Регистрация

Программа исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста: «Удивительное рядом»

  • 20 марта 2022

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Программа исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста:

"Удивительное рядом"

 Автор: Межидова К.А., воспитатель МБДОУ №6 "Светлячок"

Содержание программы:

1.Пояснительная записка

2. Актуальность и новизна 

3. Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками

4. Библиографический список

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространятся на все сферы деятельности. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения в деятельности, где приобретаются знания.

Положения федеральных государственных требований (ФГТ) и проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей.

Поэтому в своей работе над программой мы преследуем цель развить творческие способности у детей, умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы. Мы стремимся воспитать в детях желание моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей.   

В своей программе мы опираемся на исследовательский подход к обучению, где ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе исследовательской деятельности, так как хотим видеть наших воспитанников самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Итак, в своей работе мы хотим добиться нескольких результатов:

Первым считаем тот, что создает ребенок «своей головой» и руками — макет, проект, отчет, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок».

Второй — самый важный -  педагогический результат. Это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Цель  программы: создание условий для формирования умения самостоятельно планировать исследовательскую деятельность.

Задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
  • обучение методам элементарно-поисковой деятельности;
  • формирование навыков постановки опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие

  • развитие мыслительной активности, самостоятельности в сборе информации, умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать; устанавливать причинно-следственной зависимости;
  • развитие способности фиксировать полученную информацию при помощи рисунков, символов, знаков;
  • развитие умения сообщать доклад слушателям, представлять собственный макет, проект.

Воспитательные

  • воспитание интереса к познанию окружающего мира;
  • стимулирование желания детей участвовать в исследовательской деятельности;
  • формирование умения внимательно слушать своего собеседника, докладчика.

Актуальность и новизна программы

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит методология управления проектами SCRUM, планирование деятельности детей отражается на SCRUM-доске. Процесс исследовательской деятельности делится на этапы и выстраивается последовательно от проблемы через методы познания к решению:

  1. Первый этап «Хочу узнать»

  2. Второй этап «Действую»

  3. Третий этап «Результат»

Все этапы должны быть представлены на SCRUM-доске в виде таблицы. Педагог в процессе общения с детьми предлагает проблему или прислушивается к предложениям воспитанников, возможно у кого-то есть интересный вопрос, нерешенная задача.

Далее совместными усилиями определяется, что можно узнать об объекте, на этапе обсуждения «Как это можно узнать?», детям предлагается несколько методов исследовательской деятельности, условно мы их назовем так: «подумать», «спросить у другого человека», «прочитать, посмотреть в книге», «обратиться к компьютеру» ,«наблюдение», «эксперимент», которые могут дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Все обсуждения фиксируются на SCRUM-доске в виде символов, схем, надписей, рисунков, иллюстраций:

Тема

Хочу узнать

Действую

Результат

Наша задача, задача педагога — выполнять обязанности консультанта исследователей. Мы не должны навязывать своих советов, не должны давать прямые инструкции. Обязательно необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

 Итак, метод управления проектами SCRUM дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельно планировать свою деятельность, а использование методов исследовательской деятельности, таких как: «подумать», «спросить у другого человека», «прочитать, посмотреть в книге», «обратиться к компьютеру» ,«наблюдение», «эксперимент», помогают решать проблемные ситуации, выдвигать собственные гипотезы. Ребенок выступает как исследователь, самостоятельно использующий различные методы познания окружающей действительности, воздействующий различными способами на предметы, явления, при этом у него появляется возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками:

  1. «Выбор темы»

  2. «Что я хочу узнать»

  3.  «Действую».

    Сбор материала

  • Метод «Подумать». На этом этапе дети выдвигают различные идеи, гипотезы, обдумывают и обсуждают сделанные выводы касательно того или иного предмета, явления.
  • Метод «Спросить у другого человека». Необходимо настроить «юного исследователя» на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Так как дети, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно научиться спрашивать и слушать другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию рассматривается нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе.
  • Метод «Узнать из книг». Возникают сложности, да, можно обратиться к книге, но как ребенку, немеющему читать, узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. Можно дать тему исследования заранее, чтобы ребенок спросил у родителей, но чтобы полученная информация не была забыта. Необходимо заранее подобрать литературу. Нужно прочитать текст «юным исследователям», показать иллюстрации, если необходимо, прокомментировать и объяснить.
  • Метод «Наблюдений и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе наблюдение и эксперименты. Этому методу необходимо уделить особое внимание и тщательно подготовить все необходимые материалы и оборудование.
  • Метод «Обратиться к компьютеру». Опять же, можно дать ребенку домашнее задание: посмотреть тему исследования в интернете вместе с родителями. Или же воспитатель может заранее подготовить интересную презентацию по теме исследования.

4. «Результат» Наши «юные исследователи» представляют макет, проект по данной теме исследовательской деятельности.

Библиографический список

  1. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. Исследовательское обучение в современной педагогике. / Дошкольное воспитание, 2000.  -  № 2
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  3. Джефф Сазерленд «SCRUM. Революционный метод управления проектами» https://media.75.ru/gossluzhba/documents/56009/sazerlend_d-_scrum_revolyucionnyiyi_me-a4.pdf
  4. https://zaochnik.ru/blog/agile-i-scrum-v-obrazovanii/
0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!