Регистрация

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДАТЫ ЭКОЛОГИЧЕМКОГО КАЛЕНДАРЯ «ДЕНЬ ЛЕСА»

  • 21 октября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Данная разработка является авторской, предназначена для экологического образования старших дошкольников (как приоритетного направления деятельности детского сада) посредством дат экологического календаря. Предполагается творческое использование разработки: выбор даты экологического календаря (День леса), создание презентаций, игр, викторин. 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная разработка является авторской, предназначена для экологического образования старших дошкольников (как приоритетного направления деятельности детского сада) посредством дат экологического календаря. Предполагается творческое использование разработки: выбор даты экологического календаря (День леса), создание презентаций, игр, викторин.

Актуальность. Одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса. Причем было принято решение о праздновании этого дня именно в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии.

Проблема сохранения леса и его богатств, стоит сегодня в ряду важнейших экологических задач для всех стран мира. В последние годы тенденции, связанные с обезлесением Земли, вызывают тревогу не только у экологов, но и у всего международного сообщества.

Леса – легкие нашей планеты, они имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение – участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты.

Леса - ценнейшие природные богатства России, которые необходимо охранять. Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципам устойчивого развития.

Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном детстве. Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

Педагог дает ребенку почувствовать, что даже от его посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей. Направление: экологическое.

Цель: накопление каждым ребенком личностного опыта при формировании представлений о лесе как экосистеме в процессе проведения даты экологического календаря «День леса».

Принципы, которые учитывались при отборе содержания методической разработки:

• Научность и доступность - дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области сообщества - экосистемы (лес), доступные пониманию, видению ребенка - дошкольника. Экологическое образование дошкольников осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей их возрасту форме.

• Системность - реализуется в организации системы экологического образования дошкольников в дошкольном учреждении и в структуре организации работы по проведению дат экологического календаря.

• Целостность - целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывающего взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы.

• Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий и специфики детского сада.

• Гуманистичность - содержание методической разработки направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя - как часть природы. В разработке данный принцип предполагает личностно – ориентированный подход.

• Деятельностность – каждая дата экологического календаря включает систему заданий, направленных на реализацию данного принципа. Форма организации детей: фронтальная (старшие дошкольники). Необходимая предпосылка для реализации настоящей методической разработки – организация в детском саду системы работы по экологическому образованию дошкольников.

Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и ориентирует педагогов на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Предполагается творческое использование разработки: подбор компьютерных презентаций, выбор игр (дидактических, подвижных, настольных), места проведения, вопросов для викторин, кроссвордов, форм проведения.

Даты экологического календаря в системе экологического образования в МОУ детском саду № 377

Задачи:

Образовательные:

• формировать представление детей старшего дошкольного возраста о лесе как экологической системе;

• формировать представление у старших дошкольников о ярусах лесного дома;

• формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о роли человека в жизни леса и о значении леса в жизни человека.

Развивающие:

• развивать у старших дошкольников умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей;

• развивать у детей познавательный интерес, к лесу используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения);

• развивать связную речь, обогащать словарный запас;

• развивать представление у старших дошкольников о правилах поведения в лесу.

Воспитательные:

• воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать свои впечатления в творчестве;

• воспитывать ответственность за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы;

• воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес.

Требования к организации проведения в детском саду Дня леса:

• организация различных мероприятий подготовительного этапа.

Критерии оценки результативности ознакомления детей с лесом как экологической системой:

  • настроение и самочувствие детей;
  • уровень сформированности представлений детей о лесе как экологической системе;
  • понимание практической значимости леса в жизни человека;
  • соблюдение правил поведения в ле¬су, понимание последствий экологически не¬грамотного поведения;
  • умение видеть красоту леса, слышать и слу¬шать звуки природы;
  • впечатления детей о дате экологического календаря «День леса» (обмен мнениями, впечатлениями, переживаниями, обсуждение увиденного, рассказы близким);

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

 Подготовительный:

• информирование родителей об экологической дате;

• составление сценария День леса в детском саду;

• создание компьютерной презентации «Книга леса»; • подбор вопросов, заданий;

• подбор познавательной и художественной литературы о лесе;

• подбор картинок, иллюстраций с изображением леса;

• подбор и создание игр (дидактических, подвижных, настольных);

• организация похода в близлежащий лес, рощу.

 Основной:

1.Психологический настрой детей к организации и проведению праздника экологического календаря День леса: предполагающая: создание радостного настроения; умение детей обмениваться впечатлениями, эмоциями, переживаниями.

2. Работа воспитателей с детьми в группах в I половине дня:

 беседа о лесе с рассматриванием картины «Этажи леса» в холле детского сада;

 чтение детям рассказов, стихотворений о лесе, разучивание стихотворений, загадывание загадок на лесную тематику;

 рассматривание с детьми иллюстраций с различными видами леса;

 рассматривание с детьми географической карты, глобуса;

 изготовление с детьми экологических знаков;

 художественно-творческая деятельность детей (рисунки, поделки и т.д.).

II половина дня:

 Организация участия детей в проведении Дня леса;

 проведение вечера развлечений «Книга леса» с просмотром компьютерной презентации «Живая книга леса».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, - 176с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

2. Гуринова М. Мой вопрос - ваш ответ./М.Гуринова// Читаем, учимся, играем.-2006. - №7 .- С.70-74.

3. Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами человека. М.; 1994.

4. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.

5. Рыжова Н.А.. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1996, с.56, илл. (сер «Наш дом – природа»).

6. Синицина Е.А. Игры для праздников. – М.: Лист, 1999.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!