Регистрация

Программа для детей 3-5 лет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

  • 15 мая 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


 

Составитель: Большакова Алена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категорииМАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», Югорск.

Программа «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Новизна

Уникальность и новизна программы «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» определяется тем, что начиная с 3 летнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат.

Постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова. Для выявления полученных знаний, разработана диагностическая карта.

Цель программы - развитие творческого мышления и умственных способностей воспитанников посредством знакомства с шахматной игрой.

Задачи:

  • Обучающие: Ознакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
  • Ознакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  • Учить ориентироваться на плоскости, работать по правилам, кратко и точно выражать мысли.

Развивающие: Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности. Формировать умение работать по образцу. Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.

Практическая ценность данной программы состоит в том, что, используя предложенный материал, педагоги дошкольных учреждений и дополнительного образования, могут легко и непринужденно научить детей младшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате  освоения образовательной программы у воспитанников будут сформированы:

1-й год обучения:

  • умение ориентироваться на шахматной доске;
  • умение правильно размещать шахматную доску между партнерами;
  • умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • умение называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • умение правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;
  • способность различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2-й год обучения:

  • представление о правилах хода и взятия каждой фигуры;
  • способность играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • умение правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

Педагогический контроль

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого воспитанника его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и воспитанники даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.

По окончании курса, в форме тестирования, выполняются  тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для  дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.

Формы подведения итогов: участие воспитанников в соревнованиях и турнирах различного уровня.

В ходе освоения программы воспитанник получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку на новости нашего сайта