Регистрация

Паспорт мини-музея «Волшебница вода»

  • 3 февраля 2018

муниципальное  дошкольное  образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №377

Кировского района   г. Волгограда

           400059, г.Волгоград, ул.им. Кирова, 94а                                                         Тел/факс: 44-26-81

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

МИНИ-МУЗЕЯ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013г.

Содержание

 

1. Паспортные данные мини-музея                                                        3 стр.

2. Положение                                                                                            4 стр.                                                                                 

3. Аспекты музейной деятельности                                                       5 стр.

4. Характеристика мини-музея                                                               6 стр.

5. Тематический план проведения занятий в мини-музее                 8 стр.

6. Перспектива развития мини-музея                                                     9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПАСПОРТНЫЕ  ДАННЫЕ мини-музея

 

Наименование мини-музея: «Волшебница вода».

Профиль мини-музея: познавательный.

Цель: формировать представления старших  дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека.

Задачи:

  • обогащать предметно-развивающую среду группы;
  • развивать умение дифференцировать состояние воды и зарисовывать эти состояния;
  • закреплять знания  детей о  свойствах и круговороте воды в природе;
  • побуждать детей проводить с водой элементарные опыты;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности     в познании окружающего мира;
  • воспитание бережного отношения к воде;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип доступности  и безопасности для детей;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Функции мини - музея:

  • образовательная;
  • развивающая;
  • воспитательная;

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Все экспонаты в группе были собраны воспитателями, родителями и детьми. Мини-музей «Волшебница вода»  находится в центре Науки.

 

2. ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ - МУЗЕЕ «Волшебница вода»

МОУ детский сад № 377, подготовительная к школе группа № 5

1. Общие положения

1.1. Мини-музей является тематически систематизированным собранием экспонатов о воде.  Работа мини-музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цель и задачи

2.1. Мини-музей способствует обогащению и уточнению представлений о свойствах и признаках воды, её значении  в жизни человека и  природы.

2.2. Задачами музея являются:

  • познакомить детей:
    - с разными состояниями воды, с различными водоемами,  водными животными и   растениями;
  • показать значение воды в жизни животных, растений и человека;
  • приобщение воспитателей, родителей и детей к совместной деятельности.

 

3. Содержание и формы работы:

  • изучать познавательную литературу;
  • систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников группы);
  • обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • создавать и обновлять экспонаты, литературу, дидактические игры;
  • проводить экскурсионную работу для воспитанников группы и их родителей, детей других групп, педагогов;
  • оказывать содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

 

 

 

3. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать  пространство в группе,  новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

 

4.  ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ - МУЗЕЯ

Разделы и экспонаты:  в мини-музее представлены три вида  кукол – фей:

1 Фея – Воды (вода в жидком состоянии);

2 Фея – Льда (вода в твердом состоянии);

3 Фея – Пара (вода в газообразном состоянии).

В каждом разделе находятся экспонаты, которые соответствуют состоянию воды:

1 Фея – Воды (вода в жидком состоянии):

  • Магнитные  карточки с видом морского дна и речного, соответственно обитатели морские и речные.
  • Авторские экологические сказки о воде, капельке, ручейке и т.д.
  • Макет реки.
  • Макет озера.
  • Макет моря.
  • Макет фонтана.
  • Капелька из бисера.
  • Панно с дном морских обитателей и растительностью.
  • Книжки малышки: «Вода в жизни человека», «Вода в природе», «Гербы», «Вода в жидком состоянии».
  • Авторские дидактические игры: «Кто где живет?», «Сокровища пиратов»,

2 Фея – Льда (вода в твердом состоянии):

  1. Различные пуговицы, похожие на льдинки.
  2. Камушки, похожие на льдинки.
  3. Снежинки из бисера.
  4. Искусственный снег.
  5. Слюда – ледяные глыбы.
  6. Книжки малышки.
  7. Авторские экологические сказки.

3 Фея – Пара (вода в газообразном состоянии):

  1. Синтипон, вата – облачка.
  2. Салфетки бумажные – облака.
  3. Книжки малышки. Авторские экологические сказки.
  4. Иллюстрации.

5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Опытно-исследовательская деятельность.

3. Пополнение мини-музея экспонатами.

4. Пополнение мини-музея разными играми.

5. Пополнение мини-музея книжками-малышками, экосказками.

6. Составление каталога экспонатов мини-музея.

7. Работа с родителями.

 

месяц

содержание

задачи

 

Сентябрь

 

Экскурсия в мини-музей «Волшебница - вода».

Знакомить детей с новыми экспонатами мини-музея.

 

Октябрь

 

Театрализованный досуг.

Просмотр сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница».

 

Ноябрь

Знакомство с игровым уголком мини-музея.

Познавательные игры: дидактические, драматизация, настольные, бродилки, лабиринты и т.д.

 

Декабрь

Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды.

Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность.

 

Январь

Знакомство с книжным уголком мини-музея.

Прививать интерес  к познаниям через различную литературу, разбор ситуаций.

 

 

Февраль

Мастер-класс для родителей по изготовлению макета «Море».

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

 

Март

 

Экологический праздник

«День воды».

Просмотр презентации, видеофильмов.

 

Апрель

 

Круговорот воды в природе.

Познавательные игры, ситуации.

 

Май

 

Анкетирование родителей.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

 

6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

 

  1. Подбор познавательной и художественной литературы.
  2. Подбор детских  фильмов, научно-познавательных, видеороликов о воде, ручейке, капельке и т.д.
  3. Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек о воде.
  4. Работа с детьми по изготовлению дидактических игр.
  5. Проведение занятий по разным видам деятельности на базе мини-музея и использование его коллекций. 
  • Исключительно важное место в работе мини-музея  занимают экскурсии (занятия-экскурсии).
  • Большое внимание  уделяется подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста

в условиях музея достаточно разнообразные:

  • проведение обзорных и тематических экскурсий;
  • беседы-пятиминутки;
  • познавательные беседы и мероприятии;
    • организация выставок;

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!