Регистрация

Проект «Живые цифры»

  • 12 марта 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»


Проект «Живые цифры» — это не просто ознакомление дошкольников с стихами, загадками, интересными факторами о цифрах от 0 до 9 в ходе посещения библиотеки и выполнение цифр с помощью аппликации из различных материалов.

Это результат поиска и размышлений меня, как воспитателя, пытающегося сделать обучение детей более светлым, интересным и радостным. Это попытка приподнять «потолок» элементарных математических представлений дошкольника и пошире открыть цветную гармонию звуков его неповторимой личности.

Название проекта. Живые цифры.

Актуальность. Дошкольное образование  в условиях ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие активной, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности воспитанника. И в этом многогранном процессе становления особую роль играет математика.

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Основу из основ математики составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, система учебных  программ математического образования в ДОУ должна обеспечить необходимые условия, прежде всего, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Поэтому одной из основных задач воспитателя  является поиск средств и форм  для организации деятельности по формированию элементарных математических представлений, которые будут, не только интересны детям, но и соответствовать специфике детского мышления, позволяющие актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону глубины и насыщенности. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и научными публикациями, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.

Использование произведений художественной литературы, стихов, загадок, а также научных интересных фактов о цифрах в процессе обучения математике позволяет педагогу основной акцент сделать не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Но подбор произведений художественной и научной литературы для воспитателя является трудоемким и требует много времени, поэтому целесообразно в данной работе сотрудничество с  одним из основных социальных партнеров ДОУ – библиотекой, сотрудники которой профессионально работают с библиотечным фондом и помогут в поиске нужных книг.

 Кроме того, согласно ФГОС ДО дошкольника важно приобщать к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки взаимодействия с другими людьми,  что прекрасно может быть реализовано при посещении ребенком вместе с родителями библиотеки.

А с помощью средств продуктивной деятельности дети смогут изобразить полученные от литературных произведений  впечатления, закрепить свои исследовательские навыки и развить мелкую моторику.

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий.

Сроки проведения: среднесрочный (1,5 месяца).

Исполнители проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель Елагина И.И., сотрудники Межпоселенческой районной библиотеки Родина Т.А., Семенова Т.В., Вожжова С.Г., родители воспитанников.

Проблема: Возможно ли успешное усвоение элементарных математических представлений о числе и цифре посредством обращения к художественной и научной литературе и отражении  дощкольниками приобретенных ими знаний в творческой продуктивной деятельности?

Гипотеза: Осознанное усвоение дошкольником элементарных математических представлений о цифрах и числах обеспечивается за счет приобретения знаний об использовании их в разных жизненных ситуациях и сравнительном анализе с различными предметами, а также реализации своих представлений в продуктивной деятельности.

Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

  • повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;
  • выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания математические символы – цифры в окружающем нас мире;
  • обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;
  • содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивающие:

  • развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;
  • развитие мелкой моторики  при выполнении аппликаций из различных материалов;
  • развитие пространственного мышления и воображения;
  • развитие взаимодействия дошкольного учреждения с межпоселенческой районной библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.

Воспитательные:

  • воспитание любви к литературе;
  • воспитание умения работать в коллективе.

Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Основными методами исследования стали анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение, анализ, подбор художественной и энциклопедической литературы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (деятельностный).

3 этап – заключительный (обобщающий).

Содержание проекта.

1 этап – подготовительный.

На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, выполнены презентации по теме проекта, подготовлена и доведена до сведения родителей необходимая информация о цели проекта и способах его реализации, а также установлен контакт с сотрудниками межпоселенческой районной библиотеки с объяснением цели и задач совместной с воспитателем работы.

В основе беседы со старшими дошкольниками стоял главный вопрос: «На что похожа цифра?», на который ребята давали разнообразные ответы. Данные опроса учитывались мною при организации продуктивной деятельности по проекту: «цифра 1» -  подъемный кран (60%),  палка (20%), копье (20%) «цифра 2» - лебедь (100%), «цифра 3» - месяц (60%), змея (40%), «цифра 4» - кактус (60%), перевернутый стул (40%), «цифра 5» - парус (80%),  надкусанное яблоко (20%), «цифра 6» - облако с солнышком (60%), замок (40%), «цифра 7» - флаг (80%), коса (20%), «цифра 8» - неваляшка (80%), матрешка (20%), «цифра 9» - рыбка (60%), «цифра 0» - спасательный круг (60%), бублик (20%), облако (20%).

А с помощью анкетирования  родителей старших воспитанников  выяснила, что родители поддерживают проведение математического проекта в сотрудничестве с библиотекой и готовы оказать посильную помощь в его реализации. Кроме того, определила, что отвечают родители на вопрос проекта: «На что похожа цифра?» и какие интересные факты о цифрах в окружающем мире они знают, и рассказывали ли они о них своим детям.

Данные анкетирования учитывались мною при подготовке консультации для родителей.

Сотрудниками библиотеки, были подобраны и подготовлены книги по теме проекта, содержащие стихи, загадки, сказки, содержащие цифры, а также подобран большой энциклопедический материал с интересными фактами о цифрах в мире животных, техники, природы и других областях.

2 этап – основной.

Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Мною, совместно с родителями воспитанников были организованы четыре посещения межпоселенческой районной библиотеки, которые проходили с целью: ознакомления детей с художественной и научной, энциклопедической литературой по теме проекта и приобретения детьми новых знаний о цифрах и явлениях окружающего мира, содержащих интересные факты о них, и способствующих развитию познавательного интереса в обучении элементарным математических представлениям, а также освоения детьми правил посещения библиотеки.

В ходе первой экскурсии в библиотеку ребят ознакомили с правилами поведения в библиотеке и правилами пользования библиотечным фондом. И все ребята, последовав положительному примеру их родителей, стали читателями районной библиотеки.

Второе посещение библиотеки проходило в читальном зале, где дошкольники познакомились с литературой о цифрах, подобранной для них библиотекарями Родиной Т. А. и  Вожжовой С.Г. (стихами, загадками, сказками, рассказами и другими произведениями).  В ходе третьего посещения ребята с помощью сотрудника библиотеки Семеновой Т.В. изучали энциклопедический материал, находя в нем интересные факты о цифрах. Так, например, вот сколько интересного мы узнали о цифре 2 в природе:   2 метра в секунду - с такой скоростью передвигается крот в норе, 2 миллиона цветков облетает пчела, чтобы собрать нектара на 1 килограмм меда, 2 года без еды может обходится тарантул, 2 метра - с такой высоты падает при рождении детеныш жирафа, 2 минуты потребуется бобру, чтобы свалить дерево, десяти сантиметров толщины и 2 желудка у пчелы.

В следующий раз в читальном зале Межпоселенческой библиотеки на большом экране ребятам показали красочную, познавательную презентацию, в которой были подобраны картинки, а также собран интересный информативный материал, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста  на тему «Цифры вокруг нас».

Основной этап работы над проектом продолжался со старшими дошкольниками и непосредственно в групповом помещении, где мы вместе с ребятами выполнили аппликации из различных материалов, целью которых было передача в изображаемом предмете окружающей среды, животном особенностей формы цифры.

На мой взгляд, использование продуктивной деятельности в реализации математического проекта, имеет большое значение в решении задач познавательного развития дошкольника. Действительно, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Кроме того, при выполнении аппликаций по теме проекта дошкольники использовали различные виды материалов, а также разные нетрадиционные техники выполнения: накладная аппликация, модульная аппликация, торцевание, коллаж, аппликация из салфеток, аппликация из ткани, аппликация из бисера, аппликация из засушенных листьев.

Реализация проекта была бы невозможной без поддержки и совместной работы с родителями воспитанников, которые организовали поездки в библиотеку, активно участвовали в анкетировании и создании презентации «Веселые цифры», содержащей собранные родителями вместе с детьми стихи о цифрах, загадки, а также ассоциативные с определенной цифрой картинки предметов или объектов окружающей среды.

3 этап – заключительный.

На заключительном этапе реализации проекта был оформлен альбом «Живая цифра», содержащий аппликации дошкольников. Организовано совместное с детьми родительское собрание, целью которого стало обобщение результатов проекта: обсуждение впечатлений о посещении библиотеки воспитанниками, показ презентации «Веселые цифры».

Ожидаемые результаты: предполагается, что организованная в ходе реализации проекта работа по формированию элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями будет способствовать:

  • повышению уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста,
  • выработке интереса к самому процессу познания математики посредством ознакомления с художественной и энциклопедической литературой, содержащей информацию о цифрах и числах,
  • стремлению дошкольников к самостоятельному поиску способов решения познавательных задач,
  • активизации интереса детей и родителей к использованию художественной и научной литературы в формировании элементарных математических представлений,
  • осознанию родителями важности взаимодействия с различными социальными партнерами ДОУ  для расширения кругозора и знаний детей.

Полученные результаты.

Результаты реализации математического проекта по развитию элементарных математических представлений дошкольников о цифре показали, что у  старших дошкольников значительно повысился уровень  математических представлений, выработался интерес к самому процессу познания математики путем узнавания математических символов – цифр в окружающем нас мире. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования и научились приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда.

Данный проект способствовал развитию у дошкольников пространственного мышления и воображения, расширению кругозора, а также усвоению умений пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения.  Выработались навыки коммуникативного общения.

Ребята, став читателями районной библиотеки,  стали чаще посещать ее вместе с родителями, что способствовало развитию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и межпоселенческой районной библиотеки.

TEXT.RU - 0.02%
5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Рябцева Светлана Игоревна, редактор портала «О детстве» 14.03.2017 в 10:51

Здравствуйте, Ирина Ивановна. Спасибо за интересную работу. представленную на конкурс.
Рекомендую вставить в нее фото, презентацию, приложение - тогда ваша работа будет более высоко оценена экспертами.
Как разместить фото, презентации - вы можете изучить на стр. "Как правильно оформить работу для публикации на сайте?" Ссылка есть на странице вашего профиля в правой панели, если вы ее не увидели, вот адрес страницы: https://www.o-detstve.ru/how_to_publish/

Нагорная Мария 15.03.2017 в 11:39

Уважаемая Ирина Ивановна! Ваш проект интересен для детей и для педагогов! Он соответствует современным подходам к дошкольному образованию. Очень важно и полезно сотрудничество с соисполнителями проекта.
Чуть-чуть не хватило иллюстраций к Вашей работе. Удачи в конкурсе!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!