Регистрация

Исследовательский проект «Раз-словечко, два-словечко: лимерик мамочке»

  • 1 августа 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»


Совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя старшей логопедической группы

«Раз-словечко, два-словечко: лимерик мамочке»

2019 г.

 

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Раз - словечко, два - словечко: лимерик мамочке»

 

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности – исследовательский, по продолжительности – краткосрочный   (1 месяц)

Разработчики

педагог-психолог;

учитель-логопед;

воспитатель

Цель

Обобщить социальный опыт ребенка через его речевую и творческую активность, положительное отношение к своей маме.

Задачи

  • Развивать речь через создание стихотворных текстов (лимериков).
  • Познакомить детей с моделью построения лимериков.
  • Упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
  • Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, использовать образные слова и выражения, развивать выразительность речи.
  • Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
  • Развивать творческие способности детей в продуктивной  деятельности.

Этапы реализации проекта

I этап (организационный)

- Подбор и изучение литературы по теме проекта.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

- Разработка конспектов, составление перспективного плана.

II этап (основной)

- Анкетирование «Что я знаю о своей маме?»

- Проведение бесед, НОД учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем.

- Постановка мини-сценки «Мамины помощники»

- Рисование «Мамин портрет».

-Составление писем-признаний для мам.

-Создание детьми собственных стихотворных текстов (лимериков) для мам.

-Анкетирование по итогам реализации проекта.

III этап (заключи­тельный)

- Презентация проекта

- Продукт проекта:

  • Газета для родителей логопедической группы «Раз - словечко, два - словечко»

Исполнители проекта

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, дети старшей группы ОНР, родители

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Приобретение опыта создания рифмованных текстов в стиле нелепицы;
  • Обогащение словарного запаса, развитие выразительности речи, использование образных слов и выражений;
  • Расширение знаний о маме, ее роли в жизни;
  • Получение положительного опыта от общения с родителями, сверстниками и педагогами;
  • Развитие творческих способностей.

Для родителей:

  • Возможность наблюдать творческие способности своих детей;
  • Получение положительного опыта от общения со своими детьми, педагогами.

 

Актуальность:

 

В настоящее время мы наблюдаем критическую ситуацию в развитии речевой активности детей, и данная проблема день ото дня становится всё более актуальной. Поэтому развитию речи в нашем детском саду уделяется особое внимание. Перед педагогами стоит задача научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. 

 

Вместе с тем на сегодняшний день существует и другая проблема. Современные дети зачастую любовь к маме связывают только с материальными, а не с духовными,  ценностями. Как часто приходится наблюдать, что дети дошкольного возраста почти ничего не знают о своем самом родном человеке, о роли мамы в их жизни, не ценят ее заботы. А ведь гармоничное развитие отношений между ребенком и матерью имеет огромное значение для развития личности ребенка.

 

В связи с этим нами был разработан детский проект «Раз - словечко, два - словечко: лимерик мамочке» с использованием технологии составления стихотворных форм (лимериков).

Лимерик – это короткое стихотворение из 5 строчек, нелепица. Первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая – между собой, пятая является выводом и может не рифмоваться.

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, теплому отношению к самому близкому и родному человеку – маме, через речевую и творческую активность.

Новизна проекта заключается в одновременном использовании методов развития речи и  методов нравственного развития  в целях гармоничного воспитания личности дошкольника.

Перспективный план работы специалистов по проекту

Учитель – логопед

  •  
  •  

 

Дидактическая игры (работа со словами, похожими по звучанию): «Назови ласковые слова о маме»,

«На кого (на что) была, может быть мама похожая?»,

«Складушки-ладушки»,

«Придумай рифмованные строчки»,

«Домик признаков»,

«Составь строчки весёлого четверостишья»,

«Этапы сочинения рифмованных текстов»,

«Сочиняем разные лимерики»,

«Найди похожие по звучанию слова»,

«Замени неправильное слово в рифмовке»,

«Закончи строчку одним из предложенных слов»

 

Работа со схемой-моделью

Составление собственных лимериков

Рисование лимериков

 

 

Диагностика (анкетирование) «Что я знаю о своей маме?»

 

Психологическое занятие «Познакомимся с нашими мамами»

 

Составление писем-признаний для мам.

 

Диагностика (анкетирование) по итогам реализации проекта.

 

 

 

 

 

Заучивание слов к мини-сценке «Мамины помощники»

 

Рисование «Мамин портрет»

(с использованием фотографий)

 

Дальнейшее развитие проекта

  • Отражение результатов проекта в тематической неделе «Мама-слово дорогое»
  • Продолжение выпуска газеты для родителей логопедической группы «Раз -  словечко, два - словечко»

Список литературы

  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие», АЙРИС ПРЕСС, М., 2004
  2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С — П.,2003
  3. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов — Дошкольное воспитание — 1990 — № 10 — с.16.
  4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспект психологического занятия для детей старшей группы

на тему «Познакомимся с нашими мамами»

 

Цель:  вызвать у детей желание узнать больше о самом близком человеке  – маме.

Задачи:

- создание положительного эмоционального фона;

- развитие эмпатии;

- развитие мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие творческих способностей.

Материал и оборудование:

Клубок ниток, различные предметы (для игры «Все ли я знаю о маме?»), карточки с эмоциями, аудиозапись; краски, баночки с водой, кисточки и альбомы на каждого ребёнка.

 

Ход занятия

 

Организационная часть

Приветствие «Волшебная паутинка»

Дети сидят на стульях по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит имя своей мамы. Затем передает клубок следующему ребенку, и так до тех пор, пока не получится «волшебная паутинка».

Основная часть

1. Загадка о маме

Психолог: «Она – добрая, самая лучшая, больше всего о вас заботится. Вы с ней обычно любите гулять, читать книги. Она очень любит вас. Она есть у каждого. Дети, отгадайте, о ком идет речь?» (Ответы детей)

2. Динамическая игра «Комплименты»

Дети становятся в ряд. Задача состоит в том, чтобы по очереди продвигаться вперед, называя при этом маме комплименты (1 шаг или прыжок = 1 комплимент). И так кто больше!

3.Упражнение «Все ли я знаю о маме?»

Перед детьми раскладываются различные предметы, и ставится задача отыскать те предметы, которыми постоянно пользуется мама и рассказать, где именно и когда именно она их использует.

Затем психолог расспрашивает детей о том, знают ли они какой любимый цвет мамы? Блюдо? Что любит одевать? Что любит делать в свободное время?

4.Игра «Какая мама, когда вы …»

Психолог перед детьми раскладывает карточки с различными эмоциями  и обсуждает с детьми состояния, в которых бывает мама.

Затем психолог говорит действие, которое было сделано, а дети должны выбрать карту, изображающую, по их мнению, что чувствует мама в этот момент.

Мама такая, когда вы: подмели пол, разбросали одежду, помогли помыть посуду, ударились коленом, заболели, не хотите собирать игрушки, обнимаете маму и говорите, как сильно ее любите, целуете ее, перебегаете дорогу сами, там, где ездят машины …

После того, как дети назвали эмоции, можно предложить сделать упражнение наоборот. Психолог показывает карточки с эмоциями, которых дети не назвали, и спрашивает «Когда мама такая?»

5.Динамическая игра

Дети становятся в ряд. Психолог бросает мяч и говорит начало предложения. Детям нужно закончить предложение. Примеры: моя мама …, моя мама лучше делает …, я горжусь тем, что моя мама …, моя мама радуется, когда я …, моя мама грустит когда … моя мама вкусно готовит …, мне нравится в моей маме, что … Вопрос можно повторять для того, чтобы дети поняли, сколько всего может их мама! В конце можно дать попробовать любому из участников стать ведущим.

6.Упражнение «Нарисуй маму»

Инструкция детям: «Закройте глаза и вспомните, как выглядит ваша мама, какого цвета у неё глаза, волосы, как она улыбается. А теперь откройте глаза, нарисуйте мамин портрет» (с использованием фотографий мам).

Дети садятся за столы и рисуют мамин портрет. Затем рассказывают друг другу о ней.

 

Заключительная часть занятия

Психолог: «Ребята, вам понравился наш разговор о маме? А ваши портреты? Мне они тоже очень понравились. Их смогут увидеть ваши мамы. Представляете, как они обрадуются?

 

 

Приложение 2

 

Письмо – признание маме

 

Добрый день, моя……………………………………………………………………мамочка.

Я давно хочу тебе сказать, что ты у меня самая…………………………………

Я не всегда бываю……………………………………………………………………………….

Я люблю тебя, потому что…………………………………………………………………..

Всегда любящая (-ий)  тебя …………………………………………………………………..

 

 

Приложение 3

Анкетирование  детей старшей группы по теме «Что я знаю о маме» (бланк)

 

                                                   Имя ребенка:________________________

  1. Назови имя и отчество твоей мамы____________________________
  2. Где работает мама?_________________________________________
  3. Кем она работает?__________________________________________
  4. Чем занимается дома?_______________________________________
  5. Какое у мамы любимое занятие?______________________________
  6. Какой у нее любимый цвет?__________________________________
  7. Как ты думаешь, трудно ли быть мамой?_________________________

 

Анализ результатов анкетирования детей.

Дата анкетирования: 24.12.2018г и 23.01.2019г

Количество детей, принявших участие в опросе: 12

Цель анкетирования: выявить запас знаний детей о маме.

В начале работы над проектом результаты анкетирования показывали недостаточность знаний детей о мамах, их роли в жизни. Так, 8 из опрошенных детей затруднились назвать полное имя мамы. На вопрос, где работает мама, все дети ответили без размышлений. Однако, вопрос о том, кем она работает, вызвал затруднения у 3 детей. В представлениях всех опрошенных детей, все мамы дома занимаются исключительно хозяйственными делами («готовят обед», «стирают», «моют полы», «моют окна» и т.п.) Также вызвал трудности вопрос о том, какое у мамы любимое занятие: только 6 детей смогли на него ответить («готовить», «рисовать», «читать мне книги перед сном»).

Любимый цвет мамы на начало работы над проектом знали 9 детей.

 

По итогам работы над данным проектом результаты анкетирования показали положительную динамику. Практически все дети назвали полное имя мамы (11 из 12 опрошенных детей). Также на вопрос о том, кем работает мама, ответили все 12 респондентов. Любимое мамино занятие смогли назвать уже 10 детей (оказалось, что некоторые мамы «увлекаются вязанием», «раскрашиванием картин по номерам», «кулинарией»). Также ребята уточнили у мам их любимые цвета – на этот вопрос ответили все опрошенные дети.

Также следует отметить, что все опрошенные дети считают роль мамы трудной («у нее много работы», «она очень устает»).

Анализ анкетирования дает основание предполагать, что работа над проектом дала положительные результаты. Дети, принявшие в нем участие, обогатили  знания о своих мамах, их роли в жизни, а также получили положительный опыт от общения с родителями, сверстниками и педагогами.

 

Приложение 4

Мини сценка «Мамины помощники»


Эту сценку показывают трое детей и один взрослый человек – мама (воспитатель).

Дети в комнате, и к ним заходит мама, которая вернулась с работы.
Мама: Здравствуйте, мои хорошие!
Дети, крича в один голос:
- Привет, мама! (и бегут к ней)
Мама: Как прошёл день, что делали?
Первый ребёнок: Мама, мама – я посуду всю перемыл!
Мама: Какой ты у меня молодец, какой заботливый! (достаёт из сумки шоколадку и даёт её ребёнку)
Второй ребёнок: Мама, мама – я, тоже молодец, я всю посуду после вытирал!
Мама: И ты тоже умница, вот держи (достаёт из сумки вторую шоколадку и даёт её ребёнку)
Мама: А ты что делал весь день? (обращается к третьему ребёнку)
Третий ребёнок: А я подмёл все осколки от посуды и вынес их на мусорку!
Мама делает удивлённое лицо, «падает» на диван или кресло. Приходит в себя и говорит:
«Всё равно, вы самые лучшие и заботливые дети!»

 

Приложение 5

 

Лимерики, составленные детьми в ходе проекта

 

У меня есть мама красивая,

Как солнышко она милая,

Светит и нас согревает,

Весело с нами играет.

Вот какая мама красивая!  (Ксюша К.)

 

Расскажу я про маму активную,

Про мамочку мою спортивную,

На лыжах она катается,

И мне это очень нравится!

Вот какая мама активная! (Ярослав У.)

 

Жила-была мама красивая,

Была она очень любимая,

В гости она ходила,

Пироги свои носила.

Вот какая мама красивая!  (Максим С.)

 

Жила-была мама хорошая,

На юриста была похожая,

Со мною она гуляла,

Сказки мне читала.

Вот какая мама хорошая! (Глеб П.)

 

Жила-была мама любимая,

Была она очень милая,

По магазинам она ходила, продукты домой носила

И вкусными блюдами нас кормила.

Вот какая мама любимая! (Саша Р.)

 

Жила-была мама прекрасная

У нее было платье красное.

Она его очень любила

И перед зеркалом в нем кружила.

Вот какая мама прекрасная! (Ваня А.)

 

Жила-была мама хорошая,

На водителя она похожая,

Она машину водит

 И в садик меня возит,

Вот какая мама хорошая! (Кирилл К.)

 

 

Жила-была мама хорошая,

На добрую фею похожая,

Желанья наши исполняла

И никогда не уставала.

Вот какая мама хорошая! (Альбина М.)

 

Жила-была мама хорошая,

На птичку была похожая,

По дому она летала

И полы подметала.

Вот какая мама хорошая! (Артем Д.)

 

Жила-была мама-хозяюшка

Любила уют, порядок, как бабушка

Меня приучала к порядку

Выполняли мы все по-порядку

Вот какая мам-хозяюшка (Маша С.)

 

 Жила-была мама милая

Была она очень красивая

Машину она лихо водила

И в садик меня быстро возила.

Вот какая мама милая! (Данияр Б.)

 

Жила-была мама хорошая

Была она очень пригожая

Любила меня и сестренку

Как кошечка любит котенка

Вот какая мама хорошая .(Даша Н.)

 

 

 

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!