Регистрация

«Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»

  • 7 октября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно она помогает в становлении личности. В безобидных играх ребенок проявляет себя через персонажей, с помощью развивающих материалов у него появляются первые зачатки творчества. При этом дети стараются копировать поведение родителей, воспитателей или других близких людей. Заимствованное поведение может и не принести значительного вклада в формирование и становление личности.

Любая игра влияет на психологические процессы в организме дошкольника но чаще оставляет отпечаток на подсознательном уровне. Что-то остается еще на долгие годы, а какие-то приобретенные качества утрачиваются. В такой деятельности нередко присутствует импровизация. Дети намного лучше усваивают материал в игровой форме, эффективнее запоминают и воспроизводят.

Происходит постоянное развитие умственной деятельности, что нельзя недооценивать. Игра с включением разнообразных ролей позволяет включать воображение. Если взрослый будет активно участвовать в данном процессе, то скоро ребенок сможет осознать, что представляет собой правильное поведение и какая модель приемлема в обществе. Ребенок начинает постепенно анализировать свои действия и поведение других.  Сопоставлять одно с другим, начинает мыслить иначе, подходит к каждому игровому моменту более логично, продумывая шаги. Это поможет в будущем эффективно общаться с людьми. Осознанная игра учит контролю над действиями, помогает прокручивать мысль в голове, а уже потом осуществлять ее.

Игра  позволяет осваивать новый материал без отрыва от любимого занятия. Рисование помогает развивать не только творческие способности, но и воспроизводить мыслительные процессы.  Ребенок должен учиться выражать себя посредством игры, забирая с собой накопленный опыт в общении с другими людьми. В игровой форме  прививаются полезные привычки, такими видами деятельности пренебрегать нельзя. Главной чертой таких игр является непринужденная обстановка, во время которой подается необходимая развивающая информация. При этом не стоит перегибать палку и стараться силой заставить ребенка играть. Иначе охота к такому виду обучения быстро пропадет.

Игра в дошкольном возрасте позволяет проводить психологическую коррекцию. Вот почему многие психотерапевты используют именно такой подход. Он позволяет шире взглянуть на окружающий мир и даже примириться со своими страхами посредством вовлечения в деятельность игрушек, кубиков и рисунков.
Сюжетно-ролевая игра - инструмент, позволяющий вносить коррективы в агрессивное или просто неправильное поведение ребенка, помогает включать детям фантазию и создавать свой собственный мир, полагаясь на рамки дозволенного, инструмент. Если подходить к процессу с умом, то за короткий срок можно обучить ребенка правильному психологическому восприятию окружающего мира.

Для развития психологических, интеллектуальных, творческих и умственных способностей  применяется целый комплекс игровых средств,  которые решают более глубинные задачи.

Например:
1.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета. Например:"Разноцветные ленточки","Цветовое лото","Какой цвет","Пирамидка".

2. Игры, развивающие восприятие формы. "Отгадай, что в мешочке", "Закрой окошко","Геометрическое лото", строительные наборы "деревянные,объемные геометрические формы" и т. д.

3. Игры, развивающие восприятие качеств величины. "Разберем соберем", "Приходите на лужок".

4. Игры, развивающие речь и мышление: "Где спрятался зайчик?", "Где мы побывали, что мы повидали?" и т.д.

5. Игры, развивающие память:  "Переполох","Кто здесь прячется?"

Игра для ребенка – сама жизнь, поэтому она пронизывает все виды деятельности в детском саду. Дидактические игры включаются в занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми, подвижные игры проводятся на физкультурных занятиях и в свободное время, сюжетно – ролевые и театрализованные игры организуются, как правило, во второй половине дня. Особое место занимают игры с детьми на прогулке.
Групповые занятия приносят лучший результат, если проходят в игровой форме. Если ребенок плохо адаптирован, то можно проигрывать волнующие его ситуации. При этом важно вовлекать в игру, если возможно, других лиц.

Дети охотнее занимаются сразу несколькими видами деятельности, которые следует чередовать.  Подвижные игры следует сменять спокойными. Ребенок должен привыкать к различного рода процессам.
Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей.

Литература:

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Москва, 2008.

Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2003. - 140 с.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 2006. - 258 с.

Пантелеева Т воспитатель  МБДОУ №215 "Буратино " г.Ростов -на- Дону.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:54

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!