Регистрация

Причины возникновения страхов у дошкольников

  • 20 января 2022

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Причины возникновения страхов у дошкольников и методы борьбы с ними

Филиппова Ульяна Анатольевна, педагог-психолог 

МАДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары

«Мама, мне очень страшно… там кто – то стоит» - говорит дрожащим голосом пятилетняя девочка своей маме глядя в темноту.

Как в этой ситуации повести себя маме, как не спровоцировать еще больше страх темноты своей дочки, как сделать так, чтобы ребенок ничего не боялся? Эти и другие подобные вопросы мучают многих мам всего мира. Но где найти ответы на вопросы маме, которая и сама боится этой темноты?

Чаще всего именно внушенные страхи доставляют детям большие неприятности. Источником внушенных страхов является окружающие ребенка взрослые. Мы сами не замечаем, как говорим при детях о болезнях, смерти, опасности и прочих страхах.  Если ребенок не хочет ложиться спать, легче всего рассказать ему о том, что за ним прилетит какой–нибудь несуществующий персонаж и заберет с собой. Но помните, что запугивание ребенка – лучший способ формирования из него невротика.

Еще многие молодые родители любят смотреть фильмы ужасов вместе с детьми или же когда ребенок спит, не осознавая того, что ребенок даже во сне слышит и ощущает то, что происходит на экране.

Много факторов, благодаря которым ребенок становится боязливым и пугливым, но наша задача рассказать вам о способах борьбы со страхами дошкольников в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов. Важно знать, что у вас никогда не получится решить проблему страхов детей, до тех пор пока вы не избавитесь от своих страхов.

Самый распространенный способ борьбы со страхом – нарисовать его. Рисование – это один из методов арт-терапии, который помогает снять усталость и напряжение, окунуться в фантазийный мир красок. Творить на листе красками можно все, что угодно, а лучше делать это вместе с ребенком. Например, предложить нарисовать свой страх ребенку и нарисовать его самому, сравнить эти  рисунки, поискать что – то общее, поделиться друг с другом своими мыслям. Таким образом, вы сможете не только узнать о страхах ребенка, но и проработать собственные страхи, которые может еще есть в вашем сознании. Самое главное у вас появится возможность провести время вместе с ребенком продуктивно и интересно.

Играйте вместе с ребенком в подвижные игры. Например, такие игры как «пятнашки», «прятки», «жмурки» не только веселят детей и снимают у ребенка избыток торможения, но и учат их вести себя правильно в замкнутом пространстве, в темноте, в состоянии неведения. Вспомните, как вы в детстве сами играли в эти игры, не бойтесь фантазировать и развивать сюжеты игры, чем старше ребенок, тем интереснее с ним играть. Такие игры как: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Курицы и цыплятки» помогают детям преодолевать страхи животных, внезапного воздействия, страха остаться одному.

Игра «Бабка Ешка, кто я?» также помогает ребенку бороться с мнимыми, неадекватными страхами сказочных персонажей, неожиданных телесных контактов. Ребенку предлагается надеть маску Бабы – Яги или другого страшного персонажа. Ребенок должен отгадать, чью руку он поймал в процессе игры, а тот которого поймали, должен измененным голосом спросить: «Бабка-Ешка, кто я?» Такая игра поможет ребенку стать более смелым и научит его сопротивляться страхам.

Создавайте в своем доме целые драматизированные представления, где ребенок будет играть роль какого-либо харизматичного персонажа, развивайте сюжет и придумывайте необыкновенные приключения вместе с ребенком. Пусть он попробует себя в роли Богатыря или наоборот Бабы-Яги, «оденет» на себя роль «Змея Горыныча» или Злого Волка. Он должен попробовать себя и в роли положительного, и в роли отрицательного персонажа. Пусть ваш дом превратиться в театр, де вы с ребенком будете отличными режиссерами.

Попробуйте сочинить вместе с ребенком сказку о том персонаже, которого он боится, сделайте его не таким уж страшным, превратите его в веселого и доброго, пусть этот «СТРАХ» станет нестрашным, а смешным  или грустным. Пусть он отправится в далекое путешествие, найдет там себе много новых друзей или с ним приключится что – то еще более интересное. Это ваша с ребенком фантазия. Фантазия является для детей наилучшим способом анализ окружающего мира. Это их язык, на котором мы взрослые забываем разговаривать. Сказочные истории помогают ребенку справляться с естественными возрастными трудностями. Фантазируя вместе с ребенком, возможно придумать самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию

Как вы видите со страхом не так уж и сложно бороться, но только в том случае, если он находится не в запущенной стадии. Помните, что ваш ребенок очень зависим и внушаем. Эмоциональное состояние ребенка зависит в первую очередь от вашего отношения к нему. Также немаловажна обстановка в вашей семье, отношения между всеми  членами семьи, отдаленность родителей. Каждый ребенок мечтает о дружной семье, где нет упреков, ссор и скандалов. Порой этого невозможно избежать, а иногда просто не хочется прикладывать к этому усилия. Семья – это фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Если в семье не все складывается гладко, то у ребенка появляются разнообразные виды страхов, а если с ними не начать бороться, то страхи начинают жить и плодится, проявляться в кошмарных снах, заставляющих ребенка нервничать и каждый раз получать стресс. Как следствие, ребенок становится невротичным, боязливым, замкнутым, развивается невроз и появляются болезни, тихи, заикание и др.

Любовь – это универсальное средство от всех болезней, а особенно психологических. Подарите ребенку возможность поговорить о его проблемах, побыть с ним вместе, станьте для своего ребенка другом, в котором он так нуждается, и все страхи развеяться как тучи после грозы.

Список литературы:

  1. Захаров А. И., Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб: Изд-во Союз, 2007. - 448 с.
  2. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. Захаров. - СПб.: Гиппократ, 2007. - 128 с.
  3. Котова, Е.О. О профилактике детской тревожности / Е.О. Котова // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №5. - С.34-38.
  4. Овчарова, Р.В. Практическая психология / - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 337 с.
  5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 512 с.
0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!