

Взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребёнку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки,

Испечём оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем просит раскрыть ладошки и говорит при этом: «Молодец, Аня, ис­пекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, используют­ся совместные действия.

 

 

«КТО СПРЯТАЛСЯ?»

Цель: учить фиксировать внима­ние ребёнка на себе, идентифициро­вать себя со своим именем.

Материал: яркий платок.

Ход игры

Взрослый садит ребёнка перед со­бой на стульчик, гладит его по голове,

смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший маль­чик, давай с тобой поиграем. Смо­три, какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Накрывает голову ребёнка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем снимает платочек и восклица­ет: «Вот Петя!», одновременно похло­пывая своей ладонью по груди ребён­ка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребёнка. Игру можно повторить не­сколько раз.

«КТО ЭТО?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указатель­ный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка.

Ход игры

Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом об­ращает внимание на его и своё изо­бражение в зеркале, затем словами по­буждает посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тётя! Вот тётя!» (с помощью жеста показы­вает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взросло­го. Если ребёнок не может сделать это самостоятельно, то взрослый берёт его руку в свою и они выполняют задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребёнок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра по­вторяется 2—3 раза. В дальнейшем нужно побуждать его не только ука­зывать на себя жестом, но и произно­сить своё имя, говорить «Я».

«ТОПНИ НОЖКОЙ»

Цель: формировать эмоциональ­ный контакт со взрослым, фиксиро­вать внимание ребёнка на своих орга­нах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры

Взрослый показывает ребёнку, как нужно топнуть ногой, и проговарива­ет потешку:

Катя, Катя маленъка,

 Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ-топ-топ!

Просит повторить действие. Если ребёнок затрудняется, используются совместные действия.

 

 

«БАБУШКИН КЛУБОЧЕК»

Цель: учить фиксировать внима­ние ребёнка на себе, идентифициро­вать себя со своим именем.

Материал: клубок ниток.

Ход игры

Взрослый садит ребёнка перед со­бой на пол, показывает клубок, смо­трит на него, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клу­бочек!»

Если ребёнок не может самостоя­тельно поймать клубочек, нужно ему помочь. Затем взрослый восклицает: «Вот Аня поймала клубочек!» — и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить с группой, при этом педагог должен находиться напротив детей и катить клубок поочерёдно, называя каждо­го ребёнка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клу­бочек!» Игру можно повторить не­сколько раз.

«МАМЕ УЛЫБАЕМСЯ»

Цель: закреплять умение рассмат­ривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на своё изображение. Ход игры

Во время умывания ребёнка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады! Не боимся мы воды, чисто умываемся — вот так! Маме улыбаемся! Улыбнулись все, посмотрите на себя в зеркало, вот так улыбнулись».

 

 

 

 

«ВОТ Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоиме­ние я, подражать действиям взрос­лого.

Ход игры

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присажива­ется за спинку стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Затем педагог выглядывает из-за стула, улыбает­ся, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза.

Вариант. Игра проводится с ис­пользованием шляпы.

 

 

«ЭТО МОЁ!»

Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять место­имение моё, подражать действиям взрослого.

Материал: одежда детей.

Ход игры

Дети сидят полукругом на сту­льях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними — взрослый. В стороне на столе лежат хорошо зна­комые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берёт свою вещь, прикладывает её к груди и произно­сит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочерёдно берёт в руки чью-либо вещь, показывая её детям, говорит: «Это кофта. Красная кофта. Ах, ка­кая она красивая! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти ко взрослому, взять её и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребёнок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, при­кладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля ска­жи: моя кофта, моя!» Таким образом взрослый ведёт себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят своё имя, а не личное местоимение. Важно научить ребёнка показывать на себя жестом.

 

«ЧЬЯ ИГРУШКА?»

Цель: развивать зрительное и слу­ховое внимание детей, учить внима­тельно рассматривать игрушки, ис­пользовать в своей речи местоимения моя, мой, указывать на себя жестом.

Материал: разные сюжетные игрушки по одной на каждого ребён­ка.

Ход игры

Взрослый сообщает детям, что принёс им большую корзину с игруш­ками. Раздаёт каждому по игрушке и помогает начать с ней играть. Через некоторое время собирает все игруш­ки, кладёт их в корзину и, поочерёдно вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребё­нок должен сказать: «Моя», — и взять её у взрослого. Если ребёнок оши­бается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ему вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый предупреждает, что ско­ро соберёт игрушки и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть их и запом­нить. Игра повторяется.

По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.), задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»

 

«УЛЫБНИСЬ, ПОКЛОНИСЬ»

Цель: учить узнавать себя в зерка­ле, показывать на себя и побуждать называть своё имя, учить повторять за взрослым действия перед зерка­лом.

Оборудование: зеркало в рост ре­бёнка.

Ход игры

Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает ре­бёнка посмотреть на себя в зеркало и сказать «Я — Петя». «Петя, по­клонись, молодец! А теперь улыб­нись. Помаши ручкой. Скажи: пока, Петя!» В случаях затруднения вы­полнения действий ребёнком демон­стрирует их взрослый, а ребёнок по­вторяет. (Е.А. Стребелева, Г.А. Ми­шина).

Формирование представлений о других

 

 

«УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ»

Цель: учить малыша кружиться за руки с партнёром.

Материал: кукла (или мишка).

Ход игры

Взрослый показывает ребёнку кук­лу. Обращает внимание на то, что её зовут Маша, она очень любит танце­вать. На ней красивое платье. Взрос­лый напевает песенку:

Марина любит танцевать,

ножкою притопывать.

Она любит песни петь,

ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ,

покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп,

покружились хлоп-хлоп.

Затем педагог держит куклу за руки (со спины), берёт малыша за ручки (при этом находится лицом к нему) и, припевая ещё раз песенку, кружится вместе с ребёнком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Таню-ша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружить­ся!»

«ВМЕСТЕ ПЛЯШЕМ»

Цель: учить детей откликаться на своё имя, подражать действиям взрослого.

Материал: разноцветные платоч­ки.

Ход игры

Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытя­гивая перед собой руку с платочком и медленно помахивая им в сторону, он напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):

Вот как тётя Лена пляшет и платочком деткам машет!

 Весело, весело, очень даже весело!

Затем взрослый поочерёдно вызы­вает к себе каждого ребёнка, называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при этом первая строчка песенки поётся иначе — вставляется имя пляшущего ребёнка).

Вот как Аня, Аня пляшет  и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!

В конце пляски педагог обяза­тельно хвалит каждого ребёнка. В заключение игры раздаёт всем детям платочки и приглашает их вместе «поплясать», напевая песенку:

Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!

Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д.

(можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре).

Весело, весело, очень даже весело!

Аналогично данную игру можно проводить с бубенчиками, погремуш­ками.

«ПАРОВОЗИК»

Цель: учить ребёнка отзываться на своё имя, запоминать имена свер­стников, действовать по показу и сло­весной инструкции.

Ход игры

Игра проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Глав­ным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он пооче­рёдно подзывает к себе детей, эмоци­онально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы — вагончи­ками. Петя, иди ко мне, становись за мной и держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Пе­тей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправ­ляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

По мере усвоения игры количество 1етей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

 

 

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребёнка.

Материал: большой лёгкий мяч.

Ход игры

Дети стоят напротив друг друга, взрослый показывает им, как нужно  правильно удерживать и передавать 14 другому ребёнку, называя его по 1ени (на, Петя!). Игра эмоционально

поддерживается взрослым.

 

 

«Я - ТЫ»

Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить по­нимать и использовать местоимения я, ты, называть своё имя и имя свер­стника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка.

Ход игры

Игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зер­калом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зерка­ло: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (Побуждать детей показывать на себя жестом.) Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (Побуждать ребёнка упо­требить местоимение «я» и назвать своё имя: «Я, Петя»). «А это кто?» (Взрослый обращается к этому же ребёнку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника.) «Да, это Ваня. Скажи: я — Петя, ты — Ваня». Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ре­бёнка (местоимение я), затем — на сверстника (местоимение ты). Такая же процедура проводится и с други­ми детьми.

Вариант. Игра проводится со взрослым.

«ЛАСКОВЫЙ РЕБЁНОК»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактиль­ным и вербальным способам взаимо­действия с партнёром.

Ход игры

Дети сидят на стульях полукру­гом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться к нему, смотреть в глаза, улыбать­ся. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. По­смотрю тебе в глазки, улыбнусь, вот так. Посмотрите детки, как я обни­маю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласко­вая». Затем педагог приглашает ещё одного ребёнка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребёнка и при необходи­мости оказывая ему помощь. В кон­це задания взрослый подчёркивает, подытоживает все действия: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глаз­ки, улыбнулся. Вот какой Ваня ла­сковый ребёнок!» Затем поочерёдно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Вариант. Игра проводится с кук­лой.      

«ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактиль­ным и вербальным способам взаимо­действия с партнёром.

Ход игры

Взрослый находится напротив ребёнка, показывает поочерёдные хлопки ладонями как своих рук, так и малыша, при этом произносится по­тешка:

Хлопну я в ладоши,

буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши,

будем мы хорошие!

Игра эмоционально поддержива­ется взрослым.

 

 

«ДОМ»

Цель: учить запоминать имена сверстников, подражать эмоциональ­но-тактильным и вербальным спосо­бам взаимодействия с партнёром.

Ход игры

Взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить руками парт­нёра, чтобы он оказался в «домике», при этом приговаривает потешку:

Сашу крепко обхвачу,

Никуда не отпущу,

Посмотри на дом большой

Будем жить мы в нём с тобой.

Затем спрашивает каждого ребён­ка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? — Петя с тобой будет жить в доме! — Вы вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей.

«ВМЕСТЕ ИГРАЕМ»

Цель: продолжать учить детей вза­имодействию с партнёром, вежливо­му обращению друг с другом.

Материал: парные игрушки (ша­рик — желобок, паровозик — вагон­чик, машинка — кубики).

Ход игры

Взрослый раздаёт детям игрушки, расставляет их парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому вы­полнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением игрушек.

В конце игры фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребёнка по имени: «Аня играла с Дашей — ка­тали шарик, Дима играл с Васей — возили паровозик, Петя играл с Ле­ной — нагружали и возили кубики в машине».

«ПЕРЕДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: продолжать учить детей вза­имодействию с партнёром, подражать действиям взрослого.

Материал: игрушки (погремушка, воздушный шарик на палочке, «салю-тики» на палочке, вертушка и др.).

Ход игрыsanitized_by_modx& #39

Дети стоят в кругу, взрослый пока­зывает одну из игрушек, как её нужно держать и передавать друг другу. По­сле того как игрушка возвращается ко взрослому, он показывает предметно-игровое действие с ней и предлага­ет каждому ребёнку повторить это действие, а затем передать игрушку другому. (Е.А. Стребелева, Г.А. Ми­шина.)

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 22.09.2020 в 20:56

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!