Регистрация

Конспект группового логопедического занятия с детьми, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР

  • 10 ноября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Конспект группового логопедического занятия с детьми, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР)  по теме «Дифференциация согласных 3-С в слогах, словах, словосочетаниях» (3 класс)

Составила учитель- логопед МАОУ «СОШ №25 с УИОП» Никулина Людмила Владимировна.

Сыктывкар, 2017 г.

Цель: учить детей  различать согласные звуки  [ з ] и  [ с ]  по акустическим и артикуляционным свойствам и обозначать их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

образовательные: формирование грамотного чтения и письма, связь со школьной программой;

коррекционно - развивающие:

  • уточнение артикуляционного уклада и акустических характеристик изучаемых звуков,
  • обучение умению слышать, вычленять звуки в речи, различать их изолированно, в словах, словосочетаниях, развитие фонематического , слогового анализа, синтеза;
  • - развитие внимания, памяти
  • -уточнение значений слов, обогащение и активизация словаря, построение грамотно оформленных развёрнутых фраз.

- воспитательные: развитие наблюдательности, внимания, памяти, активизация самоконтроля, любознательности, воспитание положительного отношения к родному языку;

Оборудование: карточки с изображениями детей, карточки на дифференциацию согласных, проектор, экран, презентация, цифровой ряд.  

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Психогимнастика»

Логопед: Здравствуйте! Посмотрите кто к нам сегодня пришёл (на доске карточки с изображениями детей).

Логопед: Покажите, как вы удивились приходу гостей (на экране эмоции детей). У вас возник вопрос: «А зачем они пришли?» (нахмурить брови).

Логопед: Но вы всё равно им рады! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг  другу. А теперь настройтесь на работу и покажите, как вы будете работать (сосредоточенное лицо).

Целеполагание. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: Действительно, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними познакомимся. Но свои имена они зашифровали. Попробуйте отгадать, как их зовут. Для этого сначала вспомните, чем отличаются звуки от букв? А теперь слушаем внимательно. Назовите и запомните:

  • 1 букву слова «заяц»;
  • 3 букву слова «звон»;
  • 1 букву слова «язык».

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Учащиеся: Получилось слово  Зоя.

Логопед: Кого называют таким именем?

Учащиеся: Таким именем называют девочку.

Логопед: Хотите узнать имя мальчика?

Учащиеся: Да.

Логопед:

  • 1 звук слова «сынок»;
  • 4 звук слова «собака»;
  • 3 звук слова «сушки»;
  • 3 звук слова «слава».

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Учащиеся: Получилось слово Саша.

Логопед: Кого называют таким именем?

Учащиеся: Таким именем могут назвать и мальчика и девочку.

Логопед: Верно. У Нас Саша – это мальчик. Как напишем эти слова? Почему?

Логопед: С какого звука начинается имя девочки?

Учащиеся: Имя девочки начинается со звука [ з]  

Логопед: Дайте характеристику этому звуку.

Учащиеся: Согласный, звонкий, твёрдый, парный.

Логопед: С какого звука начинается имя мальчика?

Учащиеся: Имя мальчика начинается со звука [ с ] 

Логопед: Дайте характеристику этому звуку.

Учащиеся: Согласный, глухой, твёрдый, парный.

Логопед: Как напишем эти слова? Почему?

Учащиеся: Это имена собственные, поэтому будем писать с большой буквы.

Логопед: А теперь посмотрите на слова, из которых вы составляли имена. Что интересного заметили?

Учащиеся: В первом случае во всех словах есть буква «3», во втором- «С».

Логопед: Может кто-то подскажет, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? –

Учащиеся: Мы будем учиться различать звуки [ з ] и [ с ] и обозначать их на письме.

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим свойствам.

Логопед: Посмотрите, Зоя и Саша пришли с рюкзачками, в которые хотят сложить знания и успехи, полученные ими и вами сегодня на занятии.

Логопед: Скажите, с какого звука начинается слово «знание»?

Учащиеся: Слово знание начинается со звука [ з]

Логопед: Что вы можете рассказать про этот звук? (даётся характеристика звука «з»).

Логопед: А какой звук стоит вторым в слове «успех»?

Учащиеся: Второй звук в слове успех [ c ].

Логопед: Что вы знаете об этом звуке? (даётся характеристика звука)

Логопед: Подскажите Зое и Саше, чем похожи и чем отличаются эти звуки. (Дети дают сравнительную характеристику звуков).

Логопед: Молодцы. А где мы можем услышать в речи эти  и другие звуки?

Учащиеся: Может услышать в слогах, словах, словосочетаниях.

Дифференциация согласных 3-С в словах.

а) Развитие слогового анализа.

Логопед: Ребята, кто из вас помнит, как называется часть слова?

Учащиеся: Часть слова называется слог.

Логопед: А как узнать, сколько в слове слогов?

Учащиеся: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Давайте поможем нашим гостям разделить слова на слоги так, чтобы в них были изучаемые нами звуки.

Логопед: Эту работу выполним в тетради и прежде, чем приступить, подготовим наши пальчики.

«Пальчиковая гимнастика.»

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем.
 Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём.
Снова кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.

Логопед: Приступим. Какой слог запишем из слова:

ЗАЯЦ ЗА , СОБАКА - СО, СУШКИ - СУШ, ЗВОН - ЗВОН, СЫ НОК - СЫ, СЛАВА - СЛА, ЯЗЫК - ЗЫК.

Логопед: Прочитайте все записанные слоги.

Логопед: Подумайте и скажите, какие слоги прочитает Зоя, Саша? Почему?

Учащиеся: Зоя прочитает слоги: за, звон, зык, потому что они со звуком [з], а Саша  прочитает: со, суш, сы, сла, потому что в них есть звук [ c ].

Логопед: Чему мы сейчас учились?

Учащиеся: Учились различать наши звуки в слогах.

Логопед: А что можно составить из слогов?

Учащиеся: Можно составить слова.

Логопед:  Придумайте свои слова, где встречаются эти слоги.

б) Развитис позиционного анализа.

Логопед: А Зоя и Саша тоже придумали свои слова, в которых вы должны определить место звуков «3» и «С».

Логопед: Разложите цифровой ряд и помогите нашим гостям.

Предлагаются слова:

«3» - гроза, газон, изгородь, заноза, берёзы, глаза, (уточняется значение слова «изгородь»).

«С» - посылка, просвет, сосна, полоса, нос, глаз.(выясняется, почему в слове «глаз» слышится звук «с»),

в) Работа по развитию словарного запаса.

- Мне тоже захотелось предложить вам поиграть. На карточке № 1 приготовлены слова. Прочитайте их.

Карточка №1. Сметана, соль, золотой, сливки, звонкий, заботливый, сыр, зубной, звёздный, сало.

Логопед: Подскажите, можно ли эти слова разделить на группы. Если  можно, то как. Запишите эти слова в два столбика. Прочитайте слова первого столбика. Что в них общего?

Учащиеся: В этих словах есть звук [3], они являются прилагательными.

Логопед: Прочитайте слова второго столбика. А они чем похожи?

Учащиеся: В этих словах есть звук [С],они являются существительными, имеют обобщающее понятие «продукты».

Логопед: Попробуйте устно добавить слова в каждый столбик.

Логопед: Чему мы учились, выполняя эти задания?

Учащиеся: Мы учились делить слова на группы, различая в них наши звуки, а потом обозначали их на письме.

Физминутка. Развитие общей моторики.

Логопед: Зоя с Сашей очень устали и хотят отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Делай то, что слышишь.» (ребятам предлагается выполнять движения, которые называет педагог. В это же время он показывает совсем другие движения).

Дифференцшщия 3-С в словосочетаниях.

Логопед: А что можно составить из слов, ребята?

Учащиеся: Из слов можно составить словосочетания.

Логопед: Найдите карточку №2. Прочитайте слова, которые записаны на карточке.

СЕСТРА, ГОЛОС, ПАСТА, СЛИТОК, ЧАС (уточнить значение слова «слиток»).

Логопед: Что можете сказать про эти слова?

Учащиеся: Одно слово отличается от других. В слове Час один слог, а в остальных два.

Логопед: Как вы это определили?

Учащиеся: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Еще можно выделить лишнее слово?

Учащиеся: В одном слове мягкий звук [ с, ], а в других твёрдый. Чем?

Логопед: Попробуйте подобрать к данным словам слова которые я вам буду называть..

ЗВЁЗДНЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЗАБОТЛИВАЯ, ЗВОНКИЙ, ЗУБНАЯ

Логопед: Молодцы. Справились! А чем отличаются эти столбики?

Учащиеся: В одном столбике прилагательные, в другом – существительные. В одном столбике во всех словах звук [ c], а в другом звук [ з].

Логопед: Зоя и Саша предлагают вам к словам первого столбика  подобрать предложенные существительные и составить словосочетания.

ВЫСОКИЙ, СЛАБОЕ, НАВЕСНЫЕ, СЛОЖНАЯ.

ЗАБОР, ЗВЕНО, ЗАМКИ, ЗАДАЧА

Логопед: Подчеркните изучаемые буквы. Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями. Составьте устно предложения с этими словосочетаниями.

Итог занятия.

Логопед: Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

Учащиеся: Мы учились различать звуки [з  ] и [с ] и обозначать их на письме.

Логопед: Как вы думаете, нам это удалось?

Учащиеся: Да, мы справлялись с заданиями.

Логопед: Саша и Зоя очень довольны тем, как вы справлялись с заданиями. Они благодарны вам за хорошую работу, потому что их рюкзачки наполнились знаниями и успехами.

На этом наш урок окончен.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!