Регистрация

Проектно-исследовательская работа «Весеннее равноденствие — торжество солнца и тепла»

  • 24 апреля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Проектная деятельность детей в учреждении дополнительного образования»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ординская детская школа искусств»

Проектно-исследовательская работа

ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ – ТОРЖЕСТВО СОЛНЦА И ТЕПЛА

Выполнила: ученица 7 класса Сазыкина Виктория.

Руководитель: преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО Ситникова Ульяна Сергеевна.

Орда, 2017 

Оглавление

1. Теоретическая часть:

1.1. Народный календарь

1.2. Весеннее равноденствие

2. Практическая часть:

2.1. Проведение праздника «Жаворонки»

     Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

Современные дети, те, которым суждено жить и развиваться в стремительно изменяющемся мире XXI века, в мире, где большинство информации мы  получаем посредством компьютеров, интернета, мы часто забываем, что жизнь не всегда была такой.

Мы забываем свои истоки, историю своего народа, своей страны, свои традиции и культуру. Этот факт вызывает волнение и тревогу, ведь пройдет совсем немного времени и, если не менять свое отношение к истории и традициям, можно совсем утратить эти знания. Может оказаться, что следующие поколения не будут совершенно ничего знать о своих корнях и обычаях, которые раньше неразрывно были связаны с жизнью человека.

Жизнь русских людей раньше проходила в соответствии с народным календарем, который представлял собой собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день. С помощью этого календаря и организовывалась повседневная жизнь крестьян в течение года.

Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Солнце всегда почитали и наделяли фантастическими возможностями. Люди верили, что солнце, предвидя несчастные события, даёт знать о них людям и останавливается на пути или скрывается в тучах.

Праздник весеннего равноденствия – это время, когда мир будто замирает. После долгого периода зимнего затишья, солнце вновь пробуждается после долгого сна и обращает свой взор на людей. Начиная с весеннего равноденствия, день становился равным ночи, а позже — больше её. Такое развитие событий показывали нашим предкам, что зима с её метелями и жгучим морозом навсегда оставила замерзших людей.

Цель моей работы – изучение традиции праздника весеннего равноденствия и исследование вопроса о современном понимании этого праздника.

Для выполнения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

  •   Подготовить и провести опрос учащихся школы по теме;
  •   Проанализировать результаты опроса учащихся школы;
  •   Познакомиться с понятием «народный календарь»;
  •   Изучить источники и выявить особенности празднования весеннего равноденствия;
  •   Разработать и провести праздник «Жаворонки» для учащихся младших классов ДШИ.

В своей работе я использовала следующие методы:

  •   Изучение и использование информационных источников;
  •   Социологический опрос;
  •   Анализ;
  •   Обобщение;
  •   Поиск информации в Интернете.

1. 1. Народный календарь

Календарь (от латинского Calendae – первый день месяца у римлян) – система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных светил. Первоначально счет времени велся по сезонам. Позднее славяне перешли к лунно-солнечному календарю, а в X веке, вместе с христианством был принят юлианский календарь, введенный в римской империи императором Юлием Цезарем. Новый год стали отмечать 1 марта и так продолжалось до 1492 года, когда в соответствии с церковной традицией начало года было перенесено на 1 сентября. Во времена правления Петра I начало нового года вновь было перенесено, теперь год начинался с 1 января. А в 1918 году была проведена реформа и принят новый календарь – григорианский, по которому европейские страны жили с 1582 года.

С развитием календарной системы, изменялись и календарные праздники. Самыми древними праздниками на Руси являлись праздники земледельческого календаря славянских племен. Данные праздники, как результат наблюдения человека за природными циклами, формировались вокруг дней зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Древние праздники основывались на языческих представлениях об окружающем мире и имели магическую направленность, конечную цель которого представляло человеческое здоровье и благополучие.

После принятия христианства у славян стали устанавливаться православные праздники, которые получили всеобщее признание только к XVII веку. Позднее стали проникать праздники европейской культуры и их обычаи.

К концу XIX века все эти праздники составляли единый праздничный цикл традиционного календаря, где все элементы переплетались между собой.

Вся жизнь русских крестьян издавна была связана с круговоротом явлений природы. На этой основе и возник народный календарь и сопровождавшие его обряды, обычаи и празднества.

Народный календарь – это закрепленный по дням годовой круг событий, крестьянского труда, семейного и мирского быта, обычаев и обрядов, явлений природы и суеверий и т.д.

В годовом круговороте этого календаря наблюдалась определенная закономерность и связь календарных циклов с производственной деятельностью в поле и дома.

На Руси народный календарь назывался «месяцеслов». Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои народные праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные народные приметы и явления. Цикличность в народном календаре напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов, зима – время мудрости и покоя.

В народном календаре месяцеслове одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. В связи с этим сформировался народный календарь, в котором практически не было дней безымянных, не отмеченных. Каждый день народного календаря был особым, имел своепредназначение.

Неотъемлемая часть народного календаря – аграрные праздники, обряды, обычаи, приметы, ими отмечались все трудовые циклы – пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота. Народный календарь отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь вполне может служить энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями.

Пахари и охотники составляли особые устные народные календари – месяцесловы. В них входили наблюдения за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений, устанавливались связи между ними. На основе их вырабатывались хозяйственные советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия народных примет, в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений. По мере расширения хозяйственного кругозора человека календарь пополнялся новыми приметами, данными и выводами.

1. 2. Весеннее равноденствие

Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь!

В преддверии дня весеннего равноденствия, этого астрономического начала весны (21-22 марта) в народе уже ощущали оживление природы. Именно поэтому древнерусское название месяца марта было – протальник, солнечный протальник.

Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать исконно-русские названия первого месяца весны – солнцегрей, протальник, водотек, капельник, грачевник – и отражали они природные явления этого времени года – затяжную борьбу тепла и холода. Проводя праздники весны, совершая обряды, русские люди всегда вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря в то, что помогают ему разогреться в полную силу.

В этих магических действиях, с первых дней весны обязательное участие принимали дети. Они зазывали, закликали радостное время года песенками, стихами-закличками, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу.

В русской народной устной словесности сохранилось множество строк, песенок-приговорок, посвященных весне, например:

Весна-красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Ржаном колесочке!

Весна-красна! Что ты нам принесла?

Красное летечко!

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок. Этот деньв народе называют также день Сорока мучеников, или «Сороки» по истории о 40 мучениках севастийских, пострадавших за христианскую веру.

А  чтобы  ускорить  прилет пернатых,  нужно  было  сделать  игрушечных  жаворонков,  куликов,  журавликов.  Ими  приманивали  живых  птичек,  поднимая  их  высоко  на  длинных  прутиках, для этого даже залазили  на  крыши  домов.  Прутики  раскручивали,  будто  птички  летят.  Подражали птичьим  голосам  при  помощи  свистулек  сделанных  из  глины.  Как  казалось  нашим предкам,  если показать  настоящим  птицам  их  изображениям,  да  еще  посвистеть  по-птичьи,  то  они скорее  прилетят  в  эти  края  и  скорее  придет  весна. Сидя на солнечных пригорках, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки, дети весело распевали весенние заклички:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

В некоторых деревнях сохранилась традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее. Девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом нашу землю. Если этот ритуал соблюсти, то зима непременно убежит, и мир наполнится светлыми духами, которые обязательно проложат весне дорогу, чтобы она спокойно могла вступить в свои законные права.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки иотдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик.Для этого в одно из печений запекалась монета или какой-то еще отличительный знак. Мужчины вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Люди верили, что весна непременно увидит такое чудо и обязательно прилетит к нам, прогонит надоевшую зиму и вступит в свои права. Дерево проносят по деревне и устанавливают в том месте, где решили накликать весну. Вокруг дерева водят хороводы, поют песни о весне.

2.1. Проведение праздника «Жаворонки»

Изучив источники и выявив основные традиции празднования дня весеннего равноденствия, мы разработали сценарий праздника «Жаворонки», который провели 22 марта с учащимися 1-4 классов музыкального отделения Ординской детской школы искусств.

В сценарии праздника мы учитывали традиции и обычаи, о которых узнали, изучая литературу по теме. Игры, песни, обряды были выбраны не случайно – каждая игра имеет определенное символическое значение, например, игра «Ручеек» – символ постоянного движения, развития, ну и, конечно же, ручей – это явление природы, характерное для весны.

Целью праздника мы поставили – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

  • познакомить учащихся с историей праздника Весеннего равноденствия;
  • расширить кругозор детей  о жизни,  традициях  и праздниках  родного народа;
  • воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию. 

Выводы

Весна в представлении наших предков была началом нового, светлого этапа жизни. После долгой зимы наступало, наконец, теплое время года. Именно поэтому, встречу весны, а также прилет птиц и день весеннего равноденствия люди, а особенно дети, очень любили и весело отмечали.

В процессе работы над проектом, я изучила и тщательно проработала источники, на основе которых я сделала выводы о традициях празднования праздника весеннего равноденствия. Полученные мной знания я смогла применить на практике – участвовала в разработке и проведении праздника «Жаворонки» для учащихся нашей школы.

Считаю, что современные дети должны знать не только о существовании такого праздника, который пришел к нам от наших предков, но и узнавали больше об особенностях его празднования, о приметах, связанных с этим днем и, вообще интересовались историей своего народа и его традиций.

Хотелось бы, чтобы этот праздник в нашей школе стал традиционным и проводился каждый год.

Список литературы

  1. Аверина Т.В. Детские игры и загадки народов Поволжья. – Самара: СИПКРО, 1994. – 57с.
  2. Камаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники. – М.: Лайда, 1994. – 33с.
  3. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. – М.: Информпресс-94, 1998. – 293с.
  4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 144с.
  5. Пушкина С.И. Репертуар детского фольклорного коллектива. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. – 96с., нот.

Приложение

Сценарий праздника «Жаворонки»

Ход праздника:

Участницы народного ансамбля входят в зал, исполняя весенние заклички, в руках у них бумажные птички на прутиках:

Подай, Боже, ключик, подай, Боже, ключик!

Зиму замыкати, зиму замыкати,

Весну отомкнути, весну отомкнути.

Зима на возочке, зима на возочке,

Весна на челночке, весна на челночке,

А лето в карете, а лето в карете!

Ой, кулики-жаворонушки,

Прилетите к нам в одонушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Кулик-кулик, запирай зиму,

Отпирай весну, тепло летечко! У-у-у...

  • Ребята, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.
  • А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит? – (потому что наступила весна! – ответы детей);
  • Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? – (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный – ответы детей);
  • А какой месяц сейчас идёт? – (наступил март месяц – ответы детей);
  • Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март-капельник и зима заплакала». В марте есть один особенный день. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.             
  • Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.

Считается, что в день весеннего равноденствия энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром.

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок, поэтому и праздник называется «Жаворонки». Этот деньв народе называют также день Сорока мучеников севастийских, или «Сороки».

  • С первыми  приметами  оттепели,  крестьяне зазывали кликами,  весну к себе в гости. У ребят была забота приготовиться к прилету птиц: построить скворечники.  А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно  было  сделать  игрушечных  жаворонков,  куликов,  журавликов.  Ими  приманивали  живых  птичек,  поднимая  их  высоко  на  длинных  прутиках  (залазили  на  крыши  домов).  Прутики  раскручивали,  будто  птички  летят.  Подражали птичьим  голосам  при  помощи  свистулек  сделанных  из  глины.  Как  казалось  нашим предкам, если показать  настоящим  птицам  их  изображениям,  да  еще  посвистеть по-птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее придет весна.  

Девочки поют заклички:

Жаворонушки, уж вы, матушки,

Прилетите к нам, принесите нам –

Весну-красну на сохе, на бороне,

На ржаном калаче!

Жаворонушки,

Уж вы матушки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну красную,

Лето теплое.

Нам зима надоела –

Весь хлеб переела!

Виктория: У русского народа существовало множество примет, связанных с праздником весеннего равноденствия, например:

  • Праздник проводили как можно веселей, так как верили, что чем радостнее проведут этот день, тем более щедрой и благосклонной будет природа;
  • В этот день нельзя было думать о плохом, так как считалось, что это сбудется;
  • Считалось, что желание, загаданное в этот день обязательно сбудется; Если после этого дня морозы продлятся еще 40 дней, то лето будет теплое;
  • Зима кончается, весна начинается; Увидел скворца – весна у крыльца;
  • Сколько проталинков, столько и жаворонков.

Виктория: Ну, что ж, ребята, раз нужно веселиться, чтобы помочь весне вступить в свои права, предлагаем вам с нами поиграть.

Игра «Идет матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

Игра «Перепрыгни ручей»

Дети приходили на берег ручейка (отметить лентами или куском ткани) и встают вдоль берега в затылок друг другу. Поют песенку:

Побежал родничок,

Золотой рожок!

Побежал ключевой,

Побежал снеговой,

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам!

У-ух!

На слове «У-ух!» дети перепрыгивают через ручей боком. Вернее, пытаются перепрыгнуть, ведь соседи стараются друг другу помешать. Кто оказался на другом берегу – молодец, а кто промочил ноги – проиграл.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» – это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Дети становятся парами, берутся за руки и поднимают  их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий входит  в ручеёк и берет себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.

Игра «Протекала речка»

Девочки поют песню, а дети во время каждого куплета придумывают разные движения. Некоторые, взявшись за руки, кружатся в разные стороны, другие играют в «Ладушки», третьи образуют воротца, в которые проходят дети.

При окрике водящей «Все замри!» все останавливаются внезапно в разных позах. Кто пошевелился – выбывает из игры и отходит в сторону. Игра продолжается.

Протекала речка, а над речкой мост,

На мосту овечка, у овечки хвост.

Припев: Эх, раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь,

Семь-шесть-пять-четыре-три… Все замри!

Высохла та речка, обвалился мост,

Умерла овечка, отвалился хвост.

Припев.

Мы идем над речкой, не видать моста,

Не видать овечки и ее хвоста.

Припев.

Оросили речку, выстроили мост,

Ожила овечка, ей пришили хвост.

Припев.

Игра «Дударь»

Дети идут по кругу и поют песню, в центре круга водящий – дударь.

Дударь, дударь, дударище,

Старый-старый старичище.

Его под колоду,

Его под кривую,

Его под гнилую.

Дударь, дударь, что болит?

Водящий – дударь показывает, что у него болит, дети в круге берутся за это место у соседа справа и идут снова петь песню.

В конце игры дударь говорит: «Здоров дударь», и выбирается следующий водящий.

В конце праздника детям раздаются выпеченные жаворонки.

TEXT.RU - 37.96%

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Рябцева Светлана Игоревна, редактор портала «О детстве» 25.04.2017 в 11:45

Здравствуйте, Ульяна Сергеевна. Рекомендую вставить на конкурсную страницу Приложение с фото или несколько качественных фотографий, демонстрирующих процесс работы. В этом случае публикация будет оценена выше.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!