Регистрация

Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений дошкольников

  • 10 июня 2021

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


Концепция модернизации современного российского образования закрепляет то, что в настоящее время нужно в полной мере обращать пристальное внимание на развитие не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

Такой подход требует формирования в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательно-исследовательскую деятельность, так как исследовательский поиск представляется необходимым элементом в каждой профессии.

Поэтому и исследовательское поведение на сегодняшний день оценивается в качестве неотъемлемой характеристике личности, входящей в структуру представлений о профессионализме в каждой отрасли. В нормативно правовых актах РФ закрепляется значимость формирования исследовательской активности детей. Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено то, что дошкольное образование нацелено на развитие интеллектуальных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является необходимость развития и стимулирования интересов детей старшего дошкольного возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности.

Дети дошкольного возраста — прирожденные исследователи, что отмечено в работах А. Н. Леонтьева, Н. Г. Морозовой, А. К. Дусавицкого. В таком возрасте очень сильно проявляется любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому главной задачей педагога является не мешать такой деятельности, а активно содействовать.

Экспериментальная работа способствует проявлению у детей интереса к исследованию природы, развитию мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, обобщения), активизирует познавательную активность и любознательность, оживляет восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В возрастной группе 1,5–3-х лет для развития познавательно-исследовательских умений детей ведущую значимость представляет собой богатство окружающей его среды. Огромную значимость для данной возрастной группы имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами.

На четвертом году жизни у детей дошкольного возраста проявляется наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым большое число вопросов. Начиная с данного периода очень полезно не предоставлять знания в готовом виде, а нужно способствовать тому, чтобы ребенок извлекал ответы в процессе экспериментальной деятельности. В таком случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Педагогу стоит продумать методику проведения опыта, совместно с ребенком реализовывать нужные действия. Дети данного возраста в полной мере ещё не способны работать самостоятельно, однако с большим желанием делают это совместно с взрослым. В процессе работы можно периодически предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Целесообразно вовлекать их к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает развиваться произвольное внимание, что способствует совершению первых попыток фиксирования полученных результатов наблюдений.

В среднем возрасте у детей наблюдается интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком. Предметное наполнение центра экспериментирования должно содержать в себе: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; воздушные шарики; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы. С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.

В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.

Таким образом, задачами экспериментирования в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений являются:

1. Образовательные задачи:

  • обогащать познания о живой и неживой природе, проявить их взаимосвязь;

  • в короткий срок устанавливать подходящий ответ на стоящий перед ним вопрос;

  • обучать решению проблемных задач;

  • закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.

2. Развивающие:

  • развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;

  • развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;

  • развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь

  • способствовать развитию познавательных интересов; развивать навыки проведения опытов.

3. Воспитательные:

  • учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;

  • продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

  • воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;

  • воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.

Экспериментирование позволяет достигать следующие результаты.

Для дошкольников:

  • расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;

  • сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

  • развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

  • повышения теоретического опыта и профессионализма;

  • внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

  • личностный и профессиональный рост.

 Для родителей:

  • повышение уровня экологического сознания;

  • расширение опыта взаимодействия с детьми.

В заключении стоит отметить, что экспериментирование как особенный тип работы, нацеленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности, содействует развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников и подразумевает активный поиск решения проблемы, выдвижение гипотез, реализацию данного предположения и построение заключений на доступном уровне для данного возраста.

Экспериментирование рассматривается как источник постижения находящейся вокруг действительности, в ходе которого дошкольник выражает себя в качестве лица деятельности, без помощи других, выстраивая и выражая в ней исследовательскую активность. Достоинства экспериментирования обусловливаются тем, что оно дает возможность детям выработать представление о различных гранях исследуемого объекта, его взаимоотношениях с иными объектами и прямой средой его существования и функционирования.

Экспериментирование привлекает ребенка как процесс, осуществляющий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового.

Исследовательская активность ценна в формировании ребенка, так как предоставляет им право не только осваивать знания, но также извлекать их с помощью своего опыта. Принимая во внимание то обстоятельство, что дошкольный возраст — это сенситивный этап формирования личности детей, исследовательская активность будет тем новообразованием, которое в дальнейшем будет базой учебной деятельности школьника.

Таким образом, экспериментирование можно определить, как деятельность активно-преобразующего характера, способствующую развитию познавательно-исследовательских умений.

Автор: Педагог дополнительного образования МБДОУ № 61 "Лель" ХМАО -Югра, Сургут, Слободскова Маргарита Абдурахмановна. 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!