Регистрация

Организация центра занимательной математики в группе

  • 3 сентября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс «Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»


Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». 

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Поэтому для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством развивающих  игр».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием развивающих игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

В соответствии с ФГОС моя задача развивать в детях творческую познавательную активность. Условием успешной реализации этой задачи является организация предметно-развивающей среды в старшей группе. Развивающая среда в соответствии с ФГОС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и конечно безопасной.

Развивающую среду в нашей группе стараюсь организовать таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для математической деятельности ребёнка я создала такие условия, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом.

Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.

Цель: организация работы по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием развивающих игр.

При создании математического уголка для детей старшей группы, я решала следующие задачи:

  1. Целенаправленно формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности.
  2. Развивать качества и свойства личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
  3. Воспитывать у детей потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

При создании математического уголка я постаралась наглядно отразить те направления ФЭМП (знакомство с величиной, количеством, ориентировка в пространстве, временем, формой) через использование тематических кукол. По направлениям подобраны и дидактические игры.

Например, на количество: н/игра «Изучаем счет», д/и «Считалочка с Маугли», «Арифметика», «Считалочка негритят»,»Мои первые цифры», «Занимательные цифры», «Веселые цифры», «Математические кубики», «Найди соседа»,»Математика», «Поиграем-посчитаем», «Математическое лото», «Лото-цифры», «Накорми рыбку», «Числовые домики», картинки «Составь задачу», домино.

На величину: «Шары», «Елочки», «Палочки в ряд», «Кто скорее свернет ленту», «Сложи дощечки», картинки «Величина предметов».

На форму: «Геометрические формы», «Цвет и форма», Лото «Цвета и фигуры», «Хитрые предметы», «Закончи ряд», «Собери фигуры», «Четвертый лишний», «Веселая логика», «Логическое домино», домино «Учим форму и цвет», чудесный мешочек.

На время: «Части суток», «Время», «Первые часы», Времена года», модели «Части суток» и «Дни недели».

На ориентировку в пространстве: «Расскажи про свой узор», «Найди парную картинку», «Солнышко», «Папки дошкольника: «Ориентировка в пространстве», «Лабиринт», «Ориентировка по клеткам».

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат, головоломки; логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

Организуя уголок занимательной математики, исхожу из принципов доступности игр детям в данный момент, помещаю в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Кубики для всех»: «Уникуб», «Кубики Никитина», вкладыши Монтессори, Квадрат Никитина, точечки Никитина, Геометрический планшет, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.

Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.

В нашей группе создан центр по ФЭМП «Конструкторское бюро», который включает в себя:

  • наборы счётных материалов и веер цифр на каждого ребёнка,
  • наборы объёмных геометрических фигур разных по размеру (крупный деревянный конструктор «Поликарпова», мелкий цветной деревянный конструктор,
  • занимательные и познавательные дидактические игры,
  • многофункциональные развивающие пособия «Часики», «Паровозик из Ромашково», панно «Путешествие по времени», математический планшет «Геометрик»,
  • часы: с циферблатом и песочные,
  • различные игрушки со шнуровками и застёжками «Черепаха»,
  • цветные скрепки.

В группе дети играют в «Магазин» с использованием монет на закрепление знаний о монетах с номиналом 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет); в «Парикмахерскую», в которой девочки измеряют ленточки по длине, (на закрепление умения измерять ширину, высоту предметов, то есть отрезков прямых линий); в «Кухню» на закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры).

Таким образом, наша предметно-развивающая среда в группе способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества. Даёт возможность нам педагогам осуществлять личностно-ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагога и детей.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!