Регистрация

Проект «Росток в скорлупе» в рамках кружка «Лаборатория профессора Светлячка»

  • 22 августа 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Первые открытия: проектная деятельность детей в ДОУ»


Цель проекта: создать условия для реализации детьми собственных исследовательских проектов по выращиванию ростков в скорлупе.

Задачи проекта для воспитанников:

Образовательные:

  • закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования: наблюдать за объектами живой природы, выделять и описывать основные признаки, сравнивать свойства различных объектов живой природы;
  • учить выдвигать гипотезы, задавать вопросы;
  • опытным путем выявить условия необходимые для выращивания семян;
  • продолжать закреплять умение фиксировать этапы работы над проектом в дневник юного исследователя,
  • учить презентовать свой проект.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
  • развивать связную речь, умение рассуждать;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.

Задачи проекта для педагога:

  • создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов;
  • привлечение родителей к проектной деятельности.

Особенности проекта:

  1. По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.
  2. По количеству детей: групповой.
  3. По контингенту участников: старший дошкольный возраст
  4. По продолжительности: краткосрочный: в течение месяца
  5. Объект исследования: семена овса, петрушки, укропа, фасоль.
  6. Предмет исследования: условия роста растений.
  7. Участники проекта: родители, воспитатель, дошкольники.
  8. Практический выход проекта: устное сообщение воспитанников о выращенном растении: описание внешнего вида, рассказ об условиях роста, рассказ может содержать элементы сказочности.

Предполагаемый результат: 

  • дошкольники расширят представления о жизненном цикле растений, исследуют опытным путем условия необходимые для роста семян;
  • научатся презентовать свой проект;
  • научатся понимать причинно-следственные связи в природе растительного мира.

Оборудование: яичная скорлупа, вата или опилки, семена, вода, пустые лотки из-под яиц, инструменты и оборудование для опытов.

Актуальность: проект «Росток в скорлупе» поможет детям определить опытным путем, как происходит прорастание семян, какие условия необходимы для роста ростков. А также предоставит возможность создать собственного «живого» персонажа.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. Сбор информации (интернет ресурсы).
  2. Постановка цели проекта.
  3. Продумывание алгоритма проекта (воспитатель обсуждает план с родителями на родительском собрании).
  4. Подбор литературы для детей на тему «Растения», обогащение книжного уголка журналами, энциклопедиями, художественными произведениями по теме исследования.
  5. Подбор интересных опытов с растениями, почвой, водой.
  6. Организация переносной лаборатории по изучению почвы и наблюдению за растениями.

Этапы проекта

1. Подготовительный, теоретический.

  • просмотр презентации «Мир растений»;
  • знакомство с семенами в экологической комнате.

С родителями:

  • проведение родительского собрания на тему проекта;
  • просмотр презентации «Выращивание ростка в скорлупе»;
  • индивидуальные консультации по организации проекта.

2. Практический, исследовательский.

Дети совместно с родителями:

  • подготовка яичной скорлупы для посадки семян;
  • посадка семян и наблюдение за ростом ростков в первые 3-4 дня, наблюдения фиксируются детьми ежедневно в дневнике юного исследователя в свободной форме.

Дети совместно с воспитателем:

  • наблюдение за ростом ростков с третьего-четвертого дня посадки семян;
  • создание из яичной скорлупы персонажа: рисование рожиц, приклеивание пластиковых глаз;
  • проведение опытов, с целью выяснения наиболее оптимальных условий роста ростков.

3. Презентация детьми своего проекта:

  • подготовка презентации проекта совместно с родителями;
  • выступление.

Содержание проекта

Дни недели

Мероприятия

Первая неделя

Первые три дня

Беседа «Что такое растения». На первом этапе работы над проектом воспитатель с детьми организовывает свободную беседу с целью выяснения знаний детей о растениях в целом.

Дидактическая игра «Живое – неживое». Цель: в игре с мячом определить, что относится к живой природе, а что к неживой.

Просмотр презентации «Мир растений» Цель: рассказать детям о многообразии растений России, проследить взаимосвязь среды обитания с особенностями внешнего вида растений.

Чтение художественной литературы, рассматривание журналов, энциклопедий о жизни растений 

Четвертый день

 

Исследование проросшего овса. Цель: исследовать проросший овес, почву с помощью лупы, микроскопа. Понаблюдать за самим растением в течении дня.

Описание: воспитатель приносит в группу проросший овес в небольшом пластиковом контейнере. Пластиковый контейнер должен быть прозрачным, для того, чтобы дети смогли разглядеть проросшие семена растения. Воспитатель предлагает провести некоторые опыты с почвой, водой.

Ставим опыты:

  • «Состав почвы»
  • «Вода – жидкость»

Чтение произведений: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; М. Пришвин «Золотой луг»

Пятый день

Экскурсия в экологическую комнату с целью знакомства с различными семенами.

Опыт «Исследование семян».

Мотивация к созданию проекта: воспитатель предлагает детям вырастить собственное растение из данных семян, заранее обговаривает с детьми, что этапы роста необходимо фиксировать каждый день в дневнике юного исследователя.

Чтение произведений: Ю. Круторогов «Дождь из семян»

Игры на развитие мышления.

Вторая неделя

Первый-четвертый день

Дети совместно с родителями подготавливаю скорлупу и высаживают в нее семена на выбор: овес, петрушка, укроп или фасоль. Поливают, наблюдают за ростом семян, результат наблюдения каждый день схематично зарисовывают в дневник юного исследователя.

Чтение произведения: К. Ушинский «Весна».

Четвертый-пятый день

Наблюдение за ростом ростков в группе детского сада, этапы роста фиксируются в дневник юного исследователя.

Чтение произведения: Н. Сладков «Хитрый одуванчик».

Игры на развитие мышления:

  • Игра «Полезные и бесполезные предметы».
  • Игра: «Угадай, о чем спросили».
  • Игра «Задай правильный вопрос».
  • Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»
  • Игра «Назови самые правдоподобные причины». («Назови самые неправдоподобные причины»)

Третья неделя

Первый- пятый день

Продолжается наблюдение за ростом семян. Проведение опытов:

  1. «Нужен ли растению свет?»
  2. «В погоне за светом»
  3. «Дышит ли растение?»
  4. «Нужна ли растению вода?»
  5. «Нужно ли растению тепло?».

Творческое задание: «Создай собственного персонажа». Цель: предложить создать из обезличенного ростка в скорлупе живого персонажа, придумать ему имя.

Закрепление материала с детьми. Итоговое НОД: «Росток в скорлупе». 

Четвертая неделя

Первый – третий день

Презентация персонажа:

  • подготовительный этап: дети совместно с родителями подготавливают небольшой рассказ о получившемся персонаже.
  • Выступления детей (дети разбиваются на три подгруппы).

Опыты проекта

1. Опыт «Исследование семян»

Цель: познакомить с разнообразием семян; формировать умение отличать семена по внешним признакам.

Материалы и оборудование: лупа, семена укропа, петрушки, овса, тыквы, подсолнуха и др., фасоль.

Процесс: дети обследуют семена: сравнивают по форме, размеру, цвету.

Вывод: все семена отличаются по внешнему виду.

2. Опыт «Состав почвы»

Цель: исследовательским путем выявить свойства почвы.

Материалы и оборудование: поднос, земля, лупа, микроскоп, пробирки, ложечки, весы

Процесс: Сначала дети собирают образцы почвы в пробирку в разных источниках, затем приносят их в группу для исследования. При помощи лупы определяем цвет, запах, сыпучесть или видим комочки; определяем какая почва на ощупь, взвешиваем на весах. При помощи микроскопа выявляем состав песка. Делаем выводы.

3. Опыт «Вода – жидкость»

Материалы и оборудование: 2 стакана.

Детям дается два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предлагается аккуратно перелить воду из одного в другой. Почему вода льется?

Так как вода имеет свойство текучести, ее называют жидкостью.

4. Опыт «Нужна ли растению вода?»

Цель: опытным путем доказать необходимость воды для роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вода.

Процесс: берем росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и перестаем поливать. Смотрим, что происходит с растением.

Итоги: Растение, которое обходилось без воды, завяло.

5. Опыт «Нужен ли растению свет?»

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Материалы и оборудование: ростки в скорлупе.

Процесс: Помещаем один росток в скорлупе в темное место на неделю. Через неделю сравниваем его внешний вид с внешним видом растений на подоконнике.

Итоги: растение, находящееся в темном месте, увяло, а растения на подоконнике продолжают расти.

6. Опыт «Нужен ли растению свет?», второй опыт.

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Оборудование и материалы: росток в скорлупе

Процесс: ставим росток в скорлупе на окно на три – четыре дня, затем разворачиваем лоток на 180 градусов, вечером наблюдаем за ростком.

Итоги: Листья растения повернулись к источнику света.

7. Опыт «Дышит ли растение?»

Цель: Узнать, дышит ли растение через листья.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вазелин.

Процесс: намазываем толстый слой вазелина на поверхность нескольких листьев и ежедневно наблюдаем за растением.

Итоги: листья, на которых был вазелин, завяли.

8. Опыт «Нужно ли растению тепло?»

Цель: опытным путем определить влияние холода на процесс роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, холодильник.

Процесс: берем один росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и помещаем в холодильник на несколько дней. Наблюдаем за растением.

Итоги: Растение в холодильнике значительно замедлит рост.

Игры проекта

  1. Игра «Полезные и бесполезные предметы». Описание: ребенок ставится в ситуацию, когда ему предлагается воспользоваться тем или иным предметом для достижения определенной задачи в исследовательской деятельности, например, предлагается лист бумаги для исследования почвы, ребенок должен определить полезен ли этот предмет в исследовании, объяснить свои предположения.
  2. Игра: «Угадай, о чем спросили». Описание: Ребенку на ушко говорится вопрос, а он вслух на него отвечает, остальным присутствующим предлагается воспроизвести вопрос.
  3. Игра «Задай правильный вопрос». Цель: научить детей задавать вопросы, чтобы как можно больше узнать об изучаемом предмете.

Описание: воспитатель прячет предмет, можно просто держать его в руках за спиной, и просит задавать ему различные вопросы. Постепенно дети выясняют, что в руках у воспитателя.

Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»

Цель: называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

Игра «Назови самые правдоподобные причины». («Назови самые неправдоподобные причины»)

Цель: развивать фантазию, умение находить причинно-следственные связи.

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно
  3. Листья у растения пожелтели

Итоговое НОД в рамках кружка «Лаборатория профессора Светлячка»

«Росток в скорлупе»

Цель: создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов.

Задачи:

Образовательные: закрепить некоторые знаний о растениях.

Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать умение добиваться результатов, аккуратность.

Тема опытов:

1. «Как питаются растения».

2. «Что выделяет растение?».

3. «Что потом».

Воспитатель: Добро пожаловать в лабораторию профессора Светлячка. Предлагаю вспомнить, какие способы сбора информации (методы исследования) мы знаем? (Дети открывают дневник исследователя, где разложены все карточки с методами исследования, и вместе с профессором Светлячком называют их: «подумать», «спросить у другого человека», «обратиться к книге, компьютеру», «наблюдение», «эксперимент».)

Воспитатель показывает детям веточку искусственного цветка, дает потрогать (достается карточка «подумать»): «Ребята, сегодня профессор Светлячок приготовил нам очередную задачку, он принес мне вот это вот растение и попросил выяснить, является ли оно живым. Докажите свое мнение. (ответы детей)

Воспитатель: А если этот цветок искусственный, то и ваши растения такие же? (дети перечисляют признаки живого растения, опираясь на записи опытов из проекта «Росток в скорлупе»: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.)

Воспитатель: А вы знаете каким образом питаются растения?

Опыт 1: «Как питаются растения».

Материалы и оборудование: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты.

Опыт: За день до занятия воспитатель подготавливает необходимое количество стаканов, заполняет их водой, подкрашенной пищевыми красителями. В каждый стакан сажается по листу цветной капусты. На утро наблюдаем - листья окрасились в разные цвета.

Вывод: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Опыт 2: «Что выделяет растение?»

Цель: опытным путем определить, что растение выделяет кислород.

Материалы и оборудование: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, росток в скорлупе, лучинка, спички.

(За сутки совместно с детьми воспитатель помещает несколько ростков в скорлупе под банку, но сначала проверяет при помощи спичек, есть ли в банке кислород)

Воспитатель: Мы уже с вами знаем из опыта выращивания ростка в скорлупе, что растениям для жизни необходим воздух, как и всем живым существам на планете. Но откуда же берется воздух? (растения выделяют кислород) Попробуем это доказать.

Воспитатель: накопился ли в банке кислород можно узнать при помощи спички, так как кислород горит. Воспитатель помещает горящую лучину в банку и наблюдает вместе с детьми яркую вспышку пламени.

Вывод: Растения выделяют кислород.

Опыт 3: «Что потом».

Цель: систематизировать знания о циклах развития ростков в скорлупе.

Материалы: ростки в скорлупе.

Воспитатель делит детей по 4 человека с одинаковыми растениями. Дети сравнивают свои зарисовки этапов роста растений и составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги: Семена – семена с корнем –маленький росток – взрослое растение.

Затем воспитатель предлагает командную игру.

Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»

Задача детей — называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

Игра: «Назови самые правдоподобные причины»

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно.
  3. Листья у растения пожелтели.

Психогимнастика: «Фантазеры»

Воспитатель: представьте себя цветами, деревьями или каким-нибудь другим растением, расскажите, что вам нравится, что вы не любите т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо справились со всеми задачками, которые подготовил нам профессор Светлячок. Теперь, ребята, записываем опыты в дневник исследователя.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Кичигина Наталья Кичигина 30.09.2018 в 16:45

Добрый день, Кристина Александровна! С большим интересом познакомилась с проектом. Мне очень понравилась ваша идея с использованием скорлупы и обычных семян. Благодаря такому проекту дети усваивают этапы выращивания растений, знакомятся с условиями необходимыми для прорастания семян, ведут дневники наблюдений.

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:24

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!