Регистрация

«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего возраста»

  • 4 декабря 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего возраста»

автор статьи: Межидова Кристина Александровна

воспитатель, МБДОУ №6 «Светлячок», город Гаджиево

Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма, поэтому для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний мы в первую очередь стали повышать уровень двигательной активности, а также включать и систематически проводить закаливающие мероприятия. Два фактора: активная двигательная деятельность, заключающаяся в подвижных играх и специальных профилактических упражнениях, плюс традиционные и нетрадиционные закаливающие процедуры, по нашему мнению, играют ключевую роль в оздоровлении дошкольников в условия ДОУ.

Методы укрепления здоровья детей младшего возраста

1. В первую очередь, начиная с первой младшей группы, мы стали включать в утреннюю и бодрящую гимнастику упражнения и игры на укрепление опорно-двигательного аппарата: «Мыши в кладовой», «Лягушонок», «Белочка», «Прокати обруч», «Пройди боком», «Коршун и наседка»; упражнения и игры на укрепление свода стопы с предметами и без: «Утиная ходьба», «Перешагни через руки», «Верблюд», «Лошадка», «Подними шнурок ногами». В течении дня увеличивали плотность двигательной активности детей за счет проведения различных подвижных игр. В зависимости от поставленной задачи мы организовывали: игры с бегом и прыжками; игры с подлезанием; малоподвижные игры; игры с бросанием и ловлей; игры на ориентировку в пространстве.

2. Познакомили детей с упражнениями на релаксацию.

Методика релаксации по Э. Джекобсону

Не стоит забывать, что физическое здоровье детей неотделимо от эмоционального состояния. Огромный вред здоровью ребенка наносят негативные состояния - страх, тоска по родителям, тревога, уныние. Поэтому мы обратились к методике, которая помогает ребенку преодолевать стресс - релаксация по Э. Джекобсону. Данный метод основан на чередовании двух состояний – нервно-мышечного напряжения и расслабления. Гимнастика подходит детям с повышенной тревожностью, склонным к беспокойствам и волнениям.

Рекомендации по проведению упражнений.

Процедура проведения таких игр представляет собой выполнение монотонных и однообразных движений на расслабление и напряжение определенных групп мышц, особое внимание нужно уделять дыханию: упражнение на напряжение мышц делается на глубоком носовом вдохе, упражнение на расслаблении на ротовом выдохе. При знакомстве ребенка с гимнастикой по Джекобсону, необходимо объяснить, как напрягать и расслаблять различные группы мышц, обращать внимание на то, правильно ли выполняет ребенок упражнение. Данные игры можно проводить индивидуально с одним-двумя детьми или с подгруппой, можно включать в утреннюю и бодрящую гимнастику, проводить как физминутку перед и во время занятий. Игры на основе нервно-мышечной релаксации проводятся под спокойную тихую музыку.

Цель: укрепить мышечный «корсет» позвоночника, снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. В положении лежа (на спине) ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимает верхнюю половину туловища и наклоняется вперед, подтягивая ноги к торсу. Таким образом ребенок группируется (сворачивается калачиком, как ежик) и обхватывает ноги руками. Повторить 2—6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.

3. Проводили комплексы дыхательной гимнастики с целью реабилитации при заболеваниях бронхов и легких.

Дыхание по методике А. Стрельниковой

Дыхание влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме: на физическое и психическое состояние, умственную деятельность.

А.Н. Стрельникова предложила способ лечения болезней, связанных с дыхательной системой. Методика А. Стрельниковой заключается в применении приемов дыхательной гимнастики: когда при дыхательных движениях грудная клетка сжимается, ребенок производит активный вдох; при движении, когда грудная клетка расширяется, — пассивный выдох. Данная методика используется нами с целью профилактики заболеваний дыхательной системы. Упражнения по методике мы проводили ежедневно, включали в бодрящую и утреннюю гимнастику.

Упражнение «Сова» (респираторная гимнастика)

Совушка просыпается

1. И. п. — сидя. Спокойное дыхание.

Крылышки просыпаются

2.И.п. – сидя. Поднять руки в стороны– вдох, опустить – выдох.

3. И.п. – сидя. Развести руки в стороны, поворот туловища вправо – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же самое в другую сторону

Лапки просыпаются

4. И. п. — то же. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

5.И. п. — сидя, ноги вместе. Развести руки в стороны на уровне плеч — вдох, подтянуть ноги к груди — выдох.

6. И. п. — сидя, руки на поясе. Развести руки в стороны на уровне плеч — вдох, наклонить вперед туловище, достать руками ступню правой ноги — выдох. Вернуться в и. п. Повторить аналогичные движения с другой ногой. sanitized_by_modx& #39

Совушка полетела

7. Бег по кругу, махи руками.

Все движения повторяются 6-8 раз.

4. Включали в режим дня формы профилактики ОРЗ:

- соблюдение режима проветривания. Каждые полтора часа в отсутствие детей.

- кварцевание помещений групповой и спальни 3 раза в день.

- поддерживание температуры воздуха в игровой в пределах 22 С. 

- оптимальный двигательный режим (4 часа в день).

- витаминизация третьих блюд. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период 

- организация прогулки 2 раза в день. Утром и вечером. Проведение подвижных игр во время утренней прогулки.

5. Мы постепенно стали вводить закаливающие процедуры.

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов профилактики ОРЗ.

Значительную роль при острых респираторных заболеваниях играет переохлаждение. У незакаленных детей охлаждение ступней ног вызывает реакцию слизистых верхних дыхательных путей: покровный эпителий дыхательных путей не справляется со своей защитной функцией. Поэтому мы начали использовать закаливание контрастными температурными воздействиями: воздушные ванны и водные процедуры. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции.

Контрастное воздушное закаливание

К концу дневного сна в игровой комнате температура понижалась до

 + 18°С. В 15 часов дети просыпались под звуки музыки и выполняли в течение 3 минут следующие физических упражнения: подтягивали ноги, согнутые в колене, к груди и выпрямляли их; выполняли перекрестное и параллельное движение рук и ног; выполняли упражнение «велосипед»; в положении лежа на животе одновременно приподнимали грудь и ноги; проводилась дыхательная гимнастика по методике А. Стрельниковой, сидя на кроватях, стопы касались пола. После дети вставали с постели и в течение 2 минут делали следующие упражнения: ходьба на месте, прыжки, упражнения на нервно-мышечную релаксацию, затем переходили в «холодную» игровую.

Разница температуры в двух помещениях составляла 3°С. Температура в игровой комнате снижалась за счет проветривания. Пребывание в спальне отличалась от пребывания в «холодной» игровой спокойным темпом движений, чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. В «холодной» игровой использовались следующие упражнения: бег, активные подвижные игры. Количество перебежек из одной комнаты в другую должно составлять не менее трех.

Хождение босиком

Хождение босиком — действенный нетрадиционный метод закаливания, направленный на активизацию иммунных процессов, укрепление сводов стопы.

Начиная с первой младшей группы, мы проводили подвижные игры: дети снимали сандалии и в течении 3-4 минут играли в носках, через неделю мы проводили подвижные игры уже босиком. Время босохождения мы увеличивали постепенно и довели в итоге до 15 минут в день.

Контрастное водное закаливание стоп

 Водные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в формировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды. Водные процедуры мы начали проводить со второй младшей группы. Во время бодрящей гимнастики, после основных упражнений, дети поочередно опускали ноги (нижнюю треть голени) в небольшой таз с водой при температуре +36°С, затем опускали ноги в таз с водой 30-31°С. Каждую неделю температура воды во втором тазу понижалась и доводилась до +18°С. Вначале ноги погружали в теплую воду, затем — сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивалось до 15—20 секунд.

При проведении закаливающих процедур не следует привлекать детей в следующих случаях:

- если не прошло пяти дней с момента прививки, выполненной в рамках профилактических мероприятий, или выздоровления после болезни.

- не минуло двух недель с момента обострение хронического заболевания.

- вечером предыдущего дня ребенок жаловался на плохое самочувствие.

- у ребенка развился панический страх перед сеансами закаливания.

6. Работа с родителями.

В начале года на первом родительском собрании мы познакомили родителей с методами оздоровления детей и с запланированными мероприятиями на год. Провели анкетирование с целью выяснения знаний родителей о способах сохранения здоровья детей. По результатам анкетирования подготовили памятки: «Психологическая безопасность ребенка», «Методы сохранения здоровья ребенка»; консультации: «Упражнения нервно-мышечной релаксации»; «Дыхательная гимнастика: профилактика заболеваний дыхательной системы», «Подвижные игры на укрепление опорно-двигательного аппарата», «Игры и упражнения по профилактике плоскостопия».

Процедуры по закаливанию вводились постепенно и были рассчитаны на определенные промежутки времени, вся информация отражалась в буклетах: «Закаливание, первый этап. (сентябрь –ноябрь)»; «Закаливание, второй этап (декабрь-февраль)»; «Закаливание, третий этап (март-апрель)».

Помимо консультирования и обсуждений основных тем, мы встречались с родителями и детьми на совместных физкультурных занятиях: «Играем и отдыхаем» (знакомство родителей с упражнениями нервно-мышечной релаксации); «Дыхательная гимнастика и подвижные игры» (знакомство родителей с комплексом дыхательной гимнастики А. Стрельниковой).

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Гавриленко Елена Владимировна 13.03.2020 в 04:50

Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!