Регистрация

«Методические рекомендации классным руководителям по проблеме профилактики суицидального поведения».

  • 17 июня 2019

Тема выступления: «Методические рекомендации классным руководителям по проблеме профилактики суицидального поведения» (Слайд №1)

Проблема суицида в последние годы стала более острой, и доказательством этому являются данные  по России за 2016 год: (Слайд №2)

  • Завершенные суициды произошли в возрасте 14,16, 17 лет – по 26,6 %, то есть ¾ от общего количества всех суицидов;

- 60% - произошли через повешение;

- 40% - через падение с высоты;

- 7% - причиной стали проблемы в школе;

- 40% - дети состояли на различных формах учета.

  • Суицидальные попытки:

- 55% - прошли медикаментозно;

- 45% - через порезы на теле.

(Слайд №3) Суицид это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл. Является одним их наиболее трагических видов общественного поведения.

Стоит отметить, что восприятие смерти ребенком, подростком и взрослым имеет существенные отличия. Если понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью, то для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но при этом они фактически отрицают ее для себя. Многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно шантажирующим поступком.

(Слайд №4) Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Попытка суицида – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации ребенок или подросток в действительности хочет лишь наладить отношения со значимыми для него людьми.

 (Слайд №5) При изучении суицидального поведения следует различать следующие его типы:

  • Демонстративное поведение - способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
  • Аффективное суицидальное поведение - при нем чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
  • Истинное суицидальное поведение - при нем чаще прибегают к повешению. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

 

 (Слайд №6) Чаще всего суицидам и суицидальным попыткам  подвержены:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • подростки – жертвы насилия.

(Слайд №8) Причин суицида существует множество, наиболее значимые из них:

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
  • Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
  • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
  • Несчастная любовь, одиночество.
  • Страх перед будущим.
  • Потеря смысла жизни.
  • (Слайд №9) Воздействие искусства. Подражание кумирам. В Челябинске 15– летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...
  • Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания – напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее – странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

По данным статистики наибольшее количество самоубийств совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае), а «возрастной» пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. Суицидальные намерения и попытки более распространены среди девочек, в то время как завершенные суициды характерны для мальчиков. Юноши в возрасте о 15 до 19 лет заканчивают жизнь самоубийством в пять раз чаще. Около 92% детей и подростков, совершивших самоубийство, ранее не попадали в поле зрения психиатра.

 (Слайд №10) Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает:

  • В вечернее, ночное и утреннее время, когда человек предоставлен сам себе, остается со своими мыслями и переживаниями наедине;
  • В период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами);
  • В условиях тяжелой моральной психологической обстановки.

Что делать классному руководителю, чтобы предотвратить суицидальное поведение подростков?

Так как, большую часть времени дети и подростки проводят в учебных заведениях, поэтому образовательная среда должна быть психологически безопасным воспитательным пространством. Именно педагоги могут первыми услышать тревожные «звонки», сигнализирующие о наличии проблем у конкретного ребенка.

 

 (Слайд №11) Содержание деятельности классного руководителя по профилактике суицидального поведения подростков:

  • Выявление подростков «группы риска» и оказание им морально-психологической поддержки в процессе индивидуальной работы.
  • Групповая профилактическая работа с подростками через систему классных часов или иных мероприятий.

 (Слайд №12) Что же делать классному руководителю, если он отметил у себя в классе подростка, в отношении которого  появилось подозрение, что он относится к «группе риска» по суициду?

  • Побеседовать с подростком, найдя для этого относительно нейтральный повод, например,о результатах учебы по какому-либо предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо проблем.
  • Крайне осторожно переговорить с его друзьями и другими одноклассниками, не раскрывая им цель разговора и не показывая явный интерес к его поведению.
  • Пообщаться с другими педагогами, работающими с эти классом, обсудив его успехи, проблемы и поведение.
  • Побывать в семье подростка для того чтобы оценить состояние семейной атмосферы, наличие конфликтов, переговорив с родителями и близкими.

Все указанные действия необходимо проводить очень осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения были обоснованными,  то слухи о ваших разговорах  могут спровоцировать свершение суицида, если необоснованными, то нежелательные для вас последствия.

Если вы укрепились  в своих подозрениях необходимо сообщить о своих подозрениях директору лицея, а также обратиться в социально-психологическую службу лицея.

 (Слайд №13) Для того чтобы организовать  профилактическую работу с подростком «группы риска» по суициду необходимо:

  • Разработать индивидуальный план работы с подростком;
  • Определить этапы работы ответственного лица с подростком.

При проведение профилактических мероприятий (классных часов) – разговаривать о жизни!

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, в спокойном, доброжелательном тоне общения.

 (Слайд №14) Для предотвращения суицидов для детей учителя могут сделать следующее:

  • Вселять в детей уверенность в свои силы и возможности;
  • Внушать оптимизм и надежду;
  • Проявлять сочувствие и понимание;
  • Осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Все это позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

 (Слайд №15) Помните, чужих детей не бывает!

Формы профилактики подростковой суицидальности:

 

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого учителя.
  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода.
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
  • Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
  • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
  • Предоставление информации учащимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов (плакаты, буклеты)

 

 

едсовет

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!