Регистрация

Конспект индивидуального занятия для детей с ЗПР по теме: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.

  • 16 января 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»


Тема: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: автоматизировать поставленный звук, находящийся в разных позициях в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • автоматизировать звук [Ч] в начале, середине, в конце слова;
  • упражнять в подборе слов-антонимов;
  • формировать окончания существительных во множественном числе именительного падежа;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, зрительное и  фонематическое восприятие;
  •  развивать физиологическое  и речевое дыхание;
  •  развивать тонкую моторику пальцев рук;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать темпо-ритмическую координацию, просодическую сторону речи;
  • активизировать биологически активные зоны;
  •  обогащать активный словарь;
  • закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях;
  • развивать связную, грамматически правильную речь.

Коррекционно-воспитательная: развивать партнёрские отношения между ребёнком и учителем-логопедом; формировать предпосылки учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии: создать атмосферу успешности, эмоционального благополучия для воспитанника; предупреждать утомляемость ребенка.

Дидактический материал. Игрушка «Чебурашка», карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, бельевая прищепка, пособие «Поезд» (начало, середина, конец), дыхательное пособие «Сдуй бабочку с цветка»,  предметные картинки на звук [Ч] (в начале, середине, конце слова).

Ход занятия

Организационный момент.

К нам сегодня заехал в гости Чебурашка. А на чем он путешествует, тебе нужно отгадать.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (Поезд)

Правильно. Чебурашка путешествует на поезде. Поезд сегодня  хочет вместе с тобой попутешествовать и показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай с тобой отправимся в путешествие вместе с Чебурашкой.

Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

По маршруту нашего поезда встречаются очень интересные места. Вот, например, «Чудесная звуковая полянка»- здесь мы остановимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку.

  • "Улыбка"
  • "Хоботок"
  • "Грибок"
  • "Гармошка"
  • “Вкусное варенье”

Автоматизация звука [ч] изолированно.

Мы хорошо размяли язычок и нам пора отправляться в путь. Скажи, какой первый звук в слове «Чебурашка»?([ч]). Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука [ч] округлены и немного выдвинуты вперед.

Автоматизация звука [ч] в слогах.

А ты слышишь, как стучат колеса нашего поезда? Давай послушаем и повторим за ними:

Звуковые цепочки (произносятся разной силой голоса):

ЧА-ЧА-ЧО              ЧА-ЧА-ЧИ              АЧ-АЧ-ОЧ

ЧО-ЧИ-ЧО               ЧИ-ЧИ-ЧЕ              ОЧ-ОЧ-ЕЧ

ЧИ-ЧУ-ЧУ               ЧЕ-ЧЕ-ЧО              ИЧ-ИЧ-АЧ

ЧУ-ЧА-ЧА               ЧО-ЧО-ЧУ             УЧ-УЧ-ИЧ

ЧЕ-ЧЕ-ЧИ                ЧУ-ЧУ-ЧА             ЕЧ-ЕЧ-УЧ

Дыхательная гимнастика.

Вот мы добрались и до следующей станции, которая называется «Цветочная поляна». Посмотри сколько на этой станции красивых цветов. А кто сидит на цветах? (Бабочки и пчелы). Давай подуем на бабочку, чтобы она улетела с цветка.

Вдыхаем воздух через нос, щеки не надуваем, плавно выдыхаем через рот.

Цветочки эти непростые, посмотри они с картинками. Давай поиграем в игру «Один – много» (картинки мяч-мячи, ключ-ключи, бабочка-бабочки, черепаха-черепахи). Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Нам пора ехать дальше.

Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия

5.1. Определение наличия звука [ч] в слове

Наш поезд в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проводникам проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные - подождут следующего поезда.

5.2. Определение места звука [ч] в слове

Билеты проверены, теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек, чайник, чашка, чемодан; врач, грач, мяч, ключ, меч, печь; мальчик, девочка, очки, бабочка, одуванчик, качели)

Скажи, кто у Чебурашки друг? Конечно, крокодил Гена. А я знаю массаж пальчиков под названием «Крокодил».

Массаж пальцев «Крокодил», активизация биологически активных зон.

Берем не слишком тугую прищепку. Это-крокодил. Пальчики ребенка – непослушные ножки, которые бегут купаться в опасную реку. Логопед прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда,
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости
На брюшке средь камышей.
Лапки врозь, дугою хвостик
И улыбка до ушей.

Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Скажи ласково» (с мячом).

Чебурашка хочет говорить у Гены только добрые, ласковые слова.  Давай поможем Чебурашке. Я буду называть слова, а ты изменяй их так, чтобы они звучали ласково. При этом будем бросать мяч друг другу.

Слова: диван, шкаф, стул, лампа, собака, кошка, мама, папа, сын, заяц, птенец, шапка, крошка, огурец, внук.

Подбор слов-антонимов.

Давай познакомимся поближе с некоторыми из пассажиров:

  • Чайка не черная, а …(белая)
  • Черепаха не быстрая, а … (медленная)
  • Человек не худой, а … (толстый)
  • Врач не злой, а … (добрый)
  • Грач не белый, а …(черный)
  • Мяч не большой, а … (маленький)
  •  Мальчик не старый, а … (молодой)
  • Девочка не грустная, а … (веселая)
  • Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие разные пассажиры едут сегодня в нашем поезде.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся. Чебурашка тоже поедет дальше к своему другу крокодилу Гене.

Паровозик чух – чух – чух,
Мчит по рельсам во весь дух,
Пассажиров он  везет,
Чух – чух- чух, он им поет.
Уместил всех паровоз,
Нас с тобой в наш сад привез,
А теперь он отдыхает,
От усталости вздыхает
Паровозик чух- чух-чух
Набирает новый  дух.

Подведение итогов, рефлексия.

  1. Тебе понравилось наше путешествие?
  2. О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?
  3. Какой звук ты сегодня старался произносить правильно в слогах, словах и фразах? ([ч]). Правильно. Чебурашка благодарит тебя за это, за такое замечательное путешествие, и за игры, и за ласковые слова. На прощание он дарит тебе бабочку, которую нужно заштриховать и пчелу с полянки, где много красивых цветов.

Литература:

1. Автор-составитель А.Ф.Рыбина Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Изд.2-е.- Волгоград: Учи­тель,2011.-110с.:ил.
2. Автор-составитель С.И.Токарева Коррекция речевых нарушений у детей 5-7лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И. Токарева.- Волгоград: Учитель,2012.-171с.
3. Автор-составитель О.В.Тырышкина Индивидуальные логопедиче­ские занятия. Старший дошкольный возраст/авт.-сост.О.В.Тырышкина.-Вол­гоград: Учитель,2012.-239с.
4. Давыдова Г.В. Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи/Г.В.Давыдова.-Изд.4-е,стер.-Ростов н/Д: Феникс,2013.-75с.- (Сердце от­даю детям).
5.Крупенчук О.И. Пальчиковые иры.-СПб.: Издательский дом «Ли­тера», 2012.-32с.:ил.-(Серия «Уроки логопеда»).
6.Скворцова И. Логопедические игры.-М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.-48с.- (Серия «Программы развития и обучения дошкольника»).
7.Составитель Епифанова О.В. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/сост. О.В.Епифанова .- Волгоград: Учитель,2011.-179.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Иванова Евгения Владимировна 16.01.2019 в 19:09

Подробный, обстоятельный материал, содержит много примеров, доступных для детского восприятия. Спасибо автору.

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 10:16

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!