Регистрация

Занятие по развитию речи  в средней группе ДОУ «Широкая Масленица»

  • 13 сентября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


На всех этапах занятия ведётся работа по развитию речи: выработка навыков правильного звукопроизношения, работа над грамматическим строем речи, активный словарь детей обогащается новыми словами.

Одновременно дети знакомятся с русскими народными традициями проводов «Зимы» и встречи «Весны»; учат народные песни, заклички, игры, упражняются в изготовлении «блинов». Получают навыки общения в коллективе.

Тема: Широкая Масленица.

Цель: расширить знания детей о празднике Масленица, включить в активный словарь детей новые слова, вырабатывать навык определения места звука в слове.

Задачи: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи; развивать фонематический слух, воспитывать интерес к русским традициям;  познакомить детей с многозначными словами, их употреблением в речи, работать над звукопроизношением, развивать память, воспитывать уважение к традициям русского народа; вырабатывать навыки сочетания слов, развивать грамматический строй речи; воспитывать интерес к русским традициям.

Оборудование:  предметные картинки с многозначными словами,  предварительные работы детей,  картины природы весной, солнцеворот, цветные ленты, чучело Масленицы.

Предварительная работа: вырезание блинчиков, беседы о весне, о народных традициях, разучивание закличек, стихотворений.

Ход занятия

1. Вступительная беседа воспитателя.

  • Какое время года на улице?
  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Зима начинается или заканчивается?

– Когда заканчивается зима, все с нетерпением ждут весны, ждут теплого  солнышка и закликают к себе Масленицу.

Масленица Прасковея,
Приходи к нам поскорее! (дети повторяют хором с  воспитателем)

Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку – соловейку,
На денёчек, на недельку.

Заносят чучело  Масленицы.

2. Чтение стихов-закличек солнышка.

– Мы читали сказку про Масленицу. Какое доброе дело делала Масленица? (Помогала прийти солнышку, чтобы снег растаял).

– Мы с вами тоже вместе из ладошек нарисовали солнышко, но оно закрылось тучками. Мы прогоним тучки, если прочитаем стихи о солнышке. (С каждым стихотворением тучки убирают).

1 ребёнок:     Солнышко, солнышко,
                  Ты не спи за кручей!
                   Солнышко, солнышко,
                   Покажись нам лучше!

                   Из-за тучки появись!
                   Нам скорее улыбнись!
                   По тебе мы все скучаем!
                   Поскорее к нам явись! (Г. Лагздынь)

2 ребёнок:

                  Когда сверкает солнышко
                  В прозрачной высоте – 
                  Мы учимся у солнышка
                  Теплу и доброте.

3 ребёнок:

                  Мы знаем, будет солнышко
                  Для нас для всех сиять.
                  Как хорошо, что солнышко
                  Вернулось к нам опять!

4 ребёнок:

                  И если туча бурая
                  Закроет небосвод,
                  К нам настроенье хмурое,
                  Мы верим, не придёт.

5 ребёнок:

                  Мы знаем, будет солнышко
                  Для нас для всех сиять.
                  Как хорошо, что солнышко
                  Вернулось к нам опять!

3. Работа с многозначными словами.

– Что делала Масленица, чтобы снег быстрей растаял? (Раскидывала блины по дорожкам, чтобы появились проталины).

– Мы с вами испекли волшебных блинчиков, вот они какие красивые! (На блинчиках с обратной стороны картинки слов с многозначным значением).

  •    Лист    (с дерева, тетрадный)
  •    Кисть   (кисть руки, для рисования)
  •    Коса     (инструмент, коса у девочки)
  •    Замок  (строение, замок на двери)

4. Деление слова на слоги и определение места ударения в словах: весна, блины, песня.

Дидактическая игра: «Куда ударил молоточек?» (определить место ударения в слове)

5. Динамическое упражнение:

Солнышко, солнышко, золотое донышко (идут по кругу)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей (бегают по кругу),
Прилетело сто грачей, а сугробы тают, тают (присесть на корточки),
А цветочки подрастают (потянуться вверх)

6. Игра «Солнцеворот». Подобрать слова, противоположные по смыслу. 

– Мы сделаем солнышко с длинными лучиками, чтобы солнышко хорошо прогрело землю. Завязать ленты-лучики можно тому, кто подберёт слово противоположное по смыслу:

    открывать – (закрывать)
    поднимать – (опускать)
    встать – (лечь)
    мириться – (ссориться)
    снимать – (надевать)
    радоваться – (огорчаться)
    хмуриться – (улыбаться)

7. Звуковой анализ слова. Отгадывание загадки: 

Ни  в огне не горит,
Ни в  воде не тонет. (Лёд)

Определение места звука в слове в начале и в конце.

8. Хоровод «Мы блинов давно не ели…»

На Масленицу пекли блины и водили хороводы.

9.  Дидактическая игра «Какое слово спряталось?»

Спряталось слово, которое начинается на  МО… (мороженое, молоток, моток, МОЛОКО)

На МУ… (Мурка, мультик, мусор, МУКА)

Чтобы испечь блины, нужны молоко и мука.

10. Итог занятия.

Масленица готова была пожертвовать собой, поэтому на Масленицу все просят друг у друга прощения.

                         Как на Масляной  неделе
                         Из печи блины летели,
                         И сыр, и творог –
                         Всё летело за порог.
                         Весело было нам!
                         Достанется и вам!

Ребята, неделя Масленицы продолжается, а скоро всем детским садом мы будем провожать Масленицу. А сегодня занятие окончено.

Литература:

1. Развитие речи в детском саду: Средняя  группа. ФГОС.  Гербова В. В. Мозаика-Синтез, Москва,  2014 г.

2. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. Автор – составитель Стефанова Н.Л., издательство «Учитель», Волгоград, 2014г.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 10.01.2020 в 11:02

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!