Регистрация

Проект «Хочу все уметь и все знать, чтобы учиться на пять»»

  • 2 октября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»


Проект для детей подготовительной группы ДОУ, имеющих речевые нарушения.

Вид проекта: практико-ориентированный проект, долгосрочный.

Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития имеют своеобразные особенности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной сферы.

У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, быстрая истощаемость, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей также отмечается недостаточная координация пальцев, недоразвитие мелкой моторики.

Дети, имеющие нарушения речи, характеризуются замедленным темпом развития, зависимостью от наглядности, потребностью в помощи взрослого. Детям подготовительной группы особенно необходимо оказать помощь в развитии познавательной сферы, т.к. они будущие ученики. Также детям необходимо повысить уровень таких компонентов школьной готовности, как, эмоционально-волевой, коммуникативный, мотивационный.

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей, имеющих речевые нарушения.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  • развитие когнитивных процессов: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление;
  • формирование познавательной активности и учебной мотивации;
  • развитие речи: расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
  • развивать мелкую моторику рук, графические навыки.

Участники проекта: дети 6-7 лет.

Основные направления реализации проекта: занятия для детей, психолого-педагогическое просвещение, оснащение предметно-развивающей среды.

Предварительная работа:

  1. Обследование детей 6 лет на предмет школьной готовности.
  2. Подбор научно-методической литературы, пособий, игрового материала.

Содержание проекта

1. Занятия с детьми по всем компонентам школьной готовности (мотивационный, интеллектуальный,  эмоционально-волевой, коммуникативный).

Интенсивность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Максимальное количество детей в подгруппе 6 человек. В занятия входят игры и игровые упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию познавательной  сферы ребенка, развитие мелкой моторики, связной речи, словаря. Все занятия планируются по единым лексическим темам для всех специалистов.

2. Консультации с родителями.

3. Стендовая информация.

Предполагаемый результат: Повышение уровня школьной готовности по всем компонентам.

Работа над проектом.

1. Занятия с детьми по развитию познавательной сферы, развитие мелкой моторики, речи.  Работа подгрупповая, по 6   человек в каждой подгруппе; 1 раз в неделю; продолжительность занятий 20-25 минут.

Структура занятий:

  • приветствие;
  • интеллектуально-развивающие игры и упражнения ( направленные на развитие памяти, мышления, речи, внимания, восприятия, коммуникативные игры, беседы о школе);
  • пальчиковая гимнастика;
  • физкультминутка;
  • графические диктанты
  • рефлексия.

2. Консультации с родителями, воспитателями.

3. Стендовая информация.

Автор-составитель: Н.В.Мазепова

Работа над проектом

этапы

мероприятия

содержание

субъекты

сроки

1.Диагностический

Индивидуальные занятия

Исследование уровня

школьной готовности

дети

Сентябрь-октябрь

2014

2. Повышение уровня школьной готовности

А) Подгрупповые занятия с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) консультация

 

 

 

 

В) Семинар-практикум

 

 

Г) Выступление на родительском собрании

- развитие когнитивных процессов: внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, мышления;

- развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

- развитие мелкой моторики рук, графических навыков.

Тема: «Что такое «умение учиться»?

 

 

 

Тема « Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями речи»

Тема: «Итоги учебного года»

Дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

родители

 

 

 

 

родители

 

 

 

 

Октябрь- апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

май

3. итоговый

Индивидуальная

диагностика

Исследование уровня школьно готовности

дети

апрель

 

 Литература

1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. – СПб., 2000.

2. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. Санкт-Петербург.2011.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., Воронеж, 2003.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, Екатеринбург, АРДЛТД, 1998.

6. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997.

7. Карпова С.И.. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. Санкт-Петербург .2010

8. Лобанова Н.Е. Особенности операций обобщения у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Дефектология №6, 2006.

9. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение 1985.

10. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Волгоград.2008.

11. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Новая школа, 1996.

9. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников. Под ред. Венгера Л.А., М.: Просвещение, 2000.

11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

Тематическое планирование 

месяц

тема

Кол-во занятий

 

октябрь

2.Перелетные птицы

1

3. «Поздняя осень»

1

4. « Домашние животные и их детеныши»»

1

5.

 

 

    ноябрь

1. «Дикие животные»

1

2. « Семья»

1

3. «Мебель. Дом»

1

4. «Наша Родина-Россия»»

1

 

  декабрь

1. «Зимующие птицы»

1

2. «Зима»

1

3. «Новый год»

1

4. «Животные холодных и жарких стран» 

1

 

  январь

2.»Одежда, обувь. Головные уборы»

1

3. «Транспорт»

1

4.» Наш город. Моя улица»

 

1

 

 

  февраль

1. «День Защитника Отечества»

1

2. «Продукты питания»

1

3. «Весна»

1

4. «Женские профессии»

1

 

    март

1.»Посуда»

1

2. «Бытовые приборы»

1

3. «День космонавтики»

1

4. «Аквариумные и пресноводные рыбы»

1

  

 

    апрель

1. «Орудия труда и инструменты»

1

2. «Цветы. Насекомые»

1

3. «Школьные принадлежности»

1

Диагностика к школе.

 

Октябрь

Занятие 1

Тема « Поздняя осень»

Цель: Развитие воображения, наблюдательности, внимания, мышления. Формирование произвольного поведения.

1. Приветствие

Дети здороваются друг с другом, называя друг друга уменьшительно ласкательными именами.

2. Дидактическое упражнение « Заколдованные фигуры»

Детям предлагается лист с геометрическими фигурами и дается задание: дорисовать каждую фигуру до целой картинки.

3. Пальчиковая гимнастика « Осень наступила»

Одновременно загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на каждый ударный слог.

Осень наступила, высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

4. Игра «Опиши предмет»

Психолог, а затем кто-то из детей, загадывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

5. Физкультминутка « Повторяй за мной»

Под любую считалку, ведущий ритмично выполняет простые движения, например: хлопает в ладоши, по коленям, кивает головой . Дети повторяют движения. Неожиданно для детей ведущий меняет движения, и тот, кто вовремя не заметил этого, выбывает из игры.

6. Упражнение « Отгадай загадки»

Детям загадываются загадки про осень.

7. Рефлексия.

Занятие 2

Тема: « Домашние животные и их детеныши»

Цель: Развитие мышления, внимания, мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие воображения, речи, обогащение словарного запаса.

1. Приветствие « Мне приятно сказать…»

2.Графический диктант « Котенок»

7 клеток вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 6 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 3 вниз, 4 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево.

3. Физкультминутка « Поднимайте плечики»

4. Игра « Какая бывает собака»

Попросить детей представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая шерсть, что она любит, какой у неё характер и т.д.

5. Упражнение « Закончи фразу»

Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям: Царевна ( лягушка, Несмеяна…); зубная (паста, боль..); детский (сад..); и т.д.

6.Рефлексия.

Занятие 3

Тема: « Периоды осени и их характерные особенности»

Цель: развивать зрительную и слуховую память. Развивать образно-логическое мышление и речь. Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие «Давайте поздороваемся»

2. Упражнение «Запомни предметы»

Детям предлагается запомнить несколько разных предметов.

3. Игра «Четвертый лишний»

Дети выбирают из четырех изображений один лишний.

4. Дид. игра «Времена года»

Дети рассматривают картинки, вспоминают времена года. Подробнее беседуют о периодах осени.

5. Графический диктант

6. Загадки про осень.

7. Рефлексия.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!